Совершенствования налоговой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов
2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы
3) проанализировать основные направления налоговой политики;
4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;
5) оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

Содержание работы

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3
1.1. Понятие финансовой политики и ее элементы …………………………………...3
1.2.Сущность налоговой политики государства ………………………………………4
1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления налоговой политики……….6
2. Анализ функционирования налоговой политики ……………………………… ....10
2.1. Направления налоговой политики ………………………………………………..10
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ ……………………………………………………………………………...11
3. Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования
3.2. Меры по совершенствованию налоговой политики, планируемой к реализации в 2013 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3

1.1. Понятие финансовой  политики и ее элементы …………………………………...3

1.2.Сущность налоговой  политики государства ………………………………………4

1.3. Субъекты, цели, модели  и методы осуществления налоговой  политики……….6

2. Анализ функционирования  налоговой политики ……………………………… ....10

2.1. Направления налоговой  политики ………………………………………………..10

2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ ……………………………………………………………………………...11

3. Направления совершенствования  налоговой политики Российской  Федерации

3.1. Предложения по совершенствованию  налогового регулирования

3.2. Меры по совершенствованию  налоговой политики, планируемой  к реализации в 2013 году

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая деятельность государства – это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции. Налоговая политика является составной частью финансовой политики.

Актуальность  данной темы заключается в том, что налоговая  политика является одной из важных составляющих политики государства  и призвана с учетом диктуемых  рынком условий, обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов. Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения – не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков. Целью курсовой  работы - проанализировать налоговую политику РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Задачи курсовой работы:

1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов

2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы 

3) проанализировать основные направления налоговой политики;

4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;

5) оценить перспективы развития налоговой системы РФ; 

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики

1.1. Понятие финансовой  политики и ее элементы

Прежде чем говорить о  налоговой политики государства  необходимо в вкратце остановиться на более глобальном понятии «финансовая  политика», составным элементом  которой и является  налоговая  политика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.  Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

Финансовая политика состоит  из следующих главных компонентов:

  • Бюджетная политика

Важнейшим звеном экономической  политики государства является бюджетная  политика. В ней отражаются все  его финансовые взаимоотношения  с юридическими и физическими  лицами. Бюджетная политика реализуется  в деятельности финансовых и налоговых  органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов. Главной задачей в бюджетной  политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных  финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

  • Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения  и роста реального объема производства. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

  • Таможенная политика

Таможенная политика —  часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся  в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины  на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

  • Инвестиционная политика

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета  в развитии РФ, создание условий  для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение  прямых иностранных инвестиций.

  • Налоговая политика

Налоговая политика - это  составная часть социально-экономической  политики государства, ориентированная  на формирование такой налоговой  системы, которая будет стимулировать  накопление и эффективное использование  национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов  экономики и общества и тем  самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

1.2.Сущность налоговой  политики государства

В экономической литературе существуют разные понятия налоговой  политики. Безусловно, важно разобраться  с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический  лексикон. К сожалению, несмотря на свою безусловную значимость, понятие  налоговая политика не имеет в  нашей стране законного признания и обоснования. Этот термин не встречается в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст.15 Федерального конституционного закона « О Правительстве Российской Федерации», где говориться лишь, что правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику.

Итак, дадим следующее  определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых  и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной  полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных групп власти, а так же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Считается, что налоговая политика включает в себя три звена:

  1. Выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных  экономических законов, исходя из потребностей населения
  2. Определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей.
  3. Осуществление основных практических действий, направленных на достижение поставленной целей.

Содержание и цели налоговой  политики обусловлены макроэкономическими  задачами государства на каждом этапе  развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач,  таких как стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита  бюджета, сбалансирование размеров  бюджетов разных уровней и  др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения.

1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления  налоговой политики

При анализе любой налоговой  политики необходимо различать такие  понятия, как «субъекты налоговой  политики», ее «цели», «методы» и «модели».

Субъектами государственной налоговой политик являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможности воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

Состав субъектов налоговой  политики определяется типом государственного устройства   (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления: федеральный; региональный; местный.

Каждый субъект налоговой  политики обладает налоговым суверенитетом  в пределах их полномочий, установленных  налоговым законодательством. Как  правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

Выбор конкретных форм и  методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют следующие: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные (рисунок 1).

Фискальные цели всегда считают  основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, но имеют  второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные – вторичными. Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводят к проявлению двойного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких – либо целей происходит в ущерб другим.

Цели государственной  налоговой политики


Рисунок 1.



Экологические


Экономические


Фискальные


Социальные


Международные



1.устранение практики двойного  налогообложения


2. гармонизация таможенного обложения 

1. охрана окружающей среды


2. создание компенсационного механизма  за пользование природными ресурсами 

1. сглаживание неравенства в  уровнях доходов различных групп


2. стимулирование инвестиций в  развитие человеческого потенциала

1.обеспечение эффективного участия  государства в регулировании  экономики


2. поддержка темпов экономического  роста

 

Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную  систему  и во внебюджетные фонды.


1. Охрана окружающей среды и  обеспечение рационального природопользования


2. Создание компенсационного механизма  за пользование природными ресурсами

1.Сглаживание неравенства в  уровнях доходов различных групп  населения


2.Стимулирование инвестиций в  развитие человеческого потенциала

1.Обеспечение эффективного участия  государства в регулировании  экономики


2.Поддержка темпов экономического  роста

Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную  систему и во внебюджетные фонды.



 

 

 

 

 

Устранение двойственного  характера это долгосрочный ориентир, к которому должно стремится государство, разрабатывая модель налоговой политики. В зависимости от целей налоговой политики государство использует ту или иную модель этой политики, которой зависит от экономической и социальной политики, проводимой в государстве.

Информация о работе Совершенствования налоговой политики Российской Федерации