Содержание, принципы порядка планирования и финансирования расходов негосударственных некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Негосударственные некоммерческие организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения. Влияние формирующегося этого сектора на социальную и экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от взаимодействия негосударственных организаций с представительными и исполнительными органами государства, а также органами местного самоуправления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Содержание, принципы порядка планирования и финансирования расходов негосударственных некоммерческих организаций 5
2 Содержание и характеристика финансовых планов применяемых в негосударственных некоммерческих организациях 11
3 Процесс планирования и финансирования расходов негосударственных некоммерческих организаций 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Задачами финансового  планирования является следующее:

1) формирование источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта;

2) определение видов и размеров специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;

3) распределение централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;

4)выявление резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

5) контроль за производственно ­ финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Уставная деятельность некоммерческой организации осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. Доходная часть финансового плана – это все возможные источники финансирования данной организации. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. При этом финансовый план можно представить в виде документа – сметы доходов и расходов. Составление сметы является обязательным требованием п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

Существенным отличием некоммерческой организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время некоммерческая организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Эти обстоятельства обязательно учитываются в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, позволяющих увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.

Кроме того, возникает проблема взаимоувязки поступающих денежных средств с  возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.

Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может принимать любые формы — бюджет, смета, баланс, — в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.

Доходная часть финансового  плана — это все возможные  источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется  доходная часть некоммерческой организации:

- вступительные и членские взносы — это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;

- добровольные взносы — это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г.).

- доходы от предпринимательской деятельности — это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательно им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть  финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень  детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

1 расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

2 назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

Важно отметить, что при  составлении финансового плана  должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. А поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект. Например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и т.п.). Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени. Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план. Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

1 некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;

2 исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

После этапа прогнозирования  возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации.

Этап распределения представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на этапы.

 На первом этапе  задаются стратегические цели, реализуемые  посредством программ.

На втором этапе оценивается  потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

 На третьем этапе определяются потребность в финансировании.

Если величина потребности  в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана. На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали — программы.

После того как установлены  цели, необходимо сформулировать задачи для достижения поставленных целей  на каждом из этапов работы и провести расчеты.

Смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет организации включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) организации является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджет и отчет об исполнении бюджета утверждаются высшим органом управления некоммерческой организации.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов  за счет членских взносов, пожертвований,  грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер  расходования денежных фондов  на основе утвержденной сметы  (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность  деятельности (отсутствие получения  прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу  источнику финансирования;

6) реализация общественных  интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная  ответственность участников некоммерческой  организации за результаты ее деятельности.

 

3 Процесс планирования  и финансирования расходов негосударственных некоммерческих организаций

Исследование опыта  некоммерческих организаций зарубежных стран показало, что состав расходов организаций примерно одинаковый. В структуре расходов преобладают расходы на персонал (включая налоги, командировки, социальный пакет), и они превышают 60% (рис. 1 и 2). Так же как и в России, расходы на персонал не зависят от того, в какой организации (коммерческой или некоммерческой) работает сотрудник – налоги, социальные выплаты, командировочные расходы и отчетность по ним одинаковые.

Так, для товариществ  собственников жилья в расходной части бюджета рекомендуется отражать (приказ Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17­45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья»):

1 административно ­ управленческие расходы (заработная плата административно ­ управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы);

- техническое обслуживание, содержание и ремонт. Может выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом;

- прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страховые, налоги);

Чтобы уложиться в  смету, нельзя исключать возможное  изменение таких факторов, как уровень инфляции, цены на товары и услуги, налоги (они тоже время от времени меняются). Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении параметров целевых программ, когда-либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае исходя из ожидаемых доходов нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.

Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и  по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой. Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в  случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности. Если изменения несущественны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Информация о работе Содержание, принципы порядка планирования и финансирования расходов негосударственных некоммерческих организаций