Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:15, реферат
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования прибыльной части государственного бюджета. Государство путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход и результаты осуществляемой предпринимательской деятельности, при этом обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению производства. При формировании бюджета планируется поступление средств и соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград плановому поступлению налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение и финансовое обеспечение государственных программ, снижает эффективность налоговой политики как регулирующего фактора экономической деятельности государства.
I. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления.
§ 2.1. Объект преступления
Частью 1 ст.212 Уголовного
кодекса Украины предусмотрена
уголовная ответственность за умышленное
уклонение от уплаты налогов, сборов
и других обязательных платежей, которые
входят в систему налогообложения,
введённых в установленном
Непосредственным
объектом этого преступления являются
общественные отношения в сфере
государственного регулирования налогообложения
и формирования прибыльной части
государственного бюджета. Государство
путем налоговой политики должно
оказывать воздействие на ход
и результаты осуществляемой предпринимательской
деятельности, при этом обеспечивать
сохранение стимула к работе, вложению
капитала, расширению производства. При
формировании бюджета планируется
поступление средств и
Предметом данного преступления являются налоги, сборы, др. обязательные платежи, которые выплачиваются как юридическими так и физическими лицами.
§ 2.2. Объективная сторона
Объективная сторона преступления характеризуется совокупностью трёх признак:
Объективную сторону данного преступления характеризуют внешнее проявления действий преступника, целью которых является уклонение от уплаты в бюджет причитающихся налогов и других неналоговых платежей. Преступная деятельность может носить самый разнообразный характер: неотражение или частичное отражение в учетных данных сведений о поступивших (реализованных) товарах и полученной выручке; выполнение ннеправильных переводов в бухгалтерском учете; завышение затратной части или необоснованное отнесение на затраты выполненных отдельных хозяйственных операций; предоставление ложной информации о льготах по налогообложению; необоснованное выставление или уменьшение к уплате НДС по введенным в эксплуатацию Основным фондам в части произведенной и реализованной продукции, имеющей льготы по обложению данным налогом; ведение финансово-хозяйственной деятельности и предоставление отчетных документов без ее отображения и т.п.
Как правило, законодатель
при конструировании составов преступлений
особое внимание уделяет подробному
и конкретному изложению
Преступные последствия в виде причинения государственным интересам материального ущерба предусмотрены в качестве обязательного признака, характеризующего объективную сторону уклонений от уплаты налогов. Непосредственное проявление причинения вреда характеризуется тем, что преступные деяния правонарушителя привели к непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах.
Под значительным размером денег следует понимать суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в тысячу и больше раз превышают установленны законодательсвом необлагаемый минимум доходов граждан, под большим размером – суми, которые в три тысячи или больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, а под особо большим размером – суммы, которые в пять тысяч и более раз превышают тот же минимум (примечание к ст. 212 УК).
Необходимым признаком преступлений с материальным составом выступает наличие причинной связи между деянием правонарушителя и наступившими последствиями. Относительно рассматриваемого преступления указанное означает, что непоступление в бюджет или государственные целевые фонды налогов и других платежей явилось результатом умышленных преступных действий, причинение вреда государственным интересам в виде непоступления или недоплаты налогов и других неналоговых платежей может быть результатом ошибочных действий в отражении выполненных финансово-хозяйственных операций, выполнения Соответствующих бухгалтерских проводок, в исчислении налогов и т.п. В отличие от других преступлений (преступления против движения и эксплуатации транспорта, преступления против жизни и здоровья особы) установление причинной связи по делам об уклонении от уплаты налогов в практической деятельности не вызывает особых затруднений.
§ 2.2.1. Способы уклонений от уплаты налогов
Способы уклонения от уплаты обязательных платежей могут быть различными и зависеть от вида как неуплаченного налога, сбора, другого обязательного платежа, так и от самого плательщика.
Под способом совершения преступлений в юридической литературе подразумевается предусмотренный нормами уголовного законодательства комплекс приемов и деяний преступников, направленных на подготовку, совершение и маскировку преступления. Причем комплекс приемов и деяний виновного зависит от конкретных условий и обстоятельств, в которых совершается преступный замысел, а также от личности преступника. Есть тесная диалектическая взаимосвязь между выбранным способом совершения преступления, причинами и условиями, которые способствуют их совершению, и индивидуальными особенностями преступника, в частности между глубиной и стабильностью (стойкостью) соответствующих ценностных ориентации и морально-психологических особенностей.
Все способы уклонения от уплаты обязательных платежей можно объединить в шесть основных групп:
1) непредоставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты или государственные целевые фонды (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских отчетов и балансов и т. п.) ;
2) занижение Сумм налогов, сборов, других обязательных платежей;
3) сокрытие объектов налогообложения;
4) занижение объектов налогообложения;
5) неудержание или неперечисление в бюджет сумм подоходного налога с граждан, которым выплачивались доходы;
6) сокрытие (несообщение) утраты оснований для льгот по налогам.
Основными способами уклонения от уплаты налогов являются:
1) неподача налоговых деклараций и расчетов;
2) сокрытие объектов налогообложения;
3) занижение объектов налогообложения.
Непредоставление документов, с
Неподача декларации о доходах или прибыли содержит в себе умышленное уклонение от уплаты налогов, то есть предприятие работает, получает прибыль, однако декларацию не подает и налоги не платит.
Сокрытие или занижение объектов налогообложения характеризуетс
Одним словом сокрытие объектов налогообложения - это неотражение в соответствующих отчетных документах, представляемых в налоговые органы, любых объектов налогообложения. Например, субъект предпринимательской деятельности скрывает факт наличия у него транспортных средств или иных самоходных машин и механизмов, и тем самым уклоняется от уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, ставки которого в настоящее время определены непосредственно в самом Законе Украины «0 налоге с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов» № 2181-III от 21.12.2000 г.
Занижение объектов налогообложения - это декларирование суммы прибыли меньше, чем получено в действительности. Сокрытие объектов налогообложения может связываться с должностным подлогом в том случае, когда должностное лицо вносит заведомо неверные данные в официальные документы государственного учета и подает их в государственные налоговые администрации.
Сложность систематизации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов состоит в их динамичности и немедленному приспособлению лиц, их осуществляющих, к условиям, в которых они действуют. Но наличие у них общих признаков и особенностей дает возможность объединить эти способы в определенные группы:
- по видам их совершения (неподача, несвоевременная подача налоговых деклараций и расчетов, сокрытие объектов налогообложения и занижение размера прибыли);
- по условиям
функционирования предприятий (
- по особенностям
проведения отдельных
- по характеру
взаимоотношений между
- по направлениям
деятельности субъектов (
Некоторые способы совершения преступлений по своим признакам можно отнести к той или иной из названных групп, поэтому такая классификация является условной. Для более широкого понимания механизма совершения преступлений в сфере нналогообложения, своевременного их выявления и разработки соответствующих профилактических средств целесообразно более детально рассмотреть некоторые из них.
1. Уклонение
от уплаты налогов при
В соответствии с
действующим законодательством
в Украине одной из обязанностей
плательщиков налогов является ведение
бухгалтерского учета и отчетности
о финансово-хозяйственной
На практике известны
случаи, когда отдельные руководители
и другие должностные лица субъекта
предпринимательской
а) уклонение от уплаты налога путем неподачи или несвоевременной подачи налоговым администрациям декларации о прибыли предприятия и расчета налога на нее.
Выявление таких
правонарушений связано с изучением
документов, подтверждающих регистрацию
субъекта предпринимательской
Финансовая отчетность - один из важнейших элементов бухгалтерского учета, который методом целостного, беспрерывного и документального оформления хозяйственных операций обеспечивает систематизирование информации о деятельности предприятия, его структурных подразделений и взаимоотношений с предприятиями, организациями, финансово-кредитными учреждениями и государственными органами. Объем годового (финансового) бухгалтерского учета для всех хозяйствующих субъектов включает три типовые формы:
- баланс предприятия - форма № 1;
- отчет о финансовых
результатах и их
- отчет о финансово-
Требовать и подавать
финансовый (бухгалтерский) отчет в
неустановленной
- собственникам (участникам, учредителям, органам, в сфере управления которых находятся предприятия);
- государственной налоговой администрации;
- органу государственной статистики.
Кроме того, финансовая
отчетность может подаваться другим
органам государственного управления,
банкам, заинтересованным организациям
на основе соглашений с хозяйствующими
субъектами. Учитывая установленный
порядок подачи отчетности предприятием,
работники контролирующих органов
при изучении его финансово-хозяйственной
деятельности и достоверности данных,
представленных в декларации о прибыли
для ее налогообложения могут
проанализировать и сопоставить
данные финансовой отчетности, представленные
в вышеуказанные