Совершенствование налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:55, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение путей совершенствования налогового учета на предприятии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогового учета, выявить его особенности;
- рассмотреть организацию налогового учета;
- изучить пути совершенствования налогового учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 4
1.1 Понятие налогового учета 4
1.2 Сравнительная характеристика финансового и налогового учета 10
1.3 Синтетический учет расчетов с бюджетом 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Соверш налогового учета.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Налоговое заявление – документ налогоплательщика или налогового агента, представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных настоящим Кодексом.

Формы налоговых заявлений утверждаются уполномоченным органом.

Налоговое заявление представляется налогоплательщиком или налоговым агентом в органы налоговой службы в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом.

Налогоплательщики или налоговые агенты вправе представить налоговое заявление, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствующие органы налоговой службы по выбору:

1) в явочном порядке – на бумажном носителе;

2) по почте заказным письмом с уведомлением – на бумажном носителе;

3) в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации, - посредством системы приема налоговой отчетности.

При представлении налогового заявления на бумажном носителе в явочном порядке указанная налоговая форма составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику или налоговому агенту с отметкой налогового органа.

Структура электронного формата налогового заявления, программное обеспечение для составления и представления налогового заявления в электронном виде и обновление данного программного обеспечения размещаются на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 1 января текущего года.

Внесение изменений и (или) дополнений в налоговое заявление осуществляется в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом [6].

 

1.2 Сравнительная характеристика  финансового и налогового учета 

 

Между финансовым и налоговым учетом имеются различия, обусловленные разными целями, поставленными перед ними. Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского и налогового учета:

 

Таблица 1 - Сравнительная характеристика финансового и  налогового вида учета

Показатель

Финансовый учет

Налоговый учет

1.Нормативная база

Четырехуровневое регулирование учета:

1-й уровень – Закон «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности

2-й уровень – стандарты бухгалтерского  учета

3-й уровень – методические  рекомендации к стандартам

4-й уровень – учетная политика

организации

Налоговый кодекс, инструкции, правила, конвенции и приказы Комитета налогового контроля

 

 

 

2.Пользователи информации

Собственники, руководство предприятия, инвесторы, банки, покупатели, поставщики, государственные органы

Собственники

3.Метод учета

Метод начисления

Метод начисления

Бухгалтерская  документация

Налоговые регистры

4.Способ отражения хозяйственных операций

Система двойной записи на синтетических счетах в соответствии с Рабочим планом счетов бухгалтерского учета

Накопление аналитических данных в налоговых регистрах без системы двойной записи

5.Выходящие документы

Баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денег, отчет об изменения в собственном капитале, пояснительная записка, учетная политика

Налоговая отчетность

Декларация по корпоративному подоходному налогу и по другим видам налогов, приложения к декларации 1-32

6.Сроки предоставления отчетов

Не реже одного раза в год до 31.03 следующего за отчетным года

Отчетность - в сроки, установленные Налоговым кодексом, налоговые регистры - в сроки, определенные для сдачи форм налоговой отчетности


 

По данным, представленным в таблице, наглядно показаны цели и задачи каждого из видов учета. Одна из основных задач налогового учета – исчисление налоговых платежей [7].

 

1.3 Синтетический учет расчетов  с бюджетом

 

Для учета расчетов с бюджетом используется Подраздел 3100 "Обязательства по налогам". Данный подраздел включает следующие группы счетов:

3110 "Корпоративный подоходный  налог, подлежащий уплате", где учитывается корпоративный налог, подлежащий уплате.

3120 "Индивидуальный подоходный  налог", где отражаются операции, связанные с начислением и  уплатой индивидуального подоходного налога.

3130 "Налог на добавленную стоимость", где учитывается налог на добавленную стоимость.

3140 "Акцизы", где отражаются  операции, связанные с начислением и уплатой акцизов.

3150 "Социальный налог", где  отражаются операции, связанные с начислением и уплатой социального налога.

3160 "3емельный налог", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой земельного налога.

3170 "Налог на транспортные  средства", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на транспортные средства.

3180 "Налог на имущество". где  отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на имущество.

3190 "Прочие налоги", где отражаются  операции, связанные с начислением  и уплатой прочих налогов, не  указанных в предыдущих группах.

Таблица 2 -  Основная корреспонденция счетов по учету расчетов с бюджетом

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

5

 

 

6

 

 

7

Начисление корпоративного подоходного налога

 

Начисление индивидуального подоходного налога

 

НДС по предъявленным счетам за реализованную продукцию

 

Начисление акциза

 

Начисление социального налога

 

 

Начисление налогов на собственность

 

 

Погашение задолженности по налогам

7710

 

 

3350

 

 

1210

 

 

1210

 

7110, 7210,8110, 8310,8410

 

7210

 

 

3110-3190

3110

 

 

3120

 

 

3130

 

 

3140

 

 

3150

 

3160, 3170,

3180

 

1030


 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

 

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком  способе организации налоговый  учет ведется полностью независимо  от бухгалтерского. Такая ситуация  возможна в случае, когда в  организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ  предполагает ведение бухгалтерского  учета по требованиям налогового. При этом методология налогового  учета потребует обязательного  отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет  промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета.

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

  1. порядок формирования суммы доходов и расходов;
  2. порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  3. сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  4. порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  5. сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др [8].

 

3 Совершенствование  налогового учета

 

При изучении путей совершенствования налогового учета на предприятии в первую очередь необходимо уделить внимание вопросу организации налогового учета.

Организация налогового учета должна предусматривать, прежде всего, круг лиц, осуществляющих учет. Как правило, на предприятии расчет и учет осуществляется бухгалтерской службой. Наличие в структуре предприятия специализированных служб, которые занимаются вопросами налогообложения, актуально именно сейчас, когда происходит разделение бухгалтерского и налогового учета.

Предприятие, в зависимости от определенных условий, может предусмотреть ведение налогового учета:

1. специализированной службой налогового  учета, как структурным подразделением;

2. аудитором или аудиторской  организацией;

3. штатным специалистом по налогам или бухгалтером по налогам;

Если ведение налогового учета на предприятии будет осуществляться специализированной службой налогового учета или штатным специалистом по налогам, необходимо разработать должностные инструкции для данного круга лиц,  в которых будет регламентироваться их права и обязанности, перечень выполняемых функций, порядок взаимодействия с бухгалтерской службой и другие вопросы. Специалист по налогам назначается на должность и освобождается от должности руководителем  по согласованию с главным бухгалтером. Он должен нести ответственность за веление налогового учета, за своевременное предоставление полной и достоверной  налоговой отчетности, за осуществление внутреннего налогового контроля в организации [9].

Следующим шагом по совершенствованию налогового учета является его автоматизация. С 20 марта 2009 года введено в опытную эксплуатацию Web –приложение «Кабинет налогоплательщика».

Кабинет налогоплательщика предоставляет возможность пользователям получить доступ к формам налоговой отчетности через сеть Интернет с любого удобного для пользователя места. Формы содержат подробную справку и систему проверки заполнения, позволяющую быстро и корректно их подготовить. Форму можно сразу отправить в Налоговый комитет, подписав персональным цифровым сертификатом, и затем получать информацию о текущем состоянии отправленной формы, а так же уведомление о приеме ФНО налогоплательщика. Пользователь может ознакомиться со своими ранее созданными формами налоговой отчетности.      Кабинет налогоплательщика предоставляет информационные сервисы, такие как: просмотр лицевого счета и выписки из лицевого счета налогоплательщика, получение уведомления о налоговой задолженности и своих регистрационных данных - а так же другую полезную информацию. Передача данных ведется по защищенному каналу связи с использованием регистрационного сертификата, выданного Удостоверяющим Центром Налогового комитета (УЦ НК) Республики Казахстан.    

  Данное приложение является  персонализированным и доступ  к нему можно получить только с использованием индивидуального сертификата налогоплательщика. Кабинет НП выполняет две основные задачи. Это подготовка и сдача форм налоговой отчетности в электронном виде и предоставление пользователю информационных сервисов.

В перечень информационных сервисов входят:

  1. Предоставление регистрационных данных.
  2. Изменение контактной информации в регистрационных данных.
  3. Предоставление лицевого счета.
  4. Предоставление подробного лицевого счета.
  5. Предоставление выписки по лицевому счету.
  6. Предоставление уведомлений о начислении налога.
  7. Предоставление календаря налоговых событий.

Необходимость совершенствования налогового учета  продиктована интеграцией Казахстана в мировую экономическую систему путем развития международной кооперации производства, а также необходимостью эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений [10].

 

Заключение

В данной работе рассматривается тема «Совершенствование налогового учета». В нынешнее экономически нестабильное время, на фоне хронических неплатежей в бюджет, актуальность рассматриваемой темы ощущается наиболее остро.

Из содержания работы можно сделать следующие вывод:

1. Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

2. Для учета расчетов с бюджетом используется Подраздел 3100 "Обязательства по налогам".

3. Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком  способе организации налоговый  учет ведется полностью независимо  от бухгалтерского.

2) объединенный учет - этот способ  предполагает ведение бухгалтерского  учета по требованиям налогового.

3) смешанный учет представляет  промежуточный вариант.

4. При изучении путей совершенствования  налогового учета на предприятии  в первую очередь необходимо уделить внимание вопросу организации налогового учета.

Информация о работе Совершенствование налогового учета