Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание работы

Система налогов и сборов в Российской Федерации………………………..2
Особенности определения налоговой базы по НДС налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров……………………………………………………....8
Список литературы……………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ГОТ..doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)


Содержание.

 

 

 

  1. Система налогов и сборов в Российской Федерации………………………..2
  2. Особенности определения налоговой базы по НДС налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров……………………………………………………....8
  3. Список литературы……………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической  категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения.

Следует отметить, что  под налоговой системой в Российской Федерации понимается не хаотический  набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

В РФ устанавливаются  следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены  на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом. Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

 

 

Федеральные налоги и  сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и  сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых;

7) налог на наследование  или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Налоги и сборы  субъектов РФ (региональные)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам  относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно ст. 39 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления” местные  налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно  путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Земельный налог и  налог на имущество физических лиц  устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Земельный налог и  налог на имущество физических лиц  вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством  о налогах и сборах в порядке  и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам  относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки  уплаты налога.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности определения  налоговой базы по НДС налогоплательщиками,  получающими доход на основе  договоров поручения, договоров  комиссии или агентских договоров.

 

 

Статья 156. Особенности  определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров.

Учет и налогообложение  посреднических сделок.

 Действующее  гражданское законодательство выделяет  три разновидности посреднических сделок – это договоры комиссии, поручения и агентский договор.

По договору комиссии согласно ст. 990 ГК РФ одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению  другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько  сделок (Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ.) от своего имени, но за счет комитента. При исполнении данного договора сделки совершаются от имени комиссионера. В этом главный отличительный признак договора комиссии. При совершении порученной сделки комиссионер выступает как лицо самостоятельное. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, именно комиссионер приобретает права и становится обязанным, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. С другой стороны, третьи лица обязываются по отношению к комиссионеру и приобретают в отношении него права.

 

Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

Здесь, как и  в договоре комиссии, на поверенного  возлагается совершение определенных юридических действий, представляющих интерес для доверителя. Однако при этом в отличие от комиссионера поверенный, выполняя обязательства по договору поручения, совершает юридические действия от лица доверителя. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. С другой стороны, по сделкам, совершаемым поверенным за счет доверителя, третьи лица обязываются по отношению к последнему и приобретают права в отношении него.

Согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Агентский договор  позволяет оформить правовые отношения, в которых посредник (представитель) совершает сделки и другие юридические действия, а также действия фактического порядка, не влекущие юридических последствий. Например, организация, действующая в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, что будет подразумевать не только заключение договоров купли-продажи, но и проведение рекламной компании и других мероприятий по изучению и освоению рынка. В подобных ситуациях сторонам договора невозможно обойтись каким-либо одним из традиционных договоров поручения, комиссии или продажи. Необходимо заключить либо несколько различных, но тесно взаимосвязанных договоров между одними и теми же субъектами, либо сложный смешанный (комплексный) договор. Заключение агентского договора позволяет значительно упростить такую ситуацию.

 

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной  агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал  и был назван в сделке или вступил  с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Хотя договор  агентирования является самостоятельным  хозяйственным договором, синтезирующим в себе договоры комиссии и поручения, конкретные сделки, хозяйственные операции, совершаемые агентом для принципала, укладываются в рамки договоров комиссии и поручения. Согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 "Поручение" или гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, можно выделить две основные особенности  договоров комиссии, поручения и  агентских договоров, которые определяют схему налогообложения сделок по ним и порядок бухгалтерского учета ведущихся в рамках этих договоров хозяйственных операций:

1) имущество,  с которым ведутся операции (заключаются  сделки купли-продажи, подряда  и т. п.), не принадлежит посреднику (комиссионеру, поверенному, агенту) на праве собственности;

2) в зависимости  от выбранного вида посреднической  сделки меняется объем обязательств по расчетам между посредниками (комиссионером, агентом, поверенным) и третьими лицами, т. е. поставщиками, покупателями или подрядчиками комитента, доверителя или принципала.

 

В договоре комиссии комиссионер выступает от своего имени, и, следовательно, обязательства тех лиц, которым продаются, у которых приобретаются и которым заказываются товары, возникают непосредственно перед комиссионером. При договоре поручения поверенный в заключаемых сделках выступает не от своего имени, а от имени доверителя, поэтому обязательства третьих лиц возникают не перед поверенным, а непосредственно перед тем лицом, интересы которого он представляет (т. е. перед доверителем). В агентском договоре в зависимости от конкретной схемы его реализации ( т. е. в зависимости от того, выступает ли агент в заключаемых сделках от своего имени или от имени принципала), характер обязательств соответствует схеме договора комиссии или поручения.

Первая из выделенных нами особенностей в части правил обложения сделок комиссии, поручения и агентских соглашений налогом на добавленную стоимость позволяет классифицировать эти операции комиссионера, поверенного или агента для целей обложения НДС как реализацию услуг.

Для организаций  – комиссионера, поверенного или  агента – продажа товаров или заключение иных сделок в интересах комитента, доверителя или принципала для целей налогообложения являются реализацией услуг, т. е. деятельностью, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Суммой оборота по реализации у организаций – комиссионера, поверенного или агента, т. е. базой  обложения НДС, является не цена продажи  или приобретения товаров комитента, доверителя или принципала, а только сумма получаемого за выполнение услуг вознаграждения. Это положение определяется п. 1 ст. 156 НК РФ, согласно которому налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Данное положение НК РФ имеет определяющее значение не только для целей уплаты НДС непосредственно с оборотов по реализации услуг комиссионера, агента или поверенного, но и для квалификации в целях налогообложения всех денежных потоков в рамках исполнения рассматриваемых договоров.

В особенности это важно  при авансировании комитентом, доверителем  или принципалом расходов соответственно комиссионера, поверенного или агента по договору. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Из всех получаемых от комитента, доверителя или принципала сумм авансом, подлежащим обложению  НДС, считается только выплачиваемая  вперед сумма вознаграждения. Все  же прочие денежные средства, перечисляемые  комитентом, доверителем или принципалом на счета комиссионера, поверенного или агента в рамках исполнения соответствующих договоров, для целей налогообложения рассматриваются как финансирование расходов по сделке и у этих организаций НДС не облагаются.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У КОМИССИОНЕРА, ПОВЕРЕННОГО ИЛИ  АГЕНТА.

 

Отсутствие у комиссионера, поверенного  или агента права собственности  на участвующее в сделках имущество  имеет важное значение и для целей  бухгалтерского учета операций по рассматриваемым  договорам. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", собственное имущество организации и имущество, не принадлежащее ей на праве собственности, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета имущества, фактически находящегося во владении организации, но не принадлежащего ей на праве собственности, выделяются специальные забалансовые счета.

Из системы забалансовых счетов только один счет - 004 "Товары, принятые на комиссию" специально предназначен для учета посреднических сделок. Согласно Инструкции по применению плана счетов счет 004 "Товары, принятые на комиссию" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию, в соответствии с договором. Специальных счетов для учета товаров, получаемых во владение по договорам поручения и агентским договорам, соответственно, поверенным и агентом в системе забалансовых счетов плана счетов нет. Для этих целей в рабочем плане счетов организации можно использовать либо счет 004, либо счет 002 "Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение".

Вторая из выделенных нами особенностей посреднических договоров  – состав обязательств контрагентов по заключаемым комиссионером, поверенным или агентом в интересах комитента  доверителя или принципала сделкам  – влияет только на порядок бухгалтерского учета соответствующих операций.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ "О бухгалтерском  учете" объектом бухгалтерского учета  являются обязательства организации. Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). В соответствии с данными нормами в учете организации должны показываться обязательства ее контрагентов по сделкам в суммах, причитающихся к получению на момент отражения в учете.

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации