Совершенствования налоговой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов
2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы
3) проанализировать основные направления налоговой политики;
4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;
5) оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

Содержание работы

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3
1.1. Понятие финансовой политики и ее элементы …………………………………...3
1.2.Сущность налоговой политики государства ………………………………………4
1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления налоговой политики……….6
2. Анализ функционирования налоговой политики ……………………………… ....10
2.1. Направления налоговой политики ………………………………………………..10
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ ……………………………………………………………………………...11
3. Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования
3.2. Меры по совершенствованию налоговой политики, планируемой к реализации в 2013 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

 

Такая налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию согласуется с государственной  политикой противодействия потреблению  табака. Как показывает мировая практика, одной из наиболее действенных мер  по снижению потребления табака является рост стоимости сигарет. Предполагается, что розничная цена пачки сигарет  в низко ценовом сегменте поднимется до 40 руб. в 2014 году с 16,5 руб. в 2011 году. Цена наиболее популярной марки сигарет  вырастет соответственно с 36 до 61 руб. за пачку. Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% также будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин. Проводится работа по гармонизации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, устанавливаемых государствами - членами Таможенного союза, и продолжается переговорный процесс с указанными государствами в этом направлении.

Таблица 2. Поступление акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

 

Январь 2013г.

Январь 2012г.

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Млрд.руб

В % к итогу

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

Млрд.руб

В % к итогу

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

всего

66

67,1

47,2

18,8

44

63,4

29,5

14,5

Табачная продукция

36,1

36,6

36,1

-

23,0

33,1

23,0

-

пиво

9,8

10,1

-

9,8

8,9

12,8

-

8,9

Алкогольная продукция

(искл.пиво)

20,1

20,4

11,1

9,0

12,1

17,5

6,5

5,6




 

Политика налогообложения  табачных изделий, проводившаяся в  России, хотя и привела к некоторому повышению доходов государственного бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:

    • не приводит к сокращению потребления табачных изделий;
    • стимулирует контрабанду сигарет из России;
    • способствует ухудшению внешнеторгового баланса России.

Детальный анализ последствий  показывает, что они не только приведут к снижению распространенности курения в России, но и принесут в 2013 году дополнительный доход в государственный бюджет. При этом умеренный вариант приведет к сокращению контрабанды сигарет из России и практически не допустит увеличения контрабанды сигарет в Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации

3.1 Предложения  по совершенствованию налогового  регулирования

К основным направлениям совершенствование  налогового регулирования можно  отнести:

  • снижение общей налоговой нагрузки;
  • упорядочение и упрощение налогового законодательства;
  • увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой политики государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в  стране налоги имеют единую цель —  формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования  он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу — доходы физических и юридических  лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела. Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает  принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены:

  • изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства;
  • наука;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • образование.

Облегчение налогового бремени  для добросовестного налогоплательщика  без ущерба для бюджета в целом  может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот. Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико, часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок, нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные  потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной  ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная  база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые  позволяли заметно сокращать  эффективную ставку налога. Результатом  налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой  нагрузки на уровне федерального бюджета  было компенсировано ростом налоговых  поступлений от увеличения налоговой  базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно.

Предложения по совершенствованию налогового регулирования:

  1. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.
  2. Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 30% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития не сырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.
  3. Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.
  4. Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.
  5. Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда не сырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.
  6. Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации

Вывод: Необходимой мерой  при совершенствовании налоговой  политики Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.

Налоговая политика государства  на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы  с учетом необходимости поддержания  сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

3.2.Меры по совершенствованию налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же,  как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы,  обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной  перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной  деятельности.  Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность  налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Основными направлениями  налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством  Российской Федерации в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль  организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7. Введение налога на  недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

В периоде 2013 – 2015 годов будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различное  влияние на поведение экономических  субъектов, создавать различные  стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая политика государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом. В данной курсовой работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной налоговой политики РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию. Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговая политика – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения част<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Совершенствования налоговой политики Российской Федерации