Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:22, курсовая работа
Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь – оптимизация налогообложения.
Целью данной работы является раскрытие понятие налоговой оптимизации как таковой, то есть её основных принципов, методов и сущности.
Введение
Налоги с точки зрения
предприятий и бизнесменов
Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь – оптимизация налогообложения.
Целью данной работы является раскрытие понятие налоговой оптимизации как таковой, то есть её основных принципов, методов и сущности.
Данная тема актуальна
тем, что предприятия независимо
от того, к какому типу оно не относилось
бы, обязано выплачивать
Глава 1. Налогообложение предприятий
Наиболее важными из налогов,
уплачиваемых промышленными предприятиями,
являются налог на прибыль, НДС, налог
на имущество организаций, акцизы, земельный
налог, единый социальный налог. Для
промышленных предприятий добывающих
отраслей весьма важное значение имеют
налог на пользование недрами, налог
на воспроизводство минерально-
В зависимости от источника покрытия налоги разделяют на следующие группы:
налоги, платежи по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг); к ним, в частности, относятся земельный налог, транспортный налог; налоги, платежи по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг); к ним, в частности, относятся НДС, акцизы, экспортные тарифы; налоги, платежи по которым относятся на финансовые результаты, к ним, в частности, относятся налог на прибыль, налог на рекламу;
налоги, расходы по которым покрываются из чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; к ним, в частности, относятся некоторые местные налоги.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налог на прибыль, рентные (ресурсные) платежи, налог на имущество, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов (НДС, акцизы, таможенная пошлина).
Таким образом, прямые налоги
имеют характер подоходно- имущественных
налогов, а косвенные - налогов на
потребление. Первые взимаются в
процессе приобретения и накопления
материальных и нематериальных благ,
вторые - в процессе их расходования.
В качестве критерия деления прямых
и косвенных налогов
Однако на практике может происходить и обратный процесс. Так, прямые налоги могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен, а косвенные налоги не всегда удается в полном объеме переложить на потребителя в условиях насыщенного рынка, когда производитель вынужден снижать цены вследствие сильной конкуренции.
Объектами налогообложения промышленных предприятий являются прибыль, стоимость акцизных товаров, стоимость продукции, имущество предприятия, другие объекты, установленные Налоговым Кодексом РФ. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Глава 2. Понятие налоговой оптимизации
Существование специальных
государственных фискальных и правоохранительных
органов и предусмотренных в
законодательстве карательных мер
не позволяет налогоплательщику
по собственному желанию безнаказанно
изменять объем выплачиваемых налогов,
поэтому налогоплательщикам приходится
предпринимать специальную
2.1. Принципы налоговой оптимизации
Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах - основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:
принцип адекватности затрат.
Стоимость создания системы
оптимизации налогообложения (внутренних
затрат организации или расходов
на оплату сторонних организаций) не
должна превышать суммы уменьшаемых
налогов. Допустимое соотношение затрат
на созданную систему оптимизации
налогообложения и ее обслуживание
к сумме экономии налоговых издержек
имеет индивидуальный порог, который
может зависеть и от степени риска,
связанного с данной схемой, и от
психологических факторов. На практике
такой порог составляет 50 - 90% от размера
уменьшаемых налогов. Следует также
помнить и о том, что большинство
схем, помимо затрат на создание и обслуживание,
требуют и определенных расходов
на их ликвидацию. При этом ликвидационные
расходы могут значительно
принцип юридического соответствия.
Система оптимизации налогообложения должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Суть этого принципа, который иногда еще называется тактикой "наименьшего сопротивления", заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы. Что же касается вопросов, не урегулированных законами ("пробелов"), то однажды такие пропуски могут быть "заполнены" законодателем, и не всегда так, как хотелось бы коммерческим организациям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа адекватности затрат;
принцип конфиденциальности.
Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации налогообложения, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.д.);
принцип подконтрольности.
Достижение желаемых результатов
от использования схемы
Данные принципы хотя и
действуют в противоположных
направлениях, но не являются взаимоисключающими.
Напротив, их разумное сочетание представляет
собой одну из важнейших составляющих
в системе обеспечения
принцип допустимого сочетания формы и содержания.
Известны случаи, когда организации, не имеющие на балансе или в аренде основных фондов и состоящие только из директора, "умудрялись" оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует "порядок расчетов" и прочие условия.
Синхронизация юридических
и фактических действий важна
не только для обеспечения защиты
от недобросовестных участников процесса,
но имеет также непереоценимое значение
и для "отражения" возможных
подозрений со стороны проверяющих.
Это связано, в частности, с существованием
в Гражданском кодексе
принцип нейтралитета.
Оптимизация налогообложения
должна производиться за счет своих
налоговых платежей, а не за счет
увеличения отчислений независимых
контрагентов. Данный принцип можно
также назвать принципом
принцип диверсификации.
Оптимизация бюджетных отчислений как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты, допущенные в первоначальных планах, и форс-мажорные обстоятельства. При этом читателям следует иметь в виду и тот факт, что в связи с последними изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистичному сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций;
принцип автономности.
Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников. На практике обеспечение принципа автономности требует дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов. Учитывая вышеприведенные принципы, использование "пробелов" и коллизий в законодательстве требует от организации не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью оптимизации налогообложения. Представляется гораздо более эффективным с точки зрения долгосрочного развития бизнеса построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения. [1, 4-6]
2.2. Минимизация налоговых платежей
Бытует мнение, что оптимизация
налогообложения проводится исключительно
с целью максимального
Следует отметить, что оптимизация
налогообложения - это более крупная
задача, стоящая перед организацией
или индивидуальным предпринимателем,
чем минимизация налоговых
Информация о работе Совершенствование оптимизации налоговых платежей