Сущность системы налогообложения предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и комплексный анализ системы налогообложения предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды налогов в Российской Федерации;
2. Рассмотреть элементы налогообложения;
3. Проанализировать отдельные режимы налогообложения законодательству Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность системы налогообложения предпринимательства 4
1.1. Понятие и принципы налогообложения предприятий в России 4
1.2. Виды налогов и сборов РФ 6
1.3. Элементы налогообложения 9
2. Характеристика систем налогообложения предпринимательства в Российской Федерации 13
2.1. Общий режим налогообложения 13
2.2. Упрощенная система налогообложения 14
2.3. ЕСНХ 17
2.4. Применение налогового режима в виде ЕНВД 17
Заключение 20
Литература 21
Приложение 23

Файлы: 1 файл

Контр. работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате7.

Отчетный период - это временной  промежуток, по истечении которого налогоплательщики и налоговые агенты обязаны предоставить в налоговый орган налоговую отчетность применительно к каждому отдельному налогу.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам  и размеры сборов по федеральным  сборам устанавливаются НК РФ. В случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом.

Налоговые ставки по региональным и  местным налогам устанавливаются  соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

С понятием налоговых ставок тесно  связано понятие налоговых льгот.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами о налогах ее субъектов.

Льготы по местным налогам устанавливаются  и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении  должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Таким образом, мы рассмотрели  систему налогообложения предпринимательской  деятельности. Рассмотрим подробно режимы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика систем налогообложения предпринимательства в Российской Федерации

2.1. Общий режим  налогообложения

Действующее налоговое  законодательство позволяет налогоплательщику  в некоторых случаях значительно  уменьшить сумму уплачиваемых налогов  путем выбора системы налогообложения (режима налогообложения).

Выделяют:

  • общий режим налогообложения
  • специальные режимы налогообложения (следует отличать от льготных режимов).

При применении общего режима налогообложения налоги уплачиваются в общем порядке.

Рассмотрим его достоинства:

  • Возможность освобождения от уплаты НДС при соблюдении критериев, установленных гл. 21 НК РФ. Возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и др. показателей.
  • Возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг.
  • Возможность учитывать специфику деятельности. Создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений.
  • Сокращенный объем бухгалтерской и статистической отчетности для малых предприятий.
  • В зависимости от объема учетной информации, возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных для малых предприятий.
  • Возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия.

Однако, есть ряд недостатков:

  • Высокие затраты на ведение учета (в отличие от упрощенного режима налогообложения).
  • Большой объем налоговой отчетности.
  • Обязанность вести налоговый учет.
  • Возможность перехода на уплату ЕНВД по всем или отдельным видам деятельности, как следствие, ведение раздельного учета доходов и расходов для разных систем налогообложения.
  • Увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения ЕСН, ПФР, ФСС

 

2.2. Упрощенная  система налогообложения

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом8.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента), налога на имущество организаций, единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах.  Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объектом налогообложения  единым налогом признаются согласно статье 346.14 НК РФ: а) доходы;  б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются  следующие налоговые ставки по единому налогу: 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Ее достоинства:

  • Возможное снижение налоговой нагрузки.
  • Самый маленький объем налоговой отчетности и низкие    затраты на составление налоговой отчетности.
  • Самые низкие затраты на ведение учета доходов и расходов.
  • Отсутствие обязанности составлять бухгалтерскую отчетность.
  • Возможное снижение себестоимости продукции, работ, услуг    за счет отсутствия НДС, ЕСН.
  • Оптимально для налогоплательщиков, осуществляющих    реализацию товаров, работ, услуг для физических лиц и юридических лиц, получивших освобождение от уплаты НДС.
  • Сокращенный объем статистической отчетности для малых предприятий.

А также недостатки:

  • Отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом.
  • Необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве, т.к. введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение в качестве его плательщиков налогоплательщиков упрощенного режима налогообложения.
  • Необходимость отслеживать соблюдение показателей критериев, дающих право применять упрощенный режим налогообложения.
  • Возможность утраты права работать по упрощенному режиму налогообложения и как следствие возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная досдача налоговой и бухгалтерской отчетности.
  • Увеличение затрат на ведение учета, если налогоплательщик решит дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета.
  • Возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности и, как следствие, переход на ведение раздельного учета доходов и расходов.
  • Отсутствие возможности открывать филиалы и представительства, осуществлять деятельность и торговлю товарами, запрещенными плательщикам упрощенного режима налогообложения

 

2.3. ЕСНХ

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей — специальный налоговый режим  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).

Система предусматривает  на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

 

2.4. Применение налогового режима в виде ЕНВД

Налогообложение единым налогом на вмененный доход — режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.

Эта система налогообложения  до 01.01.2003 регулировалась Федеральным  законом от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Этот закон утратил силу с 01.01.2003, и сейчас действует глава 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". 

С 1 января 2009 года многие нормы главы 26.3 НК РФ, посвященной системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, действуют в новой редакции9.

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности может применяться  по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2, ст. 346,26 НК РФ.

На основании пункта 2.2 с 1 января 2009 года не переводятся  на уплату ЕНВД следующие категории  налогоплательщиков.

1. Организации, в которых доля участия других фирм составляет более 25% (подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ) (это ограничение не распространяется на ряд организаций).

2. Организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

3. И ряд других организаций  и ИП.

При нарушении хотя бы одного (или двух сразу) из требований, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, право работать на «вмененке» утрачивается.

Организация, осуществляющая одновременно виды предпринимательской  деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды деятельности, подпадающие под действие иной  системы налогообложения, должна вести раздельный учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций по разным видам деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Информация о работе Сущность системы налогообложения предпринимательства