Современная налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь налогов и государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить сущность и функции налогов и государства;
2)рассмотреть налоговую политику в системе государственной политики;
3)изучить налоговую систему РФ, проанализировать доходы бюджетов разных уровней и показать пути совершенствования государственной политики в области налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и функции налогов и государства………………………………..5
Экономическая сущность и функции налогов………………………….…5
Понятие и функции государства……………………………………………11
Роль налогов в деятельности государства…………………………….…16
Налоговая политика в системе государственной политики………….…19
2.1 Сущность налоговой политики…………………………………………....19
Налоговое планирование как функция налоговой политики…………..24
Особенности государственной политики…………………………............29
Понятие налоговой системы и ее структура………………………………33
3.1 Современная налоговая система РФ………………………………………33
3.2 Анализ доходов бюджетов России и Курской области за последние три года………………………………………………………………………………40
3.3 Совершенствование государственной политики в области налогообложения………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.40 Кб (Скачать файл)

Наряду  с принципами ведущую роль в осуществлении  эффективной государственной политики играют такие значимые компоненты ее содержания, как методы управления. Под методом управления политики обычно понимают способы организующего  и регулирующего воздействия  субъектов и институтов управления на управляемые объекты, определения  условий их оптимального функционирования и развития, приведения в соответствие с требованиями присущих им закономерностям. Методы подразделяют также на общие  и частные в соответствии со сферами  их применения. Среди современных  методов, используемых в системе  государственной политики, существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и  иного рода для «точечного» решения  актуальных экономических, социальных и иных задач.

В современной  литературе существует несколько критериев, на основе которых выделяют разные виды государственной политики. Согласно наиболее распространенному из них  виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы  управления. В соответствии с этим политический процесс управленческого  воздействия государства на экономику  является экономической политикой, на социальную сферу - социальной политикой  и т. д. Эти виды политики находятся  в отношениях глубинной взаимосвязи  друг с другом, и ни одна из них  без взаимодействия с другими  не может осуществить свои цели [17,с.96].

Другой  критерий отражает направленность действия власти по вертикали или горизонтали. В первом случае речь идет о функционально-отраслевом политическом управлении, характеризующем  вертикаль соподчиненности от центральных (федеральных) институтов власти до местных  объектов воздействия. Во втором случае осуществляется управленческое воздействие  на объекты политики со стороны субъектов  и институтов государственной власти. Речь идет об объектах, не имеющих центрального подчинения.

Еще один критерий - масштаб охвата управленческим воздействием той или иной территории -дает основание выделять центральную (федеральную), региональную и муниципальную  политику.

     Государственная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Политика внутренняя - это  проводимый курс, основные направления  политической деятельности внутри страны. Внешняя политика - это курс государства  и его деятельность во внешних (международных) делах.

        Важную роль в разработке и  обосновании внутренней и внешней  политики играет национальная  идея, которая представляет собой  систему политических, правовых, нравственных, этических, философских, региональных  и других взглядов и идей  в данном обществе.

     Имеются и другие подходы к классификации  основных видов государственной  политики. Однако, несмотря на различия между перечисленными видами, все  они предусматривают использование  потенциала госвласти и всего  элементного состава системы  государственной политики.

          Таким образом, по итогам данной  главы можно сделать вывод  о том, что налоговая политика  представляет собой комплекс  мер в области налогового регулирования  осуществляемых государством. Она  является ключевым звеном экономической  политики.

           Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

         Задачи налоговой политики сводятся  к обеспечению государства финансовыми  ресурсами, созданию условий для  регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе  рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения  [8,с.68].

     Важную  роль в налоговой политике занимает налоговое планирование, под которым  подразумевают минимизацию налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой  уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование  различных налоговых убежищ, либо систематический анализ различных  налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах.

     Налоговое планирование создает необходимые  условия для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости, последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах  всей страны. Применение льгот в  условиях продуманной налоговой  политики государства не только позволяет  обеспечить увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, но и в  перспективе приводит к росту  налоговых доходов бюджета.

     Налоговая политика занимает важнейшее место  в системе государственной политики любой страны и является одной  из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует  решения все более сложных  задач [7,с.82]. 
 
 
 

             
 

            3 Понятие налоговой системы и ее структура

     3.1 Современная налоговая система  РФ 

          Налоговая система РФ является  одной из самых «молодых». Ее становление относится к началу 90-х гг., периоду кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям.

        Основы существующей в настоящее  время российской налоговой системы  были заложены в конце 1991г.принятием  закона РФ «Об основах налоговой  системы РФ» от 27.12.1991 г.№2118-1 и  соответствующих законов по конкретным  видам налогов, которые вступили  в действие с 1 января 1992г.. С  принятием этих законов в России  впервые за многие десятилетия  была создана налоговая система.  Указанный закон был определяющим  налоговым документом вплоть  до 1999г., когда почти все его  статьи были отменены, за исключением  статей, устанавливающий перечень  налогов в России [16, с.384].

        Сформировавшаяся и вступившая  в действие с 1 января 1992г. российская  налоговая система была построена  на отдельных не увязанных  в единое целое принципах. Можно  сказать, что в 1992г. произошла  радикальная налоговая реформа,  была предпринята попытка создать  налоговую систему, отвечающую  требованиям рыночной экономики.

За период 1992-1999гг.в России был принят огромный пакет налоговых нормативных  правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых  норм, поэтому уже с 1995г. шла речь о принятии единого кодифицированного  акта- Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в  Государственной думе Федерального собрания РФ(1996г.) не увенчалась успехом. Только  в 1998г. была принята и 1 января 1999г. вступила в действие первая (общая) часть Налогового кодекса РФ, которая  регламентировала важнейшие положения  налоговой системы России, в частности,  перечень действующих в России налогов  и сборов, порядок их введения и отмены, а так же весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

     С 1 января 2001г. вступила в действие специальная  часть НК РФ, которая регламентировала вопросы конкретного применения налогов.

     Налоговый кодекс РФ- единый и взаимосвязанный  комплексный документ, учитывающий  всю систему налоговых отношений  в РФ. Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые  в России. При этом под налогом  понимается обязательных, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами.

     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечени налоговых  платежей российская налоговая система  в основном соответствует системе  налогообложения, действующей в  странах с рыночной экономикой.

     В первую очередь систему налогов  в РФ необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ устанавливается в целом 13 видов налогов и сборов. К ним  относятся: восемь федеральных, три  региональных, два местных.[20, с.176]

        Федеральные налоги:

1)налог  на добавленную стоимость;

2)акцизы;

3)налог  на доходы физических лиц;

4)налог  на прибыль организации;

5)налог  на добычу полезных ископаемых;

6)водный  налог;

7)сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

8)государственная  пошлина.

        Региональные налоги:

1)налог  на имущество организации;

2)транспортный  налог;

3)налог  на игорный бизнес.

       Местные налоги:

1)земельный  налог;

2)налог  на имущество физических лиц.

       Перечень федеральных налогов  устанавливается статьей 13 НК  РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Перечень региональных налогов устанавливается статьей 14 НК РФ .Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы , которые устанавливаются кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Перечень местных налогов устанавливается статьей 15 НК РФ. Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются НК и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

     Кроме того НК РФ предусматривает  возможность применения специальных  налоговых режимов, при которых  устанавливаются соответствующие  федеральные налоги с одновременным  освобождением от уплаты отдельных  федеральных, региональных, местных  налогов. В настоящее время  в российской налоговой системе  установлено четыре вида таких  налогов [21, с.78].

Российское  законодательство о налогах и  сборах основывается на признании всеобщности  и равенства налогообложения. В  НК РФ закреплены основные принципы налогообложения, такие как:

  1. обязанность каждого платить законно установленные налоги;
  2. запрет на дискриминационный характер налогов и недопустимость их различного применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
  3. недопустимость установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
  4. недопустимость установления на территории РФ налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство, и в частности прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств;
  5. невозможность возложения на кого-либо иного, кроме законно установленного плательщика, обязанности уплачивать налоги и сборы;
  6. законодательное определение всех элементов налогообложения;
  7. толкование всех неустранимых сомнений, противоречий неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика.

    Эти принципы, развивающие основные конституционные  права и гарантии граждан, направлены на построение налоговой системы, отвечающей требованиям правового государства  и рыночной экономики.

     Налоговая система строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффективности и гласности.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

     1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

     2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

     3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов;

     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

Информация о работе Современная налоговая система РФ