Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение упрощенной системы налогообложения.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность, значение упрощенной системы налогообложения;
разобрать критерии применения упрощённой системы налогообложения и её основные элементы;
раскрыть действующий механизм УСН на примере ООО «Калина»;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономико-правовые основы упрощенной системы налогообложения 5
1.1. Упрощенная система налогообложения как особый порядок налогообложения предприятий 5
1.2. Характеристика основных элементов УСН 9
Глава 2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Калина» 19
2.1. Краткая характеристика ООО «Калина» 19
2.2. Расчет единого налога по УСН за 2012 год в ООО «Калина» 22
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования УСН 33
3.1. Преимущества и недостатки УСН 33
3.2. Предложения по совершенствованию УСН 37
Заключение 41
Список используемых источников и литературы 43
Приложения 45

Файлы: 1 файл

курсовая УСН.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Экономико-правовые основы упрощенной системы налогообложения 5

1.1. Упрощенная система налогообложения как особый порядок налогообложения предприятий 5

1.2. Характеристика  основных элементов УСН 9

Глава 2. Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Калина» 19

2.1. Краткая  характеристика ООО «Калина» 19

2.2. Расчет  единого налога по УСН за 2012 год в ООО «Калина» 22

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования УСН 33

3.1. Преимущества  и недостатки УСН 33

3.2. Предложения  по совершенствованию УСН 37

Заключение 41

Список используемых источников и литературы 43

Приложения 45

 

Введение

На современном этапе  развития нашей страны малый бизнес призван не только стать элементом  структурной перестройки экономики  с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса  с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение  решает двуединую задачу – обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших  экономических и социальных задач  и одновременно способствовать наращиванию  производства товаров и услуг, росту  занятости населения, в том числе  на основе развития малого бизнеса.

Для поддержки малого бизнеса  был введен такой специальный  режим, как упрощенная система налогообложения.

Цель упрощенной системы  налогообложения заключается в  уменьшении налогового бремени, упрощение  налогового и бухгалтерского учета  и отчетности для небольших предприятий  и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики  страны в целом. Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения  при УСН, так как развитие малого и среднего предпринимательства  становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в  стране.

Применение упрощенной системы  налогообложения в настоящее  время очень распространено среди  малых предприятий, а развитие малого бизнеса очень важно для любой  экономически развитой страны. Поэтому  тема курсовой работы весьма актуальна.

Объектом исследования выступает упрощенная система налогообложения.

Предметом исследования являются особенности и порядок применения упрощенной системы налогообложения среди организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью данного исследования является изучение упрощенной системы налогообложения.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

    • раскрыть сущность, значение упрощенной системы налогообложения;
    • разобрать критерии применения упрощённой системы налогообложения и её основные элементы;
    • раскрыть действующий механизм УСН на примере ООО «Калина»;
    • рассмотреть основные преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения;
    • выявить основные направления совершенствования налогообложения малого бизнеса.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, которые  разделены на подглавы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические основы упрощенной системы налогообложения. Во втором – практика расчета единого налога на примере конкретной организации. В третьем разделе рассматриваются преимущества и недостатки применения данного специального режима и основные направления его совершенствования.

Правовая база исследования – действующее законодательство по вопросам налогообложения в Российской Федерации при реализации упрощенной системы налогообложения.

Методологической  базой исследования послужили труды ученых и специалистов в области методологии налогообложения на предприятии, а также издания периодической печати.

Глава 1. Экономико-правовые основы упрощенной системы налогообложения

    1. Упрощенная система налогообложения как особый порядок налогообложения предприятий

Как известно, малый бизнес занимает особое место в экономике, так как: решает проблему занятости; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать  на потребности рынка; способствует развитию конкуренции; на небольших  предприятиях инновационного характера  создается уникальная наукоемкая продукция.

Одна из функций налоговой  системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и  сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые  режимы.

Для поддержки малого бизнеса  была введена упрощенная система налогообложения. Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Упрощенная система налогообложения (далее УСН) − это специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения.

Положительная сторона данного  налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

Создание УСН является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо НК РФ, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением  УСН организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Применение организациями  УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

    • налога на прибыль организаций;
    • налога на имущество организаций;
    • НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества или договором доверительного управления имуществом на территории России, если организация – «упрощенец» является товарищем, ведущим общие дела, или доверительным управляющим.

Применение УСН индивидуальными  предпринимателями предусматривает  их освобождение от обязанности по уплате:

    • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
    • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
    • НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества или договором доверительного управления имуществом на территории России, если организация – «упрощенец» является товарищем, ведущим общие дела, или доверительным управляющим.

Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, производят уплату социальных страховых взносов  в соответствии с Законом №212-ФЗ.

Кроме того, экономические  субъекты, применяющие УСН, уплачивают иные налоги, действующие в РФ, при  наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах  и сборах.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль) [10].

По данным Росстата и ФНС, на 1 января 2012 г. в стране действовали 6 миллионов малых и средних предпринимателей, в том числе 4,1 миллиона ИП.

Объемы налоговых поступлений  от этой категории экономических  агентов не столь велики, хотя малое  предпринимательство затрагивает  интересы весьма широкого круга лиц  с точки зрения как места приложения труда и получения заработка, так и предоставления услуг и  поставки товаров.

В таблице 1.1 (см. ниже) сведены данные: Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (№5-ЕНВД); Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу (№5-ЕСХН); Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (№5-УСН) в 2009-2011 годах в целом по России и в разрезе субъектов РФ по материалам официального сайта Федеральной налоговой службы.

Таблица 1.1.

Удельный вес  платежей по специальным налоговым  режимам в налоговых доходах  консолидированного бюджета РФ в 2009 — 2011 гг. (млрд. руб.)

 

2009

2010

2011

Налоговые доходы консолидированного бюджета

12267,1

14516,0

17327,1

ЕСХН

Налоговая база

50,5

69,6

65,7

Сумма налога

2,3

3,3

3,3

Доля в доходах бюджета, (%)

0,02

0,02

0,02

Количество налогоплательщиков, представивших  декларацию (ед./чел.)

91,8

131,6

146,7

УСН

Налоговая база (доходы)

1904,7

2306,9

2744,3

Налоговая база (доходы минус расходы)

199,8

262,4

326,2

Общая сумма налога

106,2

130,0

205,0

Сумма страховых взносов, включая  мед. страхование

30,4

36,9

50,7

Доля  в доходах бюджета без страхов. взносов, (%)

0,87

0,90

1,2

Количество налогоплательщиков, представивших  декларацию (ед./чел.)

1962,2

2187,4

2334,7

ЕНВД

Налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода)

643,1

739,4

797,7

Сумма налога

96,4

110,9

119,7

Доля в доходах  бюджета (%)

0,79

0,76

0,69

Количество налогоплательщиков, представивших декларацию (ед./чел.)

2794,7

2770,3

2717,1

Всего налогов по специальному режиму

204,9

244,8

328,0

Общая доля специальных налоговых режимов  в налоговых доходах бюджета (%)

1,67

1,69

1,9


 

Как вытекает из таблицы 1.1, доля налогов, собираемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета незначительна и за анализируемый период составляет в среднем 1,75%. Среди трех специальных режимов основное место занимает УСН: рост удельного веса в налоговых доходах бюджета в 2011 году по сравнению с 2009 годом составил 0,33%. Доля ЕНВД сократилась на 0,1 %, а у ЕСХН вообще не изменилась.

Налоговая база по указанным  налогам росла интенсивными темпами.

В связи с отменой единого  социального налога с 2010 г. и повышения  суммарной ставки страховых взносов  существенно возросли выплаты по указанным платежам (на 66,78 %).

Несколько иные тенденции  прослеживаются по количеству налогоплательщиков, предоставивших налоговую декларацию за анализируемый период: по УСН  их рост составил 19%,  по ЕСХН – 59,8%, а  по ЕНВД их количество сократилось  на 2,7%.

Таким образом, можно сделать  вывод, что простота такого налогового режима, как УСН, и значительное снижение налогового бремени с каждым годом  делают его год от года все более  привлекательным для представителей не только малого, но и среднего бизнеса [9].

1.2. Характеристика основных  элементов УСН

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН. Применение УСН осуществляется в добровольном порядке, однако налогоплательщиками могут стать не все желающие. Так, для того чтобы перейти на УСН с 2013 года, организация по итогам 9 месяцев 2012 года должна иметь доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превышающие 45 миллионов рублей (без учета НДС). Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. На индивидуальных предпринимателей такое ограничение не распространяется.

Не вправе применять УСН:

  1. банки;
  2. страховщики;
  3. негосударственные пенсионные фонды;
  4. инвестиционные фонды;
  5. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  6. ломбарды;
  7. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  8. казенные и бюджетные учреждения;
  9. организации и индивидуальные предприниматели:

Информация о работе Упрощенная система налогообложения