Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:55, научная работа
Целью работы является изучение путей совершенствования налогового учета на предприятии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогового учета, выявить его особенности;
- рассмотреть организацию налогового учета;
- изучить пути совершенствования налогового учета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 4
1.1 Понятие налогового учета 4
1.2 Сравнительная характеристика финансового и налогового учета 10
1.3 Синтетический учет расчетов с бюджетом 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 4
1.1 Понятие налогового учета 4
1.2 Сравнительная характеристика
финансового и налогового
1.3 Синтетический учет расчетов с бюджетом 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
3 Совершенствование налогового учета 16
Заключение 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития национальной экономики изучение опыта функционирования налогового учета и его развития имеет огромное научное и практическое значение. Ведение налогового учета дает возможность отражать хозяйственные ситуации в режиме реального времени, что позволяет на основе учетных данных осуществлять краткосрочное прогнозирование учетной и налоговой политики хозяйствующего субъекта.
Необходимость выделения налогового учета также продиктована интеграцией Казахстана в мировую экономическую систему путем развития международной кооперации производства.
Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности. Налоговый учет существует с целью правильного определения момента возникновения и величины налоговых обязательств, а также правильного отнесения доходов и вычетов к отчетным периодам и, в конечном итоге, для исчисления суммы налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством.
Целью работы является изучение путей совершенствования налогового учета на предприятии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогового учета, выявить его особенности;
- рассмотреть организацию
- изучить пути
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Понятие налогового учета
Налоговый учет как один из видов учета является актуальным в совершенствовании системы налоговых отношений, эффективном управлении хозяйственной деятельностью, повышении налоговой дисциплины, достижении наиболее приближенной оптимизации налогообложения.
Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности. Налоговый учет существует с целью правильного определения момента возникновения и величины налоговых обязательств, а также правильного отнесения доходов и вычетов к отчетным периодам и, в конечном итоге, для исчисления суммы налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством [1].
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.
Целью налогового учета является правильное и своевременное исполнение налогоплательщиком налоговых обязательств.
На государственном уровне налоговый учет представляет собой регистрацию налогоплательщиков, учет поступлений в бюджет, контроль и администрирование за уплатой налогов.
Налогоплательщики (налоговые агенты), за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента, самостоятельно организуют налоговый учет и определяют формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:
1) формирование полной и
2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
Кроме того, Налоговым кодексом введено абсолютно новое для казахстанских налогоплательщиков понятие налоговой учетной политики.
Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывают и утверждают налоговую учетную политику, за исключением применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяются такие специальные налоговые режимы.
Такие категории налогоплательщиков по деятельности, на которую распространяются специальные налоговые режимы, утверждают налоговую учетную политику, разработанную самостоятельно, но по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан.
Налоговая учетная политика – это принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.
Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Ведение налогового учета осуществляется налогоплательщиками по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом [2].
Метод начисления – это метод учета, согласно которому независимо от времен оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества.
Налогоплательщики (налоговые агенты) на основе налогового учета по итогам налогового периода определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, и исчисляют налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
В системе учета пристального внимания заслуживает налоговый учет, который способствует эффективному управлению налоговыми отношениями между государством и субъектами предпринимательства, а также повышению информативности в области доходов, расходов и налоговых обязательств.
Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, для которых предусмотрены различные условия налогообложения, обязаны вести раздельно учет объектов налогообложения объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности.
Новый кодекс подробно регламентирует порядок ведения раздельного налогового учета.
Раздельный налоговый учет ведется налогоплательщиком на основании учетной документации.
Налогоплательщик не может объединять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по видам деятельности, для которых установлены требования по ведению раздельного налогового учета[3].
Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в налоговой учетной политике порядок ведения раздельного налогового учета, в том числе перечень видов общих доходов и расходов, методы распределения таких доходов и расходов между видами деятельности, для которых установлены различные условия налогообложения.
При этом под общими доходами и расходами налогоплательщика понимаются доходы и расходы отчетного налогового периода, в том числе доходы и расходы по общим фиксированным активам, которые не имеют прямой причинно-следственной связи с осуществлением отдельного вида деятельности и не могут быть в полном объеме отнесены ни к одному из видов деятельности, для которых установлены различные условия налогообложения.
В случае если в налоговой учетной политике не установлен порядок распределения общих доходов и расходов, то органы налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки осуществляют распределение таких доходов и расходов по удельному весу, в общей сумме доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период.
В налоговой учетной политике должны быть установлены следующие положения:
- формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;
- перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утвержденному уполномоченным государственным органом по стандартизации;
- наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение учетной налоговой политики;
- порядок ведения раздельного налогового учета;
- порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления видов деятельности, для которых предусмотрены различные условия налогообложения, а также в случае осуществления операций по недропользованию;
- выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, предусмотренные кодексом;
- политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования.
Налоговая учетная политика по совместной деятельности разрабатывается и утверждается участниками договора о совместной деятельности [4].
При осуществлении видов деятельности, ранее не указанных в налоговой учетной политике, налогоплательщик и налоговый агент должен внести соответствующие изменения и дополнения в налоговую учетную политику.
Изменения и дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком и налоговым агентом одним из следующих способов:
1) утверждение новой налоговой
учетной политики или нового
раздела учетной политики, разработанной
в соответствии с
2) внесение изменений и
Не допускается внесение налогоплательщиком и налоговым агентом изменений и дополнений в налоговую учетную политику:
1) проверяемого налогового
2) обжалуемого налогового
Необходимость ведения налогового учета продиктована интеграцией Казахстана в мировую экономическую систему путем развития международной кооперации производства.
Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком либо налоговым агентом учетной документации в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
Ведение налогового учета дает возможность отражать в режиме реального времени, что позволяет осуществлять краткосрочное прогнозирование учетной и налоговой политики хозяйствующего субъекта.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Налогоплательщик самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;
- расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
- достоверное составление налоговой отчетности;
- предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля [5].
С введением нового налогового кодекса учетная документация включает в себя:
- бухгалтерскую документацию;
- налоговые формы;
- налоговую учетную политику;
- иные документы, являющиеся основанием
для исчисления объектов
При этом налоговые формы включают: налоговые заявления, налоговую отчетность, налоговые регистры.