Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

       По объектам обложения налоги  делятся:

       - на налог на доходы (выручку,  прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

      - налог на добавленную стоимость  продукции, работ, услуг;

      - налог на имущество (предприятий  и граждан);

       - налог на определенные виды  деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

      - налог за пользование природным  ресурсами.

        Налоги могут устанавливаться  на различных уровнях государственной  власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они  поступают в соответствующие  бюджеты.

      Налоги могут поступать не  только в госбюджет, но и  во внебюджетные фонды: фонд  социального страхования, фонд  занятости, дорожный фонд и  т.д.

      Налоги весьма разнообразны по  видам и образуют довольно  разветвленную совокупность [20,с.78].

      Экономическая сущность налога  проявляется через его функции.  Каждая из выполняемых налогом  функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение  конкретного налога как инструмента  стоимостного распределения и  перераспределения доходов в  обществе.

      Выделяют две важнейшие функции  налогов:

     1) фискальную (финансирование государственных  расходов);

     2) регулирующую, или распределительную  (государственное регулирование  экономики)

       Все функции налога не могут  существовать независимо одна  от другой, они взаимосвязаны,  взаимозависимы и в своем проявлении  представляют собой единое целое.

      Разграничение функций налога  носит в значительной мере  условный характер, поскольку они  осуществляются одновременно. Отдельные  черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

       Фискальная функция является  основной функцией налога. Она  изначально характерна для любого  налога, для любой налоговой системы  любого государства. И это естественно,  так как главное предназначение  налога -образование государственного  денежного фонда путем изъятия  части доходов предприятий и  граждан для создания материальных  условий функционирования государства  и выполнения им собственных  функций -обороны страны и защиты  правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других  задач, создания и поддержания  единой коммуникационной структуры  [13,с.127].

        Наиболее тесно связана с фискальной  функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция,  выражающая экономическую сущность  налога как особого централизованного  фискального инструмента распределительных  отношений в обществе. Суть данной  функции заключается в том,  что с помощью налогов через  бюджет и установленные законом  внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  из производственной сферы в  социальную, осуществляет финансирование  крупных межотраслевых целевых  программ, имеющих общегосударственное  значение. Система налоговых ставок, права органов государственной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления по их  Установлению, а также бюджетная  система позволяют перераспределять  финансовые ресурсы и по регионам  страны.

         Устанавливая систему налогов  с физических лиц, государство  осуществляет перераспределение  доходов своих граждан, направляя  часть финансовых ресурсов наиболее  обеспеченной части населения  на содержание малоимущих. В этом  заключена социальная функция  налогов.

        Налоги оказывают существенное  воздействие и на сам процесс  воспроизводства. Здесь проявляется  стимулирующая функция налогов.  Ее практическая реализация осуществляется  через систему налоговых ставок  и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

         С регулирующей и фискальной  функциями тесно связана контрольная  функция налогов. Механизм этой  функции проявляется, с одной  стороны, в проверке эффективности  хозяйствования и, с другой - в  контроле за действенностью проводимой  экономической политики государства.  Так, в условиях острой конкуренции,  свойственной рыночной экономике,  налоги становятся одним из  важнейших инструментов независимого  контроля за эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. При прочих равных  условиях из конкурентной борьбы  выбывает в первую очередь  тот, кто не способен рассчитаться  с государством. Одновременно с  этим нехватка в бюджете финансовых  ресурсов сигнализирует государству  о необходимости внесения изменений  или в саму налоговую систему,  или в социальную политику, или  в бюджетную политику [7,с.150]. 

             

           
 
 

         1.2 Понятие и функции государства 

     Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство”  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство  понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически  организованному народу.

          Государства разных исторических  эпох и народов мало схожи  между собой. И все же они  имеют некоторые черты, которые  в большей или меньшей степени  присущи каждому из них, хотя  у современных государств, подверженных  интеграционным процессам, они  порою достаточно размыты. Общими  для государства являются следующие  признаки: отделение публичной власти  от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов-управленцев;  территория, очерчивающая границы  государства; суверенитет, т.е.  верховная власть на определенной  территории; монополия на легальное  применение силы, физического принуждения;  право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д.; обязательность членства  в государстве; претензия на  представительство как целого  и защиту общих интересов и  общего блага.

     Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений [8,с.204].

     Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной  общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

       Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно  произошло.

     Государство – явление историческое. В первобытном  обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие  проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих  дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление  этих функций без специально созданных  органов управления было невозможным [17,с.56].

        Деятельность государства многогранна,  она охватывает самые различные  стороны общественной жизни. Основные  направления деятельности государства  называются функциями государства.  Функции делятся на внутренние  и внешние. 

     Внутренние  функции:

        1) охранительная. 

        2) экономическая.

        3) социальная.

        4) культурно-воспитательная.

         5) природоохранительная.

     Внешние функции:

        1) защита государства от вооруженных  нападений других государств.

        2)поддержание международных политических  отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

       3) борьба с международной преступностью.

       4) участие в международной охране  окружающей Среды.

     Реализация  функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения  и связи между ними определяются функциями государства.

     Охранительная функция проявляется в обеспечении  государством общественного и правового  порядка, защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта  функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности [19, с.36].

     Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

     Экономическая функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и  регулирования всех вопросов экономической  жизни (тоталитарные государства социалистического  типа).

     В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику  через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

     Функция социальных услуг, обеспечения и  защиты граждан заключается в  том, что государство проводит мероприятия  направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и  нетрудоспособных людях.

     В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

     Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает  различные меры для повышения  жизненного уровня граждан.

     Культурно - воспитательная функция: общество в  целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в  связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

     Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть  воспитательного процесса.

     Природоохранительная  функция: охрана природы - дело всего  общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды [12, с.123].

     Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

Информация о работе Современная налоговая система РФ