Состав и назначение льгот по налогу на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:
производственные, коммерческие, транспортные издержки;
проценты по задолженности;
расходы на рекламу и представительство;
расходы на научно-исследовательские работы;

Содержание работы

1. Налог на прибыль. Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль

2. Состав и назначение льгот по налогу на прибыль

3. Задача

4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Nalogi.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой  ему предоставлялись налоговые  льготы, до истечения пятилетнего  срока со дня его регистрации  сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере за весь период функционирования данного предприятия.

В соответствии с Законом РСФСР "Об инвестиционном налоговом кредите" от 20 декабря 1991г. малый бизнес получил особую целевую налоговую льготу - инвестиционный налоговый кредит. Это отсрочка платежа налоговых сумм, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми службами. Отсрочка может быть получена малым предприятием по налогу на прибыль (или налогу на имущество предприятий) в размере 10% от цен от закупленного и введенного в действие оборудования, используемого для замены ранее купленного импортного оборудования для НИР, защиты окружающей среды от загрязнения отходами, а также от цен оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов. При этом общая сумма налогового кредита и других налоговых льгот, предоставленных предприятию, не должна уменьшать суммы налога на прибыль, фактически полученную в календарном году, более чем на 50%.

Для получения налогового кредита малое предприятие заключает с налоговыми органами соглашение, в котором устанавливаются цель использования, сумма, срок погашения и др. Возврат кредита начинает осуществляться через два года с учетом индекса инфляций, при этом общий срок погашения - пять лет.

Кроме предприятий с ограниченной численностью инвестиционный налоговый кредит предоставляется  приватизированным предприятиям, получившим кредит для выкупа имущества товариществом.

Малые предприятия наряду с применением  на общих основаниях метода ускоренной амортизации имеют право списывать дополнительно до 50% стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. В случае прекращения деятельности предприятия до истечения одного года сумма дополнительно списанного износа подлежит восстановлению за счет прибыли.

Налоговые льготы четвертой группы предоставляются определенным категориям плательщиков. Не подлежат налогообложению прибыли:

  • религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности;

  • общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий, а также предприятий, учреждений, организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов;

  • предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения;

  • предприятий с иностранными инвестициями, занятых в сфере материального производства, в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли;

  • музеев, библиотек, государственных театров, а с 1 января 1994 г. - домов культуры, цирков, зоопарков;

  • предприятий от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг;

  • организаций Пенсионного фонда РФ, полученные от капитализации временно свободных средств этих организаций и направленные на мероприятия по социальной защите населения;

  • банков и кредитных учреждений, полученные от представления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на капитальные вложения по развитию их собственной производственной базы.

Органы  государственной власти субъектов  Федерации помимо указанных льгот  имеют право устанавливать для  отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в бюджет. Запрещается предоставлять льготы, носящие индивидуальный характер. Под отдельными категориями плательщиков понимается совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или отраслевому признаку.

По  предприятиям, получившим в предшествующем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет, при условии полного использования  на эти цели средств резервного и  других фондов предприятия.

При большом разнообразии налоговых  льгот законодательством предусмотрены  ограничения для всех плательщиков. Общая сумма льгот на прибыль  не может уменьшать фактическую  сумму прибыли, исчисленную без  учета налоговых льгот, не более  чем на 50%. изъятия - освобождения от налогообложения прибыли, полученной от отдельных видов деятельности (как правило, признанной законодателем приоритетной для государства или территории нахождения (осуществления деятельности) налогоплательщика). Например, освобождение от налогообложения прибыли при производстве продуктов детского питания, продукции традиционных народных промыслов;

скидки - уменьшение сумм налогооблагаемой прибыли  на суммы затрат по определенным законодателем  направлениям. Они стимулируют не осуществление деятельности в той или иной сфере, а направление полученных средств на цели, определенные законодателем как приоритетные. Например, уменьшение налогооблагаемой базы на сумму осуществляемых плательщиком капитальных вложений; снижение ставки налога. Условием уменьшения суммы или ставки налога на прибыль является выполнение особых требований, предъявляемых к предприятию, масштабу или сфере деятельности налогоплательщика, составу его участников и т.д. Например, на 100% уменьшается сумма налога на прибыль для общественных организаций инвалидов.

По источнику различаются  федеральные (общегосударственные) льготы и льготы, предоставляемые субъектами федерации (региональные). Если первые распространяются на всю прибыль, с  которой подлежит уплате налог, вне зависимости от того, какому бюджету предназначаются налоговые платежи, то вторые имеют значение только в пределах налоговых платежей, направляемых в бюджеты соответствующих формирований. Далее будут рассмотрены как федеральные, так и региональные льготы.

Для уточнения порядка  предоставления региональных льгот  налогоплательщикам необходимо обращаться к местным нормативным актам. Следует также отметить, что основным условием предоставления субъектами федерации  льгот является запрет на установление льгот, носящих индивидуальный характер, то есть льготы не могут предоставляться отдельным конкретным налогоплательщикам. Их можно применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов экономического и социального развития регионов. Под отдельными категориями плательщиков следует понимать совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку. Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы.

Можно выделить льготы, предоставляемые  под условием. Если налогоплательщик нарушает условие предоставления такой  льготы, то при расчете налога за период, в котором допущено нарушение, должен быть проведен перерасчет налога так, как если бы льгота никогда не была предоставлена. Например, если имущество, в связи с приобретением которого была использована скидка (льгота по капитальным вложениям), продается ранее, чем через два года, то налоговая база в году такой продажи увеличивается на сумму использованной скидки.

Краткий анализ основных льгот по налогу на прибыль.

Перечень льгот по налогу на прибыль достаточно обширен, но их функционирование нельзя оценить  однозначно.

Хотелось бы подробней  остановиться на льготе по финансированию капитальных вложений. Ее основная функция - стимулирование направления свободных ресурсов предприятия на собственное развитие, расширение. Предоставляя данную льготу государство как бы кредитует предприятие с целью достижения в производстве высоких темпов НТП.

Эта налоговая льгота, однако, государством реализуется в  пассивном варианте. Предприятие  может пользоваться этой льготой, а  может ее игнорировать, например, направляя  доход преимущественно на материальное поощрение. Следовательно, поднимается  вопрос о представлении данной льготы в законодательстве в активном варианте.

Государство через налоговую  службу может на основе балансовых отчетов достаточно точно видеть, сколь интенсивно предприятие инвестирует  свой доход в развитие и тем  самым определить: кто эффективно, а кто нерадиво его расходует, и за это уровнем налога или поощрять, или наказывать. Подобная дифференциация налогообложения прибыли может бать организована при условии применения экономико-математических методов.

Далее следует определить диапазон, в пределах которого допустимо менять размер налога и уровень прогрессивности изменения налога в пределах установленного диапазона. Эти вопросы решаются с помощью экспертных оценок, но в данной работе они не будут подробно рассмотрены, так как не представляют интереса для системы расчета самого налога на прибыль. Все описанное выше пока лишь теория и возможно никогда не будет воплощено в жизнь.

Описанная далее льгота применяется в целях обеспечения  рабочими местами инвалидов. Но по большому счету, в условиях когда высок уровень безработицы среди трудоспособного населения, данная льгота не является большим стимулом к привлечению труда инвалидов. Кроме того, спектр работ, которые могут выполнять физически или умственно неполноценные люди достаточно узок, что дополнительно снижает число потенциальных получателей льготы. И если льготу по уменьшению ставки налогообложения на 50% получить вполне реально, то льготу по освобождению от уплаты налога в условиях низкого уровня развития экономики не получает почти никто, так как в этом случае довольно большую часть чистой прибыли необходимо тратить на непроизводственные нужды.

Льгота, связанная с  возмещением убытков предшествующего  периода, несомненно помогает предприятию  продолжить осуществление своей  деятельности. Но в то же время, она сокращает поступления средств от налога на прибыль в бюджет, сумма которых итак постоянно снижается.

Таким образом, возникает  дилемма. С одной стороны льготы необходимы для поддержки предприятий, с другой - они существенно снижают  доходную часть бюджета. В проекте Налогового кодекса предусмотрено значительное сокращение налоговых льгот, имеющих целенаправленный, стимулирующий характер. Сторонники отмены льгот обычно аргументируют это следующим: льготы создают неравные начальные условия для налогоплательщиков и, как уже отмечалось выше, существенно снижают поступления в бюджет.

Относительно первого  довода необходимо отметить, что налогоплательщики  изначально находятся в неравных условиях, и налоги скорее выравнивают  стартовые возможности, нежели усугубляют их. Более основателен, особенно в условиях бюджетного кризиса, аргумент о «выпадении» в связи со льготами значительных сумм из доходов бюджета. При этом называют сумму бюджетных потерь100 - 160 трлн. руб. в расчете на год. Однако еще никто никогда не рассчитывал бюджетные выгоды в связи с выполнением налоговой системой стимулирующей функции.

Действующий сегодня  порядок налогообложения прибыли  практически не оставил место  для льгот. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 НК РФ.

До 2002 года наличие  большого количества льгот давало фирмам возможность в значительной степени уменьшить размер налога на прибыль. Только за счет инвестиционной льготы налог можно было сократить в два раза. Принятие главы 25 НК РФ изменило ситуацию. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. Тем не менее и сегодня бухгалтеры нередко сталкиваются с проблемами, связанными с применением льгот по налогу на прибыль

 

3. Задача

 

Рассчитайте налог на прибыль по следующим данным:

* валовая прибыль предприятия 360 000 руб. 
* доходы, полученные в результате совместной деятельности 120 000 руб. 
* прибыль, направленная на социальные нужды 20 000 руб. 
* расходы на оплату труда 10 000 руб

 

 

Решение:

360000 - 20000 - 10000 = 330000 руб. 
330000 + 120000 = 450000 руб. 
450000 * 20% = 90000 руб. - налог на прибыль

 

 

Ответ: налог на прибыль составляет 90 000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.НК РФ

2.Рагимов С.Н. Зигзаги налога на прибыль. //ФинансыМ: Агенство «Бизнес-Информ», 2000

3.Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2001

 

 

Также, при подготовке данной работы были использованы материалы  сайтов:

 

 

                           

  

 

http://www.wikipedia.org/

http://garantmoscow.ru/

http://www.nalog.ru/

http://minfin.ru/ru/

 



Информация о работе Состав и назначение льгот по налогу на прибыль