Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:55, научная работа
Целью работы является изучение путей совершенствования налогового учета на предприятии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогового учета, выявить его особенности;
- рассмотреть организацию налогового учета;
- изучить пути совершенствования налогового учета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 4
1.1 Понятие налогового учета 4
1.2 Сравнительная характеристика финансового и налогового учета 10
1.3 Синтетический учет расчетов с бюджетом 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Налоговое заявление – документ налогоплательщика или налогового агента, представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных настоящим Кодексом.
Формы налоговых заявлений утверждаются уполномоченным органом.
Налоговое заявление представляется налогоплательщиком или налоговым агентом в органы налоговой службы в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом.
Налогоплательщики или налоговые агенты вправе представить налоговое заявление, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствующие органы налоговой службы по выбору:
1) в явочном порядке – на бумажном носителе;
2) по почте заказным письмом с уведомлением – на бумажном носителе;
3) в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации, - посредством системы приема налоговой отчетности.
При представлении налогового заявления на бумажном носителе в явочном порядке указанная налоговая форма составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику или налоговому агенту с отметкой налогового органа.
Структура электронного формата налогового заявления, программное обеспечение для составления и представления налогового заявления в электронном виде и обновление данного программного обеспечения размещаются на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 1 января текущего года.
Внесение изменений и (или) дополнений в налоговое заявление осуществляется в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом [6].
1.2 Сравнительная характеристика
финансового и налогового
Между финансовым и налоговым учетом имеются различия, обусловленные разными целями, поставленными перед ними. Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского и налогового учета:
Таблица 1 - Сравнительная характеристика финансового и налогового вида учета
Показатель |
Финансовый учет |
Налоговый учет |
1.Нормативная база |
Четырехуровневое регулирование учета: 1-й уровень – Закон «О 2-й уровень – стандарты 3-й уровень – методические рекомендации к стандартам 4-й уровень – учетная политика организации |
Налоговый кодекс, инструкции, правила, конвенции и приказы Комитета налогового контроля
|
2.Пользователи информации |
Собственники, руководство предприятия, инвесторы, банки, покупатели, поставщики, государственные органы |
Собственники |
3.Метод учета |
Метод начисления |
Метод начисления Бухгалтерская документация Налоговые регистры |
4.Способ отражения хозяйственных операций |
Система двойной записи на синтетических счетах в соответствии с Рабочим планом счетов бухгалтерского учета |
Накопление аналитических данных в налоговых регистрах без системы двойной записи |
5.Выходящие документы |
Баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денег, отчет об изменения в собственном капитале, пояснительная записка, учетная политика |
Налоговая отчетность Декларация по корпоративному подоходному налогу и по другим видам налогов, приложения к декларации 1-32 |
6.Сроки предоставления отчетов |
Не реже одного раза в год до 31.03 следующего за отчетным года |
Отчетность - в сроки, установленные Налоговым кодексом, налоговые регистры - в сроки, определенные для сдачи форм налоговой отчетности |
По данным, представленным в таблице, наглядно показаны цели и задачи каждого из видов учета. Одна из основных задач налогового учета – исчисление налоговых платежей [7].
1.3 Синтетический учет расчетов с бюджетом
Для учета расчетов с бюджетом используется Подраздел 3100 "Обязательства по налогам". Данный подраздел включает следующие группы счетов:
3110 "Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате", где учитывается корпоративный налог, подлежащий уплате.
3120 "Индивидуальный подоходный налог", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой индивидуального подоходного налога.
3130 "Налог на добавленную
3140 "Акцизы", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой акцизов.
3150 "Социальный налог", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой социального налога.
3160 "3емельный налог", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой земельного налога.
3170 "Налог на транспортные средства", где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на транспортные средства.
3180 "Налог на имущество". где отражаются операции, связанные с начислением и уплатой налога на имущество.
3190 "Прочие налоги", где отражаются
операции, связанные с начислением
и уплатой прочих налогов, не
указанных в предыдущих
Таблица 2 - Основная корреспонденция счетов по учету расчетов с бюджетом
№ |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1
2
3
4
5
6
7 |
Начисление корпоративного подоходного налога
Начисление индивидуального подоходного налога
НДС по предъявленным счетам за реализованную продукцию
Начисление акциза
Начисление социального налога
Начисление налогов на собственность
Погашение задолженности по налогам |
7710
3350
1210
1210
7110, 7210,8110, 8310,8410
7210
3110-3190 |
3110
3120
3130
3140
3150
3160, 3170, 3180
1030 |
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:
1) обособленный учет - при таком
способе организации налоговый
учет ведется полностью
2) объединенный учет - этот способ
предполагает ведение
3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета.
Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.
Данные налогового учета должны отражать:
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.
Подтверждением данных налогового учета являются:
Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др [8].
3 Совершенствование налогового учета
При изучении путей совершенствования налогового учета на предприятии в первую очередь необходимо уделить внимание вопросу организации налогового учета.
Организация налогового учета должна предусматривать, прежде всего, круг лиц, осуществляющих учет. Как правило, на предприятии расчет и учет осуществляется бухгалтерской службой. Наличие в структуре предприятия специализированных служб, которые занимаются вопросами налогообложения, актуально именно сейчас, когда происходит разделение бухгалтерского и налогового учета.
Предприятие, в зависимости от определенных условий, может предусмотреть ведение налогового учета:
1. специализированной службой
2. аудитором или аудиторской организацией;
3. штатным специалистом по налогам или бухгалтером по налогам;
Если ведение налогового учета на предприятии будет осуществляться специализированной службой налогового учета или штатным специалистом по налогам, необходимо разработать должностные инструкции для данного круга лиц, в которых будет регламентироваться их права и обязанности, перечень выполняемых функций, порядок взаимодействия с бухгалтерской службой и другие вопросы. Специалист по налогам назначается на должность и освобождается от должности руководителем по согласованию с главным бухгалтером. Он должен нести ответственность за веление налогового учета, за своевременное предоставление полной и достоверной налоговой отчетности, за осуществление внутреннего налогового контроля в организации [9].
Следующим шагом по совершенствованию налогового учета является его автоматизация. С 20 марта 2009 года введено в опытную эксплуатацию Web –приложение «Кабинет налогоплательщика».
Кабинет налогоплательщика предоставляет возможность пользователям получить доступ к формам налоговой отчетности через сеть Интернет с любого удобного для пользователя места. Формы содержат подробную справку и систему проверки заполнения, позволяющую быстро и корректно их подготовить. Форму можно сразу отправить в Налоговый комитет, подписав персональным цифровым сертификатом, и затем получать информацию о текущем состоянии отправленной формы, а так же уведомление о приеме ФНО налогоплательщика. Пользователь может ознакомиться со своими ранее созданными формами налоговой отчетности. Кабинет налогоплательщика предоставляет информационные сервисы, такие как: просмотр лицевого счета и выписки из лицевого счета налогоплательщика, получение уведомления о налоговой задолженности и своих регистрационных данных - а так же другую полезную информацию. Передача данных ведется по защищенному каналу связи с использованием регистрационного сертификата, выданного Удостоверяющим Центром Налогового комитета (УЦ НК) Республики Казахстан.
Данное приложение является персонализированным и доступ к нему можно получить только с использованием индивидуального сертификата налогоплательщика. Кабинет НП выполняет две основные задачи. Это подготовка и сдача форм налоговой отчетности в электронном виде и предоставление пользователю информационных сервисов.
В перечень информационных сервисов входят:
Необходимость совершенствования налогового учета продиктована интеграцией Казахстана в мировую экономическую систему путем развития международной кооперации производства, а также необходимостью эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений [10].
Заключение
В данной работе рассматривается тема «Совершенствование налогового учета». В нынешнее экономически нестабильное время, на фоне хронических неплатежей в бюджет, актуальность рассматриваемой темы ощущается наиболее остро.
Из содержания работы можно сделать следующие вывод:
1. Налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
2. Для учета расчетов с бюджетом используется Подраздел 3100 "Обязательства по налогам".
3. Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:
1) обособленный учет - при таком
способе организации налоговый
учет ведется полностью
2) объединенный учет - этот способ
предполагает ведение
3) смешанный учет представляет промежуточный вариант.
4. При изучении путей