Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Транспортный налог является региональным налогом: право его установления и введения на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принят закон о введении этого налога.
Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта Федерации не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ в отношении иных элементов обложения.
Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Налоги имеют большое значение для финансирования дорожного хозяйства России. До недавнего времени дорожные фонды формировались главным образом за счет четырех налогов:
· на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);
· на пользователей автомобильных дорог;
· на владельцев транспортных средств;
· на приобретение автотранспортных средств.
Однако в рамках реформирования бюджетной и налоговой системы была проведена отмена налогов с оборота: с 1 января 2001 г. был упразднен Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и отменены налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог отменялся поэтапно: с 1 января 2001 г. его ставка была снижена до 1%, а с 1 января 2003 г. он был отменен окончательно.
Одновременно в целях
совершенствования системы
Транспортный налог является региональным налогом: право его установления и введения на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принят закон о введении этого налога.
При установлении регионального налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному налогу. Иные элементы прописываются непосредственно в НК РФ. При введении регионального налога законодательные органы субъектов Российской Федерации могут также предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта Федерации не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ в отношении иных элементов обложения.
Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Налоговые органы признают физических и юридических лиц налогоплательщиками на основании сведений (по установленной форме) о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, выданной до вступления в действие главы 28 НК РФ лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства, также считаются налогоплательщиками.
Транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, и лица, признаваемые плательщиками транспортного налога, учитываются в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщики ставятся на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств. Место нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет определяется в зависимости от вида имущества по-разному:
· местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения (место государственной регистрации) организации, на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица ¾ место его жительства, где это лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано);
· местом нахождения наземных транспортных средств (автомототранспортных средств и другой самоходной техники) считается место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации);
· местом нахождения транспортного средства для физических лиц, пользующихся транспортными средствами по доверенности, выданной до 29 июля 2002 г. на право владения или распоряжения транспортным средством, признается место жительства указанного физического лица, где оно постоянно или преимущественно проживает.
Физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, в соответствии с НК РФ обязано сообщить налоговому органу по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств другому физическому лицу, которое будет считаться плательщиком.
Если уведомление о передаче не поступило, то физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно признаваться плательщиком транспортного налога.
Объектом налогообложения является юридический факт государственной регистрации транспортного средства, которая осуществляется, в частности, в соответствии со следующими документами:
· постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»;
· Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.;
· приказом Минобороны России от 23 июня 1997 г. № 246 «О государственных регистрационных и опознавательных знаках, надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации».
Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии со ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ). Правила государственной регистрации водных транспортных средств утверждены соответствующими приказами Министерства транспорта Российской Федерации, а также приказом Минобороны России от 4 декабря 2000 г. № 145.
Государственная
регистрация воздушных
Предметом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (табл. 16.1).
Таблица 16.1
Предмет обложения транспортным налогом
Приведенный в
табл. 16.1 перечень не является исчерпывающим
и может толковаться
На практике используют следующие понятия.
Транспортное средство (наземное транспортное средство) ¾ устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Воздушное транспортное средство (судно) ¾ летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Гражданское воздушное судно ¾ воздушное судно, используемое в гражданской авиации (для перевозки пассажиров и грузов, выполняющее другие авиационные работы, а также решающее организационно-мобилизационные задачи в мирное время) и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности (приказ Минтранса России от 12 октября 1995 г. № ДВ-110)1.
Воздушное судно авиации общего назначения ¾ летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца (исторический единичный экземпляр, построенный по самостоятельному проекту), а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанных с выполнением авиационных работ (приказ Минтранса России от 12 октября 1995 г. № ДВ-110).
Сверхлегкое воздушное судно ¾ сверхлегкий летательный аппарат класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 450 кг ¾ в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/ч (приказ Минтранса России от 10 апреля 1996 г. № ДВ-110).
Экспериментальное воздушное судно ¾ летательный аппарат, используемый для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники (ст. 23 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Водное транспортное средство ¾ самоходное или несамоходное плавучее сооружение (судно), используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река ¾ море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ РФ).
Судно смешанного (река - море) плавания ¾ судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (ст. 3 КВВТ РФ).
Водное торговое транспортное средство (судно) ¾ самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п. 1 ст. 7 КТМ РФ от 30 апреля 1999 г.).
Судно рыбопромыслового флота ¾ обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (п. 2 ст. 7 КТМ РФ).
При определении состава транспортных средств и видов деятельности организаций, на которых зарегистрированы транспортные средства, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), а также Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).
Это принципиально важно, поскольку существует специальный список наземных, водных и воздушных средств, не подлежащих налогообложению (табл. 16.2).
Таблица 16.2
Транспортные средства, не подлежащие налогообложению
Налоговая база по региональным налогам, к которым относится и транспортный налог, устанавливается НК РФ и не может быть изменена правовыми актами субъектов Российской Федерации. Она зависит от вида транспортного средства.
Различный порядок определения налоговой базы предусмотрен для следующих видов транспортных средств:
· транспортных средств, имеющих двигатели. В этом случае налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах;
· водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств. Для них налоговой базой признается валовая вместимость в регистровых тоннах. Согласно ст. 10 КТМ РФ валовая вместимость судна определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. Валовая вместимость судна в регистровых тоннах указывается в мерительном свидетельстве судна. Это свидетельство выдают органы технического надзора и классификации судов;
· для других водных и воздушных транспортных средств налоговой базой является единица транспортного средства.
Указанная налоговая база установлена для всех налогоплательщиков (юридических и физических лиц) и для всех транспортных средств независимо от марки и страны происхождения.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, и водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству, а в отношении других водных и воздушных транспортных средств, для которых налоговой базой является единица транспортного средства, ¾ в совокупности в зависимости от их количества.
К каждой налоговой базе применяются разные налоговые ставки.
Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно.
Налоговые органы рассчитывают налоговую базу по итогам налогового периода по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основе полученных в установленном порядке сведений.