Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 15:12, курсовая работа
Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик
Введение
Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается ранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по строения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
Недостаток нашей налоговой системы – это ее нестабильность. Налоги вводятся, изменяются, либо тут же отменяются, не проработав и года. Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляется экономический кризис. Поэтому, я считаю, что для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.
Основными недостатками налогового законодательства являются излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Глава 1. Упрощенная система налогообложения
1.1 Общая характеристика упрощенной системы налогообложения
Порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ1. Организации и индивидуальные предприниматели применяют ее наряду с иными режимами налогообложения. При переходе на упрощенную систему налогообложения уплата большинства налогов заменяется уплатой единого налога (рис.1).
Перечень налогов, применяемых при УСН.
Уплачивают налоги |
Не уплачивают налоги |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Транспортный налог Земельный налог и др. |
Налог на прибыль организации Налог на доходы физических лиц * НДС (кроме НДС по импорту)** Налог на имущество организации Налог на имущество физических лиц* |
рис.1
*Индивидуальными
**И для организаций, и для
индивидуальных
Работодатели, применяющие эту систему, имеют право добровольно уплачивать взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в размере 3% от налогооблагаемой базы. При уплате страховых взносов в течение 6 месяцев они получают право выплачивать своим работникам пособия по временной нетрудоспособности полностью за счет средств Фонда. Иначе – за счет средств ФСС РФ выплачивается пособие в полный календарный месяц, а остальное – за счет собственных средств.
1.2 Налогоплательщики
Налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих критериев2 (рис.2).
Критерии для налогоплательщиков УСН.
Налогоплательщики |
Показатели деятельности |
Организации Индивидуальные предприниматели |
Доходы – не более 20 млн руб. в год (без НДС) Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (для организаций) – не более 10 млн руб. Средняя численность работников – не более 100 человек. Доля участия других организаций – не более 25% (кроме организаций инвалидов, некоммерческих организаций, в том числе организаций потребительской кооперации), отсутствие филиалов и представительств (для организаций) |
рис.2
Не относятся к плательщикам организации или индивидуальные предприниматели:
1.3 Объекты налогообложения, налоговая база
Объектами налогообложения признаются3:
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком4 и не может меняться в течение трех лет с начала применения УСН.
Налоговой базой5 является стоимостное выражение объекта налогообложения.
Доходы и расходы признаются по кассовому методу («по оплате»).
1.3.1 Определение расходов
Перечень расходов, принимаемых для целей упрощенной системы налогообложения, является закрытым, т.е. не все расходы, учитываемые при общей системе налогообложения, могут быть учтены при применении упрощенной системы (рис.3).
Расходы, применяемые при УСН6.
Расходы, учитываемые аналогично расходам по налогу на прибыль |
Расходы, учитываемые отлично от расходов по налогу на прибыль. |
Материальные Расходы на оплату труда Стоимость покупных товаров и др. |
Расходы на приобретение основных средств и на их ремонт. Расходы на приобретение нематериальных активов. Арендные платежи за арендуемое имущество. Суммы НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам. |
рис.3
Расходы на приобретение основных средств вычитаются сразу, а не переносятся через амортизацию.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1.3.2 Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов
При упрощенной системе налогообложения к основным средствам и нематериальным активам относится амортизируемое имущество.
При этом порядок списания стоимости основных средств и нематериальных активов на расходы зависит от периода их приобретения и срока их полезного использования (рис.4).
Порядок списания стоимости основных средств и нематериальных активов на расходы при УСН.
Вид основных средств/нематериальных активов |
Срок полезного использования |
Расходы на приобретение основных средств/нематериальных активов учитываются |
Приобретенные в период применения УСН |
- |
В момент ввода в эксплуатацию/принятия на учет |
Приобретенные до перехода на УСН |
До 3-х лет 3 – 15 лет Более 15 лет |
1-й год – 100% 1-й год – 50%, 2-й год – 30 %, 3-й год – 20 % В течение 10 лет применения УСН равными долями |
рис.4.
В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) (с начислением амортизации) в соответствии с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль и уплатить сумму налога и пени.
В течение года расходы принимаются по отчетным периодам (3,6 и 9 месяцев) равными долями и отражаются в последний день отчетного периода.
Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 1 января 2002 г. №1.
1.3.3 Определение доходов
Начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения признается доход, уменьшенный на величину расходов.
Организациями при определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы: