Становление и развитие системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть различные аспекты становление и развитие системы налогообложения.
Целью работы является не полнота и точность изображения исторического развития налогообложения, а приведение характерных примеров того, как человек изпримитивного «одноклеточногo» жертвоприношения смог на протяжении истории существования налогов изобрести почти невообразимое множество их видов, а также показать до каких «высот» налоги выросли, будучи прямым фактором экономической мощи. Для достижения данной цели решены задачи:
Рассмотрены вопросы становления систем налогообложения древних государств;
Рассмотрено современное состояние системы налогообложения в нашем государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Система налогообложения в Древней Греции 6
1.2 Налоговая система в Древнем Риме 10
1.3 Налоговая система Древней Руси и ее последующее развитие 15
1.4 Налоговая система Англии 26
1.5 Налоговая система Германии 28
2 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально  реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо. В 1480 г. был введен новый прямой налог, имевший название "соха". Его размер определялся на основании "сошного письма", которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы - "сохи". Соответственно на их основе писец определял величину налогов. "Соха" составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории и качества почвы. "Соху" как единицу измерения отменили в 1679 г

Необходимость содержать  большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

В структуре налоговых  доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

Во времена правления  Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система  налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный  орган - Счетная Палата. Правительство  для пополнения казны повысило косвенный  налог (налог на соль - с 5 до 10 коп.за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог  отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении  и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому  церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

В эпоху Петра I увеличились  военные расходы, связанные с  ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все  это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время  правления Петра I сформировалась принципиально  новая налоговая система, в которой  центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России, и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра I кардинальных изменений  в российской системе налогообложения  не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

В период правления  Екатерины II (1729 - 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, взимание недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Размер капитала записывался "по совести каждого". Проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Налоговая система  России XVIII в. отличалась взиманием  Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Большая часть  преобразований в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств, как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Одним из важнейших  шагов на пути налоговых реформ в  царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили  самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен  налог на соль, оказывавший негативное воздействие на уровень цен и  уровень жизни малообеспеченного  населения.

Начало XIX в. - время  развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства " (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937) . Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н.И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти  два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения  наших дней.

Наиболее крупные  и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое  внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как, налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 г. были учреждены  особые органы местного управления - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском  крупные изменения в системе  налогообложения не проводились, в  основном осуществлялась налоговая  политика Бунге и увеличивались  размеры уже действовавших налогов.

Существенные  изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

К концу XIX в. в  России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы - до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли, столь значительную роль. Причина состояла, прежде всего, в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала  условия для введения подоходного  налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

В царствование Николая II большое значение приобретают  прямые налоги.

В конце XIX века подушная подать заменяется на налог  с городских строений, большое  значение придавалось оброку - плате  крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

Начало XX в. для  России - период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые  льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались - только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и  налоговой системы в частности  было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской  войной.

Приведенные примеры  со времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

С 1917 года открыта  новая страница в экономических  преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской  революции "закончилась эпоха  совершенствования налогообложения". По меньшей мере, такое утверждение  некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С.Е. Чуцкаеву.

Информация о работе Становление и развитие системы налогообложения