Учетная политика организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
Глава I. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения.…6
1.2 Формирование учетной политики и ее основные элементы ……..….8
1.3 Факторы, влияющие на выбор учетной политики…………………10
1.4 Задачи, решаемые при формировании учетной политики………....12
Глава II. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….….….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….........21
Приложение 1 Заполнение декларации по налогу на прибыль по варианту 1...22

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 106.86 Кб (Скачать файл)

Сегодня каждый специалист в области управления и финансов (руководитель, бухгалтер, аудитор, налоговый  инспектор) должен разбираться в  учетной политике организации (предприятия) по следующим причинам:

–                   в ней отражены все способы ведения бухгалтерского учета на предприятии;

–                   учетная политика является одним из основных объектов аудиторской проверки, с которого обычно и начинается аудит предприятия;

–                   от многих элементов учетной политики зависит в конечном итоге и порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Необходимость формирования учетной политики возникает у  организации в двух основных ситуациях. Во-первых, когда   законодательными   актами предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета и  организация имеет возможность выбрать тот из них, который в наибольшей степени  отвечает ее интересам. Во-вторых, когда законодательство не содержит регламентаций по отражению в бухгалтерском учете тех  или  иных  операций  и  действий,  и поэтому  организация  разрабатывает  их  самостоятельно.  

Причем  выбранные способы  учета  устанавливаются  предприятием  на всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования.

Но учетная политика не должна ограничиваться только выбором  методов оценки активов и обязательств в целях  бухгалтерского  и  налогового  учета.

Положение о бухгалтерском  учете  и  отчетности в Российской  Федерации в обязательный  перечень  элементов  приказа  об учетной  политике наряду с методологическими, включает организационные и технические элементы.      

 При  выборе  учетной   политики   необходимо   учитывать   отраслевую принадлежность организации; форму собственности и  организационно-правовой статус  предприятия;  организационную  структуру  предприятия; особенности деятельности предприятия; текущие и долгосрочные цели предпринимательства; кадровое обеспечение; хозяйственную ситуацию.      

 Основные  требования  при  формировании  учетной  политики:  полнота, осмотрительность,  своевременность,  приоритет  содержания   перед   формой, непротиворечивость, рациональность.      

 Процесс формирования  учетной политики состоит из  следующих этапов:

–              определение объектов бухгалтерского учета,  в  отношении  которых  должна    быть разработана учетная политика;

–              выявление, анализ и оценка факторов, под  влиянием  которых  производится    выбор способов ведения бухгалтерского учета;

–              выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

–              идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов    ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекты учета;

–              отбор способов ведения бухгалтерского  учета,  пригодных  для  применения    предприятием;

–              оформление выбранной учетной политики.

Принятые предприятием правила  должны  устанавливаться  на  длительный срок.  За  организацию  бухгалтерского   учета   на   предприятии   отвечает руководитель, поэтому он же  и  утверждает  Положение  от  учетной  политике приказом.

Рекомендуется оформлять  два приказа об учетной политике: один  –  для целей бухгалтерского учета, а другой – для  целей  налогообложения.  Но  для удобства предприятие может объединить  их.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Основными   причинами   изменения    учетной    политики    являются: реорганизация предприятия, смена  собственника,  изменение  законодательства РФ, запрет или ограничение той или иной деятельности,  изменения  в  системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработка новых приемов  и способов ведения бухгалтерского учета.  Все  изменения  в  учетной  политике должны вводиться с начала финансового года.  Так  с  2003  года  вступило  в действие  ПБУ  19/02  и  соответственно  в  учетную  политику  экономических субъектов должны были быть внесены изменения.

Список использованной литературы:

1. Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) "О  бухгалтерском учете" (принят  ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004 г.)

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 10 октября 2006 г. (включая изм., всуп. в силу с 1 января  2007 г.) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 672 с. – (Кодексы и законы России)

3. О внесении изменений  и дополнений   в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу  отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Федеральный закон  от 24 июня 2002 г. №104-ФЗ 

4. Шевелев А.Е. Бухгалтерский  финансовый учет. Учебник. – Ростов  н/Д:Феникс, 2004. – С.487

5. Бюджетная система России. Уч. Для вузов. – М. – ЮНИТИ-ДАНА,2000. – С.550.

6. Ковалев А. И, Привалов  В. П. Анализ финансового состояния  предприятия // изд-е 5-е перераб. и доп. – М.; Центр экономики и маркетинга,  2001. – С. 256.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) 
[2] Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет.Учебник. – Ростов н/Д:Феникс, 2004. – С.487 
[3] О внесении изменений и дополнений   в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу  отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Федеральный закон  от 24 июня 2003 г.№104-ФЗ   
[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 10октября 2006г. (включая изм., всуп. в силу с 1 января  2007г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 672с. – (Кодексы и законы России) 
[5] Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет.Учебник. – Ростов н/Д:Феникс, 2004. – С.487

Учетная политика по налогу на прибыль

 

 

Порядок ведения налогового учета  для целей исчисления налога на прибыль  предусматривает большое количество различных вариантов. Следовательно, любое предприятие может разработать  для себя учетную политику в части  налогообложения прибыли, полностью  учитывающую нюансы своей деятельности. Рассмотрим некоторые элементы учетной  политики для целей налогообложения  прибыли. 

 

Оценка незавершенного производства 

 

Прямые расходы относятся к  расходам текущего отчетного или  налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости  которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Таким образом, часть  прямых расходов будет признана в  текущем отчетном или налоговом  периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой  продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или  налоговом периоде продукции.

 
Под незавершенным производством  понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая  все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим  процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки  невыполненных заказов производств  и остатки полуфабрикатов собственного производства.

 
В ст. 319 НК РФ не прописаны правила  оценки незавершенного производства. В настоящее время налогоплательщик обязан самостоятельно разработать  порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и  на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или  оказанные услуги. Разработанный  порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной  политике для целей налогообложения  и применять в течение не менее  двух налоговых периодов. Таким образом, организация имеет право использовать в целях налогового учета тот  же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском  учете.

 
Так, в п. 64 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организациям предоставлено право  выбора способа оценки незавершенного производства в зависимости от их производственных или технологических  особенностей:

- по фактической или нормативной  (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов  и полуфабрикатов.

 
При единичном производстве продукции  незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным  расходам. 

 

Методы оценки сырья, материалов и товаров 

 

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик в учетной  политике для целей налогообложения  прибыли должен закрепить метод  оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для  определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров  при их реализации.

 
Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. 8 ст. 254 НК РФ:

- по стоимости единицы запасов  (товара);

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

- по стоимости последних по  времени приобретений (ЛИФО).

 
Обратите внимание: налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но никак не раскрывает их содержание. Поэтому правила расчета стоимости  товаров, сырья и материалов указанными методами следует искать в нормах бухгалтерского учета, а именно в  ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

 
Однако в соответствии с Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н с 1 января 2008 г. метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01. Получается парадоксальная ситуация: метод ЛИФО есть в НК РФ, но никак  там не расшифровывается. В других отраслях законодательства теперь расшифровки  этого метода нет. Поэтому пока нужно  пользоваться отмененной в бухгалтерском  учете расшифровкой. 

 

Амортизация  

 

В п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрены два  метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

 
По зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам, входящим в восьмую - десятую амортизационные  группы, амортизацию можно начислять  только линейным методом. Это правило  закреплено в п. 3 ст. 259 НК РФ. В восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного  использования свыше 20 лет.

 
По всем остальным объектам налогоплательщика  может применяться только метод  начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

 
В настоящее время метод начисления амортизации можно изменять. Изменение  допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного  на линейный метод начисления амортизации  не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

 
По всем амортизируемым объектам компании должна использоваться единая методика начисления амортизации (за исключением  восьмой - десятой амортизационных  групп).

 
Однако в первую очередь налогоплательщик должен решить, будет ли он пользоваться амортизационной премией.

 
Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода  расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением  основных средств, полученных безвозмездно). Эта возможность предоставлена  и для расходов, понесенных в случаях  достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

 
Не применяется такое правило  в отношении имущества, полученного  организацией от учредителей, и в  отношении основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом.

 
Если вы решитесь применить амортизационную  премию в отношении лизингового  имущества, то право на это придется доказывать через суд (см. Письмо Минфина России от 03.03.2008 N 03-03-06/1/132 и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А33-5298/07-Ф02-8011/07 по делу N А33-5298/07).

 
Если налогоплательщик будет пользоваться амортизационной премией, он должен зафиксировать это в налоговой  учетной политике. Там же следует  установить и ее процент - не более 10%.

 
Кроме того, согласно Письму Минфина  России от 17.11.2006 N 03-03-04/1/779 организация  вправе закрепить в учетной политике положение, согласно которому амортизационная  премия может применяться в отношении  только основных средств, отвечающих определенным критериям (например, первоначальная стоимость  которых превышает 1 млн руб.).

 
Порядок применения линейного метода амортизации прописан в ст. 259.1 НК РФ.

 
Суть линейного метода состоит  в том, что сумма начисленной  за один месяц амортизации в отношении  амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости  и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Информация о работе Учетная политика организации для целей налогообложения