Страховые взносы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета.

Файлы: 1 файл

Налоги.rtf

— 205.52 Кб (Скачать файл)

Введение

 

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве "страховые платежи" либо "страховые взносы".

Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.

 

1. Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) -- отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачислявшийся в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначавшийся для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками ЕСН в соответствии со статьями 235 и 236 Налогового Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Налогового Кодекса).

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являлись:

- выплаты по трудовым договорам;

- вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

От уплаты налога освобождались:

1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;

2. компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;

3. страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;

4. выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;

5. другие доходы.

Также не облагались налогом любые выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагались доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо было представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждавших факт инвалидности.

Обычный размер ставки (для наемного работника, имевшего годовой доход менее 280 тыс. руб.) был равен 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядел так:

· Пенсионный фонд Российской Федерации -- 20 %

· Фонд социального страхования Российской Федерации -- 2,9 %

· Фонды обязательного медицинского страхования -- 3,1 %

Итого 26 %.

Все указанные проценты относились к заработной плате до вычитания из нее налога на доходы физических лиц.

ЕСН рассчитывался по регрессивной шкале: чем выше база для начисления налога (она рассчитывалась для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений. Сетка ставок для каждого предела представлена в таблице 1:

 

Таблица  1 - Сетка ставок по ЕСН

Направление отчисления

1-ый предел (0-280 000 руб. включительно)

2-ой предел (280 000--600 000 руб. включительно)

3-ий предел (более 600 000 руб.)

ФБ

6 %

2,4 %

2 %

ПФР

14 %

5,5 %

0 %

ТФОМС

2 %

0,5 %

0 %

ФФОМС

1,1 %

0,6 %

0 %

ФСС

2,9 %

1 %

0 %


 

С 1 января 2010 г. в России введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования.

 

2. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию

 

Основным правовым актом, который регулирует порядок исчисления и уплаты новых страховых взносов, является Закон N 212-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2010 г. (ст. 62) (кроме некоторых статей). Данный Закон устанавливает круг плательщиков, облагаемый объект и базу, тарифы страховых взносов и т.п.; порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой; ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах, а также процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Страховые взносы не являются налоговыми платежами, поэтому в отношении их исчисления и уплаты нормы Налогового кодекса РФ не применяются. Однако есть и некоторые исключения. Например, критерии сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормы уплаты страховых взносов в случаях приостановления операций по банковскому счету налогоплательщика.

Помимо Закона N 212-ФЗ в сфере обязательного социального страхования действуют и иные федеральные законы, которые необходимо применять в совокупности:

1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

2) федеральные законы об отдельных видах обязательного социального страхования:

- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

3) Трудовой кодекс РФ.

4) федеральные законы, устанавливающие обязанности страхователей, связанные с дополнительными гарантиями прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5) подзаконные акты Правительства РФ, Минздравсоцразвития России, Минфина России, государственных внебюджетных фондов, изданные в пределах их компетенции.

Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). К ним относятся:

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС, пенсионные взносы) - перечисляются в Пенсионный фонд РФ.

2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы по ВНиМ). Их нужно уплачивать в Фонд социального страхования РФ.

3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС).

Эти взносы зачисляются в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ФФОМС и ТФОМС.

Наряду с перечисленными, сохраняются и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваются в ФСС РФ.

Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами. При неисполнении этой обязанности, контролирующие органы могут принудительно взыскать недоимку по взносам и привлечь к ответственности.

К плательщикам страховых взносов относятся:

А) Лица, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым и отдельным видам гражданско-правовых договоров.

В данную группу входят:

1. Организации, в том числе и иностранные компании, а также их филиалы и представительства, которые созданы на территории РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Самостоятельно уплачивают страховые взносы и представляют отчетность по ним обособленные подразделения организаций, но только  если они имеют отдельный баланс; имеют расчетный счет; сами начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц; расположены на территории Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели, в том числе  главы крестьянских (фермерских) хозяйств и частные детективы.

3. Физические лица, которые не являются предпринимателями, использующие  труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем.

Б) Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, которые уплачивают страховые взносы за себя (далее - Самозанятые лица).

Страхователями признаются и индивидуальные предприниматели - иностранные граждане и лица без гражданства. Перечисленные лица обязаны платить только страховые взносы на ОПС и на ОМС в бюджеты ПФР, ФФОМС и ТФОМС.

Если субъект одновременно относится и к группе плательщиков А и группе Б, то страховые взносы должны уплачивать сразу по двум основаниям.

Организации и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД), также являются плательщиками страховых взносов. Однако для некоторых из них предусмотрены определенные льготные положения.

Основной частью застрахованных лиц являются работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам. При этом застрахованными могут быть как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, если они постоянно или временно проживают в России.

Не относятся к застрахованным лицам те иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

- работают за рубежом по трудовому или гражданско-правовому договору с российской организацией;

- временно пребывают на территории РФ.

Категории застрахованных лиц, и страховые взносы, которые необходимо за них нужно уплачивать.

1. Все три вида обязательного социального страхования - пенсионное, по временной нетрудоспособности и медицинское - распространяются на:

- физических лиц, работающих по трудовому договору;

- священнослужителей.

Информация о работе Страховые взносы