Система налогов и сборов в РФ. Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)
  1. Система налогов и сборов в РФ. Классификация налогов.
    1. Система налогов и сборов в РФ

 Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов). Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения.

Следует отметить, что под налоговой  системой в Российской Федерации  понимается не хаотический набор  разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все  налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые  периоды и т.п.).

В РФ устанавливаются следующие  виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут  быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме  того, федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются также  исключительно Налоговым кодексом.

Налоговым кодексом устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения указанных специальных налоговых  режимов.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;5) налог  на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;7) налог на наследование  или дарение;

8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Налоги и сборы субъектов  РФ (региональные)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ, если иное не предусмотрено  законом.

Региональные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях субъектов РФ в  соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно ст. 39 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления” местные  налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными  органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно путем  местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать  разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  поселений (межселенных территориях), городских округов.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях  этих субъектов РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК.

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики  определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

Общие условия установления налогов  и сборов

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

 

1.2 Классификация налогов.

Объединение налоговых  платежей в систему позволяет  их  классифицировать

по различным  признакам.  Это  дает  возможность  лучше  уяснить  сущность  и

механизм их действия.

    Классификация  налогов представляет собой их  группировку  по  различным

принципам или основаниям. Налоги классифицируются следующим  образом:

    - по субъектам  платежей, что означает, что они  разделяются  на  налоги,

взимаемые с юридических  лиц и на налоги, уплачиваемые физическими  лицами.  В

то же время есть ряд налогов общих для юридических  и физических лиц

    К ним  относятся земельный налог, налоги  в дорожные фонды;

    - по методам  взимания. По этому признаку различают  прямые  и косвенные

налоги. К прямым налогам относятся налоги  на  доход  и  на  имущество.  При

прямом налогообложении  фактически  является  юридическое  или уплачивающее

налог.

    Косвенные  налоги отличаются  от  прямых,  выплачиваемых с дохода  или

имущества, тем, что  включаются в виде надбавки в цену товара или  тарифа  на

услуги. Юридически обязанность внесения  косвенных  налогов  возлагается  на

предприятие, производящее товары или  услуги  или  предприятие,  реализующее

их. Но  данные  предприятия  не  являются  фактическими  налогоплательщиками

применительно к  косвенным налогам. В связи с  тем, что они включаются в  цены

товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является  их  потребитель,

поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму налога.

    В группу  косвенных  налогов  входят  налог  на  добавленную  стоимость,

акцизы, таможенные  пошлины  и  др.  Платежи  во  внебюджетные  фонды  также

относятся  к  косвенным  налогам,  но  включаются  они  не  в  цену,   а   в

себестоимость продукции.  Но,  в  конечном  счете,  повышение  себестоимости

увеличивает цену.

    Сочетание  прямых  и  косвенных  налогов   позволяет  государству  полнее

использовать как  фискальную, так и стимулирующую  функции  налогов.  В  этом

случае под налоговым воздействием  оказываются и материальные  ресурсы и

рабочая сила, и  доход,

    - в зависимости  от территориального уровня, на  котором  они  взимаются.

Закон "Об основах  налоговой системы" вводит  подразделение  налогов  на  три

вида   в   зависимости   от   их   территориального   уровня:    федеральные

(общероссийские), субъектов  Федерации, местные налоги.

    К федеральным  налогам относятся: налог на  добавленную стоимость, акцизы

на отдельные  группы товаров, налог на доходы  банков,  налог  на  доходы  от

страховой деятельности, налог на  операции  с  ценными  бумагами,  налог  на

прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги, зачисляемые  в  дорожные

фонды,  налог  на  имущество,  переходящее  в  порядке  наследования.  Кроме

налогов  к  федеральным   платежам   относятся:   государственная   пошлина,

таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование  ресурсами и др.

    Отличительными  чертами федеральных налогов   являются:  их  обязательное

установление государственным  законодательным  актом,  их  взимание  на  всей

территории  Российской  Федерации.  Они  могут  быть  зачислены  частично  в

федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог  с

физических лиц, налог на прибыль).

    К   налогам  субъектов   Федерации   относятся:   налог   на   имущество

предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты,

лесной налог, плата  за воду, забираемую промышленными  предприятиями.  Кроме

того,  субъекты  Федерации  имеют  право  вводить   транспортный   налог   с

предприятий (кроме  бюджетных предприятий) и разовые  сборы за право  торговли

товарами народного  потребления.

    Часть   налогов  субъектов  Федерации   устанавливается  государственными

законодательными  актами. Часть - законодательными актами самих субъектов.

    В группу  местных налогов входят: налог   на  имущество  физических  лиц,

налог на строительство  объектов промышленного назначения в курортных зонах,

    на перепродажу  автомобилей, на содержание жилого  фонда и др.  Некоторые

местные налоги устанавливаются  законодательными актами субъектов  Федерации.

Другая часть - решениями  местных органов власти;

    - в зависимости  от характера  использования   налоги  подразделяются  на

налоги общего и  целевого значения.

    Налоги  общего значения зачисляются   в  бюджет  соответствующего  уровня

(государственный,  субъектов Федерации, местный)  и используются как  денежный

фонд, общий для  расходов исполнительной власти на различные  цели.

    Целевые  налоги зачисляются в государственные  внебюджетные целевые фонды

для  строго  целевого  использования:  пенсионный  фонд,  фонд   социального

страхования, фонд обязательного медицинского  страхования,  фонд  занятости,

земельный фонд.

 

 

 

 

  1. Задача. Определите сумму акцизов, подлежащую уплате по автомобильному бензину организацией – переработчиком.

Известно: 1. Организация произвела 20 тонн автомобильного бензина марки Аи-76 и передала его на давальческих началах другой организации с целью получения бензина марки Аи-95.

2. Организация – переработчик  передала собственнику бензин  марки Аи-95 – 25 тонн.

3. Ставки акциза на бензин  за 1 тонну марки Аи-76 и Аи-95 применить согласно НК РФ.

Решение:

1. Организация произвела 20 тонн  автомобильного бензина марки  Аи-76 и передала его на давальческих  началах другой организации с  целью получения бензина марки  Аи-95.

. При передаче на переработку  бензина Аи-76 производитель начислит  акциз в сумме 58 460 руб. (20 х 2 923).

  1. Организация-переработчик при передаче собственнику полученного ею автомобильного бензина марки Аи-95 в количестве 25 т начислит акциз и произведет налоговый вычет; итого к уплате 41 340 руб. ((25 х 3 992) – 58 460).

Таким образом, в данной ситуации акциз  начисляет как производитель  нефтепродукта, передаваемого на переработку, так и переработчик давальческого  сырья. При этом применение налоговых  вычетов позволяет избежать двойного налогообложения акцизом автомобильного бензина.

Информация о работе Система налогов и сборов в РФ. Классификация налогов