Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Транспортный налог является региональным налогом: право его установления и введения на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принят закон о введении этого налога.
Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта Федерации не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ в отношении иных элементов обложения.
Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Налоговые льготы могут быть предусмотрены для определенной категории организаций (например, от транспортного налога могут быть освобождены организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров, кроме такси) либо для определенной категории физических лиц (например, от налога могут быть освобождены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации).
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могут установить льготы, а могут и не делать этого. В Москве, например, от уплаты транспортного налога освобождаются:
· Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, ¾ за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
· граждане, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л.с. (до 51,49 кВт) включительно, ¾ по этим автомобилям;
· организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, ¾ по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). В этом случае к транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций признаются I, II и III кварталы. В субъектах Российской Федерации отчетные периоды могут не устанавливаться.
Если имущество, являющееся предметом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц.
Транспортные средства облагаются налогом по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но не выше определенных НК РФ). В НК РФ предусмотрены базовые ставки (табл. 16.3).
Таблица 16.3
Ставки транспортного налога
Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным НК РФ. Кроме того, ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз по сравнению с базовой, а это означает, что в отношении каждой категории транспортного средства ставки могут различаться в 25 раз.
Налоговые ставки
установлены в рублях в зависимости
от категории транспортного
Не допускается
установление индивидуальных налоговых
ставок для отдельных налогоплательщик
Порядок исчисления налога различается в зависимости от статуса налогоплательщика:
· организации обязаны самостоятельно рассчитать сумму налога;
· за физических лиц обязанность по исчислению возложена на налоговые органы2.
Налоговые органы определяют сумму транспортного налога на основе сведений, которые представляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговый орган сможет исчислить сумму налога, подлежащую уплате физическим лицом, только при наличии сведений, представленных органами ГИБДД, органами Гостехнадзора, государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, а также капитанами речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река - море) плавания), капитанами морских рыбных портов соответствующих государственных администраций морских рыбных портов, капитанами морских торговых портов, Главной инспекцией по безопасности полетов гражданских воздушных судов. Указанные сведения должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.
Кроме того, регистрирующие органы до 1 февраля текущего календарного года обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сумма налога исчисляется
в отношении каждого
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение календарного года сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12.
Если налоговой базой является мощность двигателя, годовую сумму транспортного налога по каждому транспортному средству можно рассчитать по формуле
ТНгод = М ´ С,
где ТНгод ¾ годовая сумма транспортного налога, руб.;
М ¾ мощность двигателя транспортного средства, указанная в его техническом паспорте, л.с.;
С ¾ ставка налога, установленная в законе субъекта Российской Федерации для данной категории транспортного средства, руб.
Если у организации
в собственности находятся
Если налоговой базой является валовая вместимость, годовая сумма налога рассчитывается в том же порядке, что и в случае, когда базой является мощность двигателя. Для этого можно использовать следующую формулу:
ТНгод = В ´ С ´ n,
где В ¾ валовая вместимость транспортного средства, указанная в его техническом паспорте, т;
n ¾ количество транспортных средств одного вида, облагаемых транспортным налогом по одной ставке, шт.
В случае регистрации
транспортного средства или снятия
его с регистрации налог
ТН = ТНгод ´ К,
где ТН ¾ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, руб.;
К ¾ коэффициент, определяющий продолжительность налогового периода исходя из времени фактического нахождения транспортного средства у налогоплательщика.
При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных по каждому объекту.
Порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщики уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Местом нахождения транспортных средств признается:
· для морских, речных и воздушных транспортных средств ¾ место нахождения (жительства) собственника имущества;
· для иных транспортных средств ¾ место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых ¾ место нахождения (жительства) собственника имущества.
При наделении организацией своих филиалов транспортными средствами они подлежат регистрации по месту нахождения филиалов. Поскольку местом нахождения транспортных средств признается место их регистрации, местом уплаты транспортного налога будет являться соответствующий налоговый орган, в котором зарегистрирована организация по месту нахождения филиала.
Организации исчисляют сумму налога, отражают полученные данные в налоговой декларации и на ее основании уплачивают налог в бюджет в сроки, установленные региональным законом.
Законом субъекта
Российской Федерации может быть
предусмотрена как
Если же законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата авансовых платежей, в нем должны быть прописаны порядок расчета авансовых платежей, сроки их уплаты, а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансов) по окончании налогового периода.
Недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика. Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения осмотра. Кроме того, в отношении водных и воздушных транспортных средств действуют иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автомобилей.
Физические лица налог самостоятельно не исчисляют, а потому декларации в налоговый орган не представляют. Эти лица уплачивают транспортный налог на основании уведомления, выдаваемого налоговым органом.
Уведомление передается физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. Если указанные лица уклоняются от получения уведомления, оно направляется заказным письмом. В этом случае налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.
В уведомлении указывается сумма налога, приводится расчет налоговой базы, а также срок уплаты. Уведомление представляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. У физического лица обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.
Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога утверждена МНС России от 15 марта 2004 г. № БГ-3-04/198@.
За просрочку платежа по налогу начисляют пени. Напомним, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налоговых платежей и независимо от применения других мер обеспечения выполнения обязанности по их уплате, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога до дня его фактической уплаты. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С организаций пени могут быть взысканы принудительно в бесспорном порядке за счет денежных средств на их счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится только в судебном порядке.
При неуплате налога
в законодательно предусмотренные
сроки налоговые органы обязаны
направить налогоплательщику
Требование
направляется налогоплательщику независимо
от привлечения его к