Учетная политика организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
– раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
– рассмотреть формирование учетной политики и ее основные элементы;
– отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3
Глава I. Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи
1.1 Сущность учетной политики организации для налогообложения.…6
1.2 Формирование учетной политики и ее основные элементы ……..….8
1.3 Факторы, влияющие на выбор учетной политики…………………10
1.4 Задачи, решаемые при формировании учетной политики………....12
Глава II. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…….….….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….........21
Приложение 1 Заполнение декларации по налогу на прибыль по варианту 1...22

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 106.86 Кб (Скачать файл)

 
Это самый простой (хотя не самый  экономически выгодный) способ амортизации. Стоимость амортизируемого имущества  переносится на расходы для целей  исчисления налога на прибыль организаций  равномерно. При применении этого  метода амортизация начисляется  отдельно по каждому объекту амортизируемого  имущества.

 
Особенности применения нелинейного  метода амортизации прописаны в  ст. 259.2 НК РФ. Этот способ позволяет  большую часть стоимости амортизируемого  имущества перенести на расходы  в целях налогового учета еще  в начале срока его полезного  использования.

 
При применении данного метода амортизация  начисляется не по каждому объекту  амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или  подгруппе. Для этих целей при  использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется  суммарный баланс амортизационных  групп (подгрупп) как суммарная стоимость  объектов, входящих в каждую амортизационную  группу (подгруппу).

 
Объекты, входящие в состав амортизируемого  имущества налогоплательщика, учитываются  в суммарном балансе амортизационных  групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп  или подгрупп исходя из срока полезного  использования, установленного при  их введении в эксплуатацию.

 
Приобретенные компанией основные средства, бывшие в употреблении, в  целях определения суммарного баланса  учитываются в составе амортизационной  группы или подгруппы, куда они были включены у предыдущего собственника.

 
Ежемесячно суммарный баланс амортизационных  групп или подгрупп уменьшается  на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

 
Нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе, не определяются налогоплательщиком самостоятельно. Они прямо установлены в ст. 259.2 НК РФ.

 
Выбор налогоплательщика не ограничен  только двумя методами начисления амортизации.

 
В приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения организация может предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Они делятся на повышающие и понижающие.

 
Налогоплательщики вправе применять  к основной норме амортизации  специальный повышающий коэффициент, но не выше 2 в отношении:

- амортизируемых основных средств,  используемых для работы в  условиях агрессивной среды и  (или) повышенной сменности;

- собственных амортизируемых основных  средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных  организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы,  зверосовхозы, тепличные комбинаты);

- собственных амортизируемых основных  средств налогоплательщиков - организаций,  имеющих статус резидента промышленно-производственной  особой экономической зоны или  туристско-рекреационной особой  экономической зоны.

 
Налогоплательщики вправе применять  к основной норме амортизации  специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств:

- являющихся предметом договора  финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные  основные средства должны учитываться  в соответствии с условиями  договора финансовой аренды (договора  лизинга);

- используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

 
В п. 4 ст. 259.3 НК РФ содержится положение, допускающее начисление амортизации  по пониженным нормам по решению руководителя организации, закрепленному в учетной  политике для целей налогообложения  в порядке, установленном для  выбора применяемого метода начисления амортизации.

 
Обратите внимание! Обязательные пониженные нормы амортизации для дорогостоящих  легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с 1 января 2009 г. отменены.

 
В учетной политике также нужно  разобраться с амортизацией имущества, которое уже было в употреблении.

 
Если компания использует линейный метод начисления амортизации, возникают  два возможных варианта определения  ее нормы:

- по основным средствам, бывшим  в употреблении, норма амортизации  определяется с учетом срока  эксплуатации имущества предыдущими  собственниками;

- по основным средствам, бывшим  в употреблении, норма амортизации  определяется без учета срока  эксплуатации имущества предыдущими  собственниками. 

 

Формирование резервов 

 

НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность регулировать сумму  исчисляемого налога на прибыль организаций  с помощью создания резервов. Формируя резерв, организация увеличивает  в текущем отчетном или налоговом  периоде величину своих налоговых  расходов, тем самым перенося уплату части налога на прибыль на будущее.

 
Номинальная величина налоговых платежей остается неизменной, меняются лишь сроки  уплаты налога на прибыль организаций: они передвигаются на следующие  отчетные периоды. При этом экономический  интерес для налогоплательщика  представляет эффект уменьшения покупательной  способности денег с течением времени. Дело в том, что покупательная  способность одной и той же суммы денег в предыдущий момент времени, как правило, больше, чем  в последующий, поэтому чем позже организация перечисляет свои средства в виде налогов в бюджет, тем меньше она несет реальных финансовых потерь.

 
Таких резервов в налоговом учете  несколько:

- по сомнительным долгам;

- по гарантийному ремонту;

- по ремонту основных средств;

- на оплату отпусков и вознаграждений;

- предстоящих расходов, направляемых  на цели, обеспечивающие социальную  защиту инвалидов.

 
У всех "налоговых" резервов есть несколько общих черт.

 
Во-первых, возможность создания резервов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

 
Во-вторых, правом формировать указанные  резервы наделены только предприятия, использующие для расчета налога на прибыль организаций метод  начисления.

 
В-третьих, если компания приняла решение  о создании резерва, весь порядок  его формирования необходимо утвердить  в учетной политике для целей  налогообложения.

 
В-четвертых, чтобы избежать проблем  с расчетом разнообразных временных  разниц, целесообразно создавать резерв одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете по правилам налогового законодательства, т.к. конкретного порядка формирования резервов в бухгалтерском учете нет. 

 

Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг 

 

При реализации или ином выбытии  ценных бумаг налогоплательщик имеет  право самостоятельно выбрать один из трех методов списания на расходы  в целях налогообложения стоимости  выбывших ценных бумаг:

- по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы.

 
Выбранный метод закрепляется в  налоговой учетной политике (п. 9 ст. 280 НК РФ).

 
Эти методы относятся к ценным бумагам, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

 
Однако необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, метод списания в налоговые расходы стоимости  выбывших ценных бумаг по стоимости  единицы можно применять, только если организация может точно  идентифицировать реализуемые ценные бумаги:

- или они обладают индивидуально-определенными  признаками;

- или система учета и условия  сделки позволяют организации  установить, какие конкретно из  имеющихся у нее ценных бумаг  реализуются, и она может определить  стоимость именно этих ценных  бумаг.

 
Во-вторых, метод ФИФО можно применять  только в отношении аналогичных  ценных бумаг, т.е. сопоставимых по виду, условиям обращения и виду дохода. Другими словами, к ним применима  одна рыночная котировка (средневзвешенная цена бумаг).

 
Средневзвешенной считается цена одной ценной бумаги определенного  эмитента, вида, категории (или типа), определяемая как частное от деления  общей суммы всех сделок с указанной  ценной бумагой, совершенных через  организатора торговли за определенный период времени, на общее количество ценных бумаг по указанным сделкам.

 
Это приводит к тому, что при совершении операций с ценными бумагами налогоплательщик может выбрать метод ФИФО, только если у него имеются не менее двух ценных бумаг одного эмитента, одного вида и одной категории.

 
Для определения рыночной цены акции  у налогоплательщика есть два  пути:

- рассчитать ее самостоятельно;

- пригласить оценщика.

 
Если организация выбирает путь самостоятельной оценки, используемый метод должен быть закреплен в  учетной политике налогоплательщика. Но метод должен быть не любой, а  предусмотренный законодательством  Российской Федерации.

 
По нашему мнению, несмотря на предоставленную  свободу выбора, организациям все  же стоит использовать метод оценки по стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на одну соответствующую  акцию. Этот метод оценки наиболее простой. Другой метод - на основе прогноза будущих  доходов предприятия-эмитента - намного  сложнее. И квалифицированно применить  его налогоплательщику без привлечения  специалиста-оценщика будет весьма затруднительно. 

 

Метод признания расходов в виде процентов по кредитам и займам 

 

Выбор в данном случае предоставлен налогоплательщику положениями  ст. 269 НК РФ.

 
Вариантов признания расходов два.

 
Во-первых, расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству  любого вида при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Если организация перешла на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, за отчетный период принимается не квартал, а месяц.

 
Под долговыми обязательствами, выданными  на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в  той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения. В свою очередь, существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях.

 
Поскольку критерии сопоставимости, перечисленные  в ст. 269 НК РФ, неконкретны, при формировании налоговой учетной политики целесообразно  самостоятельно устанавливать четкие границы по каждому из перечисленных  критериев. Например, исходя из принципа существенности в размере 5%. Минфин России в Письме от 27.08.2004 N 03-03-01-04/1/20 предупреждает налогоплательщиков: если они не установят в своей  налоговой учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств, им не удастся аргументированно доказать, что те или иные долговые обязательства являются сопоставимыми.

 
Во-вторых, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается  равной ставке рефинансирования Банка  России, увеличенной в 1,1 раза, - при  оформлении долгового обязательства  в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

 
Под ставкой рефинансирования Банка  России понимается:

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении  процентной ставки в течение  всего срока действия долгового  обязательства, - ставка рефинансирования  Банка России, действовавшая на  дату привлечения денежных средств;

- в отношении прочих долговых  обязательств - ставка рефинансирования  Банка России, действующая на  дату признания расходов в  виде процентов. 

Порядок исчисления налога на прибыль  и авансовых платежей

 

 

Налогоплательщик, уплачивающий налог  на прибыль, имеет право выбрать  один из двух вариантов уплаты авансовых  платежей по налогу в течение налогового периода.

 
Первый вариант заключается в  том, что по итогам каждого отчетного  или налогового периода исчисляется  сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы  прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с  начала налогового периода до окончания  отчетного или налогового периода. В течение же отчетного периода  налогоплательщики исчисляют сумму  ежемесячного авансового платежа в  порядке ст. 286 НК РФ.

 
Второй вариант предполагает, что  ежемесячные авансовые платежи  будут уплачиваться исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей должно производиться налогоплательщиком исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Информация о работе Учетная политика организации для целей налогообложения