Совершенствование налога на доходы физических лиц в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальность налога на доходы физических лиц обуславливается тем, что он является прямым, регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. Доля налога в доходах консолидированного бюджета РФ занимает третье место после налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, составляя около 10%. Это связано с относительно низким уровнем оплаты труда в нашей стране. Очевидно, в перспективе его фискальное значение будет повышаться.
Основополагающим документом, регулирующим порядок взимания рассматриваемого налога, является вторая часть НК РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Налог на доходы физических лиц: понятие и основные элементы налога 4
2. Применение налоговых вычетов 9
3. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ 12
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц в современных условиях 18
Заключение 22
Список использованной литературы: 23

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажениеWord (2).docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

  Налоговые   органы   в   исключительных   случаях   с   учетом   специфики   деятельности   либо особенностей  места  нахождения  организаций   могут  предоставлять  отдельным   организациям  право представлять  сведения о доходах физических  лиц на бумажных носителях.

  Налоговые   агенты   выдают   физическим   лицам   по   их   заявлениям   справки   о   полученных физическими  лицами доходах и удержанных  суммах налога по форме, утвержденной  федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным по контролю  и надзору в области налогов  и сборов [5, 70].

 Излишне   удержанные   налоговым   агентом   из   дохода   налогоплательщика   суммы   налога подлежат   возврату   налоговым   агентом   по   представлении   налогоплательщиком   соответствующего заявления.

  Суммы налога, не удержанные  с физических лиц или удержанные  налоговыми агентами не полностью,  взыскиваются ими с физических  лиц до полного погашения этими  лицами задолженности по налогу  в порядке, предусмотренном НК.

 Суммы налога, не взысканные  в результате уклонения налогоплательщика  от налогообложения, взыскиваются  за все время уклонения от  уплаты налога [5, 71].

Таким образом, сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. Уплата налога производится не позднее  чем через 15 дней после подачи налоговой  декларации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Совершенствование  налога на доходы физических  лиц в современных условиях.

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса внесены  изменения, направленные на уточнение порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Уточнено понятие «налогового  агента» для целей статьи 214.1, а также статей 214.3 и 214.4 Кодекса, устанавливающих особенности определения  налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными  бумагами, скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым  агентом.

Для реализации государственной  политики трудоустройства безработных  граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  в соответствии с программами, утверждаемыми  соответствующими органами государственной  власти, а также стимулирования создания такими гражданами, открывшими собственное  дело, дополнительных рабочих мест был предусмотрен особый порядок  учета для целей определения  налоговой базы по налогу на доходы физических лиц соответствующих  выплат.

Изменены правила обращения  налогового органа в суд с заявлением о взыскании с физического лица задолженности по налогам, сумма которой не превышает 1500 рублей.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» призван сократить случаи обращения в суд налогового органа за взысканием незначительных сумм.

Только в случае, если в течение трех лет со дня истечения  срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и  штрафов, направленного физическому  лицу, общая сумма задолженности  не превысила 1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Новые правила распространяются на требования об уплате налога, сборов, пеней и штрафов, направленных налогоплательщикам после 2 января 2011 года.

В законодательстве о налогах  и сборах закреплены условия для  установления единого срока уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц – 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты данных налогов за 2011 год может  быть определен как 1 ноября 2012 года.

Установление единого  срока уплаты, отмена авансовых платежей, наряду с предоставленными Кодексом дополнительными возможностями  по улучшению информационного взаимодействия налоговых и регистрирующих органов, значительно сокращают количество ошибок в начислении платежей, снижают  случаи перерасчетов. В конечном итоге  создаются комфортные условия для  исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов.

В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов  расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной  системы) в 2005 – 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года, а доля налога на доходы физических лиц увеличилась с 3,3%  в 2005 году до 4% в 2010 году.

Таблица 1

Доходы бюджета  расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

 в том числе

           

Налог на прибыль организаций

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог и страховые  взносы

5,5%

5,4%

5,6%

5,5%

5,9%

5,2%

Прочие налоги и сборы

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%


 

Также введены меры налоговой  поддержки налогоплательщиков, на обеспечении  которых находятся дети.

В целях реализации демографической  и социальной политики подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В частности, вычет в размере 3000 рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка.

Кроме того, законопроектом предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого в настоящее время  для всех налогоплательщиков, что  позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации в связи  с увеличением налогового вычета для семей с детьми.

Наряду с этим нуждается  в законодательном урегулировании порядок предоставления имущественного налогового вычета при приобретении жилья супругами, включая случаи приобретения жилья в общую собственность  с несовершеннолетними детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, — только доход от источников в Российской Федерации. Определенные виды доходов физических лиц, перечисленные в НК, освобождены от налогообложения.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение: стандартных налоговых вычетов; социальных налоговых вычетов; имущественных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13%.

Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35%. Для  большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13%. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, получение которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.

В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т.п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента. В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Таким образом, налог на доходы физических лиц является федеральным  налогом. Все элементы налогообложения  установлены федеральным законодательством, а именно главой 23 НК РФ. Для физических лиц налог на доходы – это основной налог.

Данная работа скачена  с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 40957

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ. Глава  23.

2) "Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (одобрено Правительством РФ 20.05.2010)

3) Жидкова Е. Ю. Учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование).

4) Миляков Н.В. Налоги  и налогообложение: Учебник –  5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 590 с. – (Высшее образование).

5) Скрипниченко В. Налоги  и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА",  2007.

6) Тарасова В.Ф. Налоги  и налогообложение: учебное пособие  / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.

7) Налоги и налоговая  система Российской Федерации:  Учеб. пособие для бакалавров / Л.И. Гончаренко, А.В. Варнавский, Н.С. Горбова и др.; Под науч. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: ИНФРА-М, 2009, 318 с. – (Высшее образование).

8) Налоги и налогообложение:  Учеб. пособие / Под ред. А.З. Дадашева. – М.: ИНФРА-М: вузовский учебник, 2008. – 464 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц в современных условиях