Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – разобрать пути совершенствования налогов в целях повышения их роли в экономической системе общества.
В курсовой работе будут рассматриваться следующие задачи:
- раскрыть и обозначить основные понятия и сущность налогов;
- рассмотрение основных элементов налога и раскрыть их содержание;
- изучить сущность и роль налогов в экономической системе общества:
- выявить проблемы, существующие на данном этапе налогообложения и определить направления их устранения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
1.1 Налоги как экономическая категория……………………………………...6
1.2 Экономическая сущность и функции налогов………………………….....9
2. РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……..14
2.1 Налоги как основной источник бюджетов различных уровней………...14
2.2 Налоги как регулирующий фактор экономики…………………………..18
2.3 Выполнение налогами регулирующей функции………………………….21
3. ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ…………….………………………………………………..........25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….38
Серьезного пересмотра требует существующая система налоговых санкций. Так, укреплению принципа справедливости послужит различный подход к возложению финансовой ответственности на налогоплательщиков в зависимости от их вины в совершении налогового правонарушения. В настоящее время лица, злостно уклоняющиеся от уплаты налогов, и плательщики, нарушившие налоговое законодательство в результате ошибки, несут одинаковую ответственность, что представляется неправильным. Данный механизм нужно сделать более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть до полного освобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий, допустивших такие нарушения по независящим от них причинам. При этом штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового правонарушения и наличия преднамеренного умысла. Необходима более четкая и подробная классификация налоговых правонарушений.
Структура налоговых поступлений в ПМР продолжает заметно отличаться от большинства развитых стран. В ПМР, как нигде в мире, но при большей схожести со странами СНГ, низка доля прямых налогов. Ведущее место в формировании налоговых поступлений по-прежнему устойчиво занимают “легко собираемые” косвенные налоги и налог на прибыль.
Низкая доля прямых налогов обусловлена крайне незначительной ключевой составляющей - подоходным налогом с физических лиц и налогами на капитал. В странах с развитой экономикой эти налоги, напротив, являются главными источниками налоговых поступлений: они дают от 24% до 72% налоговых поступлений.
Можно также отметить, что в нынешних условиях делаются попытки усилить крен в сторону косвенных налогов. Это достигается прежде всего за счет удержания высоких ставок НДС, повышения акцизов. Однако не следует забывать, что в то время как прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан; косвенные, падая общей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественной состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказывается обратно пропорциональными к средствам плательщиков.
И хотя косвенные налоги отличаются большей продуктивностью: при росте благосостояния, увеличении численности населения без изменения ставок можно обеспечить постоянный рост доходов; они являются удобным вариантом регулирования потребления, предоставляют удобную возможность регулирования отраслей промышленности при помощи изменения ставок таможенных пошлин; но, перекладывая бремя на плечи конечного потребителя, они подрывают платежеспособность предприятий, что приводит многие из них к ситуации всеобщей задолженности, вызывают прогрессивное удорожание инвестиций и рост производственных затрат. Косвенное налогообложение выступает фактором сужения внутреннего рынка, ограничения спроса и роста внутренних цен.
Однако финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов бесперспективна и не может удовлетворять предъявленным требованиям, лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому благосостоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей.
Важным направлением инвестиционной активности в обществе является (широко практикуемая в странах Западной Европы, США, Японии) смещение акцента с доходов предприятий на доходы физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Однако сегодня, из-за неадаптирования к условиям рыночной экономики, наличия недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных отраслей или хозяйствующих субъектов, а также низкой эффективности борьбы с уклонениями от налогообложения в отдельных сферах деятельности, вызванных несовершенством отдельных положений налогового законодательства, груз налогового давления между различными плательщиками распространяется весьма неравномерно. В настоящее время наибольшее бремя налогов и наиболее жесткий подход в обеспечении контроля за своевременностью уплаты налогов и сборов приходится на предприятия (юридические лица), у которых лучше налажен учет и их легче проверить.
Устранение этого несоответствия - важнейшая задача дальнейшего совершенствования налоговой политики. Однако изменение порядка налогообложения с усилением его воздействия на доходы физических лиц сегодня, в условиях существующего падения уровня жизни населения не только не возможно, но и опасно, так как чревато социальным взрывом.
Разумеется, такая перестройка структуры налогообложения неизбежно потребует времени. И она будет связана с процессом роста доходов основной части населения, обеспечением стабильного роста так называемого среднего класса населения, снижением расслоения в обществе.
Однако, как показывает весь опыт налоговых реформ последних лет, она неизбежна – так как только такая структура налогов обеспечивает устойчивый рост общественного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода приднестровской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий в Приднестровской Молдавской Республике, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.
В общем плане основные направления государственной политики в области налогообложения должны сводиться к следующему:
В области налоговой политики: пересмотр действующей системы налогов (вплоть до отмены некоторых из них) в отношении уменьшения налоговых ставок за счет расширения налогооблагаемой базы, “инвентаризации” налоговых льгот и пересмотра существующей системы финансовых санкций;
В области налогового права: совершенствование действующего налогового законодательства;
В области налоговой техники: упрощение механизма исчисления и уплаты налогов, усиление налогового контроля за счет совершенствования налогового администратирования.
Эти задачи предполагают создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в ПМР.
Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 31.07.1998. № 146 – ФЗ в ред. от 01.01.2011. [Текст] – М.: ЭКСМО, 2011
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ
3. Глущенко В. В., Чехунов В. Н. Финансы: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел. 2000. 160 с.
4. Павлова Л. П. - Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации. - Финансы. 2001. № 1. С. 54.
5. Жидкова Е.Ю. - Налог и налогообложение: Учеб. пособие. – М. : Эксмо, 2009. — 480 с.
6. Налогообложение как фактор развития рыночной экономики [Электронный ресурс] : http://www.jourclub.ru
7. Функции налогообложения [Электронный ресурс] : http://www.xserver.ru
8. Петров М.Л. Налоговая система и налогообложение в России: Учеб. Пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
9. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2005.
10. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и переаб. — М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2007.
11. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.
12. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
13. Соколов, А.А. Теория налогов[Текст] : учебник. – М.: ООО «ЮрИнфо Р – Пресс», 2009.
14. Барда, В.С. Налоговая политика России: проблемы и перспективы [Текст] : учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.
15. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2006.
16. Вылкова Е.С., Романовский М.В Налоговое планирование [Текст]: учебник. – СПб.: Питер, 2004.
17. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
18. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.
19. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2010.
20. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики // Финасы. – 1998.
21. Пансков В.Г. “Организационные вопросы налоговой реформы” – // Финансы. – 2000.
22. Горский И.В. “Налоговая политика и экономический рост” – // Финансы. – 1999.
23. Караваева И.В. “Вопросы развития налоговой реформы в Налоговом кодексе” – // Финансы. – 1998.
24. Брызгалин А.В. “Справедливость как основной принцип налогообложения” – // Финансы. – 1997.
Информация о работе Роль налогов в экономической системе общества