Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:51, статья
Необходимы постоянные источники финансирования, направленные не только на разработку и внедрение новаторских проектов в отдельных организациях, но и на их распространение среди товаропроизводителей.
В качестве варианта решения указанной проблемы может выступать разработка адаптированной к современным условиям хозяйствования системы налогообложения, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку аграриев и тем самым повысить их заинтересованность в инновациях.
Алла Тетёркина
Стимулирование инновационного развития
сельского хозяйства Беларуси налоговыми инструментами
Введение
Сельское хозяйство Беларуси на фоне низкой активности инновационных процессов в экономике по-прежнему отстает от ведущих европейских стран по уровню своей результативности. Ситуационный анализ свидетельствует, что основной причиной тому служит отсутствие в республике эффективного механизма стимулирования инновационного развития отрасли и, прежде всего, его финансовой составляющей. Необходимы постоянные источники финансирования, направленные не только на разработку и внедрение новаторских проектов в отдельных организациях, но и на их распространение среди товаропроизводителей.
В качестве варианта решения указанной проблемы может выступать разработка адаптированной к современным условиям хозяйствования системы налогообложения, которая позволила бы снизить налоговую нагрузку аграриев и тем самым повысить их заинтересованность в инновациях.
Результаты исследований
Инновационное развитие аграрного сектора Беларуси осуществляется в рамках общей инновационной политики страны. Основополагающим нормативно-правовым документом в этой сфере является Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19.01.1993 г. № 2105–XII (в редакции от 04.05.2010 № 115-3), который предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью [7].
В качестве важнейшего инструментария, используемого в целях активизации инновационных процессов в аграрной экономике, выступает система налогообложения. Ее основные принципы, виды налоговых платежей, порядок их установления, введения, изменения и прекращения, а также отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, права и обязанности плательщиков закреплены Налоговым кодексом Республики Беларусь [3].
Анализ данного законодательного акта позволяет утверждать, что в республике распространены такие меры как отмена и льготирование ставок налога на прибыль по отношению к субъектам, занятым созданием и реализацией новшеств. В то же время недостаточно проработанным является вопрос налогообложения предприятий, осваивающих нововведения. Эта проблема особенно актуальна для сельского хозяйства. Рискованный характер земледелия в сочетании с дополнительными затратами на новые технологии или отдельные ее элементы существенно сдерживают инновационное развитие отрасли.
На сегодняшний
день отечественные
Около 98 % сельскохозяйственных организаций в Беларуси находятся на особом режиме налогообложения. Главной отличительной чертой его является уплата единого налога, который составляет 1 % от валовой выручки и заменяет большинство видов налоговых платежей, за исключением акцизов, НДС, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, лицензионных и регистрационных сборов, а так же обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения.
Основным условием перехода на данный режим выступает наличие у товаропроизводителя выручки от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, размер которой должен превышать 50 % совокупной выручки за предыдущий финансовый год. Вместе с тем, если предприятие уплачивает налоги по особому режиму, то оно имеет право применять его и в отношении подсобных производств и промыслов [3, 4, 5, 6].
Распространение такой практики позволяет аграриям республики получать существенные налоговые льготы. Только в 2011 г. их размер превысил 3 трлн руб. Вместе с тем проведенный анализ показывает, что в последние годы уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве в 1,5–2 раза выше, чем в зарубежных странах. Это является одной из причин снижения результативности отрасли, а также роста задолженности по налогам и сборам. Отмечается сокращение собственного фонда накопления организаций и, как следствие, недостаток средств для внедрения инноваций, приводящий в последующем к дальнейшему снижению эффективности производства.
В этой ситуации правомерно определение наиболее благоприятных для отрасли параметров налогообложения и разработка мер по их достижению. В рамках решения указанных вопросов целесообразно дать оценку результативности сельскохозяйственных товаропроизводителей через призму дифференциации показателей отношения уплаченных ими налогов к выручке от реализации товаров и услуг, использовав при этом метод статистических группировок (таблица 1).
Установлено, что линейное увеличение налоговой нагрузки сопровождается изменением сумм налоговых платежей из расчета на 100 б-га и одно хозяйство по траектории синусоиды с общей тенденцией к снижению.
Таблица 1. Группировка сельскохозяйственных организаций
по уровню налоговой нагрузки в выручке, 2011 г.
№ группы |
Уровень налоговой нагрузки, % |
Распределение хозяйств по группам, % |
Сумма прибыли, млн руб. |
Сумма начисленных налогов, млн руб. |
Уровень собираемости налогов, % |
Сумма уплаченных налогов, млн руб. | ||||
диапазон |
в среднем по группе |
на 100 б–га |
на 1 хозяйство |
на 100 б–га |
на 1 хозяйство |
на 100 б–га |
на 1 хозяйство | |||
1 |
≤ 0 |
-4,40 |
2,7 |
3,50 |
6445 |
-2,21 |
-4057 |
140 |
-1,60 |
-2955 |
2 |
0–3 |
1,5 |
0,5 |
1,85 |
3294 |
0,27 |
473 |
150 |
0,41 |
710 |
3 |
3–6 |
5,3 |
2,7 |
6,47 |
14074 |
2,30 |
5007 |
120 |
2,76 |
6008 |
4 |
6–9 |
7,7 |
18,9 |
2,98 |
5650 |
1,21 |
2301 |
100 |
1,21 |
2301 |
5 |
9–12 |
10,3 |
35,2 |
1,65 |
2533 |
0,95 |
1500 |
96 |
0,91 |
1440 |
6 |
12–15 |
13,4 |
25,0 |
1,06 |
1479 |
0,90 |
1209 |
96 |
0,86 |
1161 |
7 |
15–18 |
16,3 |
8,9 |
1,00 |
1319 |
0,90 |
1235 |
94 |
0,85 |
1161 |
8 |
18–21 |
18,9 |
2,8 |
1,39 |
1868 |
1,48 |
1984 |
98 |
1,45 |
1944 |
9 |
21–24 |
22,6 |
1,8 |
1,46 |
1898 |
1,97 |
2559 |
95 |
1,87 |
2431 |
10 |
24–27 |
25,9 |
1,0 |
1,00 |
1136 |
1,91 |
2495 |
98 |
1,50 |
2420 |
11 |
> 27 |
31,2 |
0,4 |
0,90 |
1084 |
1,55 |
1873 |
80 |
1,24 |
1499 |
В среднем |
9,0 |
100 |
2,0 |
3060 |
1,03 |
1583 |
102 |
1,05 |
1607 |
Начальная точка – это предприятия, где отношение начисленных налогов к выручке имеет отрицательное значение (-4,4%). Данное явление обусловлено спецификой метода исчисления НДС. Его суть заключается в том, что сумма указанного налога, подлежащая уплате сельскохозяйственными организациями при реализации продукции, ниже величины входящего НДС по приобретаемым сырью и материалам. В результате складывается ситуация, в которой аграрии не платят налоги, а получают их возмещение из бюджета. Пиковые значения рассматриваемых показателей (2,3 млн руб./100 б-га и 5 млрд руб. на одно хозяйство) наблюдаются при уровне налоговой нагрузки, который колеблется в пределах 3–6 %, а минимум – в диапазоне 12–18 %.
Для прибыльности характерна более выраженная обратная связь. Ее максимум достигается в третьей группе – 6,47 млн руб./100 б-га и 14,07 млрд руб. на одно хозяйство, а минимум – в последней – 0,90 млн руб. и 1,08 млрд руб. соответственно.
Выявленные нами тенденции свидетельствуют об опережающих темпах роста суммы начисленных налогов по отношению к темпам роста выручки. К тому же из группы в группу меняется соотношение составляющих элементов самой выручки: растет удельный вес ее затратной части и уменьшается доля прибыли, следовательно, ухудшается результативность отрасли. На фоне этого снижается вероятность погашения налоговых обязательств в полном объеме.
Так, расчеты показали, что сельскохозяйственные организации, чья налоговая нагрузка не превышает 6 %, могут оплатить не только текущую задолженность по налогам, но и просроченную. Налоговая нагрузка в пределах 6–9 %, позволяет товаропроизводителям погасить свои налоговые обязательства на 100 %, а дальнейшее ее повышение приводит к снижению собираемости уровня налогов в среднем на 5 %.
Таким образом, можно констатировать, что наиболее благоприятное отношение налоговых платежей к выручке находится в диапазоне 3–6 % (5,3 % – в среднем). Данный интервал может быть принят в качестве оптимального, позволяющего максимизировать прибыльность отрасли, создав тем самым финансовую базу для ее инновационной активности, и одновременно максимизировать налоговые поступления в бюджет. Отклонение от указанных параметров требует реализации мер, направленных на их устранение.
Налоговая нагрузка, характеризующаяся отрицательной или нулевой величиной, безусловно, выгодна для товаропроизводителей. Однако применение ее в широких масштабах противоречит приоритетам государства, для которого налоги являются основным источником формирования бюджета. В данном случае со стороны регулирующих органов уместно введение дополнительных налогов, расширение налогооблагаемой базы и т. д.
Уровень налоговой нагрузки от 0 до 3 % следует определить как пониженный: налоговые изъятия минимальны и одновременно имеется резерв роста доходности сельскохозяйственных организаций. На этом этапе целесообразным является ужесточение налоговой дисциплины, сокращение налогового (отчетного) периода.
При вариации отношения налоговых платежей к выручке в рамках 6–9 %, собираемость налогов составляет 100 %. Однако показатели прибыльности здесь ниже по сравнению с показателями оптимального интервала, к тому же отмечается более низкое значение сумм начисленных налогов из расчета на 100 б-га и одно хозяйство. Поэтому данный диапазон правомерно рассматривать в качестве повышенного уровня налоговой нагрузки, когда актуальными становятся меры по применению налоговых кредитов, созданию налоговых преимуществ и т.д.
Если размер налоговых изъятий по отношению к выручке превышает 9 %-ый порог, следует говорить о высоком уровне налоговой нагрузки. Данное утверждение обосновывается фактом роста вероятности неуплаты налогов и накопления задолженности по ним. Финансовая характеристика товаропроизводителей существенно ухудшается, что является препятствием для ведения инновационной деятельности, а бюджет не получает запланированную сумму поступлений. В этом случае требуется отмена отдельных видов платежей, сокращение налогооблагаемой базы и т.д.
Исследования показывают, что в 2011 г. налоговая нагрузка аграриев республики в среднем была приближена к 9 %. Снижение ее до оптимальных параметров (5,3 %) позволило бы оставить в распоряжении субъектов хозяйствования дополнительно порядка 720 млрд руб. Значительная часть указанной суммы могла быть направлена на инновационные цели.
В качестве практической меры решения рассматриваемого вопроса нами предлагается изменение сроков уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Согласно действующему Налоговому кодексу Республики Беларусь, его налоговый период равен календарному году. Он в свою очередь разбивается на отчетные периоды – месяцы или кварталы, то есть временные промежутки, по истечении которых предприятия обязаны предоставить в налоговые органы отчетность и перечислить в бюджет авансовые платежи по налогу. Большинство товаропроизводителей осуществляют данные операции ежемесячно. Однако специфика функционирования аграрного сектора указывает на нецелесообразность применения таких сроков.
Природно-климатические и биологические факторы обуславливают длительность и сезонность процесса производства в сельском хозяйстве. Это находит отражение в динамике финансовых потоков отрасли. Отмечается отсутствие синхронности в поступлении выручки и осуществлении затрат. Имеет место расхождение во времени показателей дебиторской и кредиторской задолженности (увеличение кредиторской в период накопления запасов и дебиторской в период реализации продукции), что в отдельные периоды создает проблемы в обеспечении предприятий денежными ресурсами. В свою очередь, обязанность ежемесячной уплаты налоговых платежей вне зависимости от стадии производственного цикла может существенно их усугубить.
Исходя из вышеизложенного, нами рассмотрена возможность использования в отечественной практике налогообложения зарубежного опыта и увеличения отчетного периода единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции до квартала, полугодия и его приравнивание к сроку налогового периода, то есть году. Формализация расчетов имеет следующий вид:
(1)
где – сумма экономии за счет увеличения отчетного периода с месяца до n месяцев, млн руб.;
, , … – сумма единого налога во втором, третьем, … n-месяце, млн руб.
n – количество месяцев, за которые рассчитывается сумма экономии
d – ставка дисконтирования
12 – количество месяцев в году
Суть представленной формулы сводится к дисконтированию налоговых платежей, то есть определению их ценности с позиций возможности временного вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных средств. При этом в качестве стоимости денежной единицы принята ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
Исследование данных за 2009–2011 гг. показало, что с увеличением временного лага, по истечении которого осуществляется погашение налоговых обязательств, отмечается рост экономии денежных средств в среднем с 2,3 млрд руб. (при ежеквартальных платежах) до 14 млрд руб. (при платежах раз в год). Вместе с тем установлено, что чем больше отчетный период, тем выше удельный вес налога в выручке того месяца, в котором он уплачивается. Если налоговые сборы осуществляются раз в квартал, этот показатель составляет порядка 4 %. При годовом периоде он возрастает почти в 3 раза, что может вызвать затруднения у сельскохозяйственных организаций при расчетах с бюджетом и привести к накоплению просроченной задолженности по налогам (рис.1).
Рис. 1. Изменение сумм налоговых платежей и их удельного
веса в выручке в зависимости от временного лага отчетного периода единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, 2009–2011 гг.
Наличие рассмотренных выше противоречий обуславливает необходимость выработки в республике новых подходов к установлению сроков изъятия налоговых платежей. Они должны быть ориентированы на достижение компромисса между целевыми функциями максимизации экономии и минимизации доли налоговых обязательств в общем доходе товаропроизводителей.
Нами установлено, что наиболее приемлемый вариант – это выделение в рамках действующего налогового периода двух отчетных, равных 8 и 4 месяцам. В данном случае сумма экономии средств ниже, чем при уплате налога раз в год. Однако эта цифра существенно выше, чем при квартальных и полугодовых сроках. К тому же удельный вес налога в выручке в последнем случае снижается более чем в 2 раза (таблица 2).