Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок…….4
2.Камеральная проверка…………………………………………………………5
3.Выездная проверка…………………………………………………………….9
4. Оформление результата выездной налоговой проверки. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.13
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение к.р..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

При проведении проверки должностные лица имеют право:

- проводить инвентаризацию  имущества налогоплательщика;

- производить осмотр (обследование) производственных, складских,  торговых и иных помещений  и территорий, используемых налогоплательщиком  для извлечения дохода, либо связанные  с содержанием объектов налогообложения;

- истребовать документы,  а также производить выемку  документов и предметов при  наличии достаточных оснований  полагать, что документы, свидетельствующие  о совершении правонарушений, могут  быть уничтожены, изменены или  заменены;

- привлекать к участию в контрольных мероприятиях экспертов и назначать экспертизу и т.д.

Результаты отдельных  процессуальных действий, проводимых в ходе проверки, должны быть зафиксированы:

- в протоколах, которые  составляются при проведении  осмотра, выемки, получении показаний свидетелей,

- актах (акт о воспрепятствовании  доступу должностных лиц налоговых  органов, акт выемки документов  и т.д.).

Нарушения требований и  порядка составления таких документов, предусмотренных НК РФ, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств.

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением:

- справки о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки, сроки фактического  проведения,

- акта выездной налоговой  проверки.      

Цель  выездной налоговой проверки практически  такая же, как и камеральной: осуществление  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

              «Инспекциями ФНС России Свердловской области за 9 месяцев 2012 года выявлено 4455 налоговых агентов, которые не перечислили в бюджет более 1 199,3  млн. рублей удержанного из выплаченных работникам доходов налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Налоговым агентам инспекции направили уведомления о даче пояснений по неисполнению своей обязанности. В результате 526 налоговых агентов после получения уведомлений перечислили 110,5 млн. рублей в бюджет. В рамках работы комиссий по легализации налоговой базы в инспекциях области также заслушиваются налоговые агенты, не перечисляющие удержанный налог на доходы физических лиц. Так, на комиссиях по легализации налоговой базы в текущем году заслушаны 588 налоговых агентов, из них 293 налоговых агентов перечислили 120,3 млн. руб. задолженности по НДФЛ. Информация о 316 налоговых агентах, не перечисливших НДФЛ в сумме 370 млн. руб., направлена в органы прокуратуры. В отношении 73 налоговых агентов приняты меры прокурорского реагирования - вынесены предостережения, представления в связи с неисполнением налоговыми агентами обязанности по перечислению налога, в результате чего в бюджет поступило 22,3 млн. рублей. За 9 месяцев 2012 года по результатам проведения выездных налоговых проверок налоговых агентов в бюджет поступило более 526,2 млн. рублей НДФЛ.»

4. Оформление  результата выездной налоговой  проверки. Порядок вынесения решения  по результатам рассмотрения материалов проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой проверки является акт установленной формы, который  составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев с момента составления справки о проведенной проверке. Акт должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушения законодательства в сфере налогообложения. Акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления. Акт должен состоять из трех частей вводной, описательной и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице и содержит такие данные, как: наименование налогоплательщика, место проведения проверки, дату проверки, ФИО, классные чины, должности лиц, проводивших проверку и другие необходимые сведения. Описательная часть содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых. Содержание описательной части должно отвечать принципам объективности, обоснованности, полноты, комплексности, четкости, лаконичности, доступности и системности. Акт не должен содержать субъективных предположений, не основанных на достаточных доказательствах. По каждому нарушению должны быть указаны:

- вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому относится нарушение;

- оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях данными, связанными с исчислением и уплатой налога, и фактическими данными, установленными в ходе проверки;

- ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

- квалификация совершенного нарушения со ссылками на соответствующие нормы законодательства о налогах и сборах, которые нарушены лицом;

- ссылки на заключения экспертов, протоколы опроса свидетелей, а также иные действия, проводимые в ходе налогового контроля.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования. Нарушения должны быть сгруппированы по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых периодов. Итоговая часть акта выездной налоговой проверки содержит сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных налогов, об иных, установленных проверкой фактах, выявленных правонарушениях. Приводятся конкретные предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и полному возмещению понесенного ущерба, предложения по привлечению налогоплательщика к ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Акт выездной налоговой проверки должен быть подписан уполномоченным должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем. При отказе руководителя -- налогоплательщика от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производится соответствующая запись. Налогоплательщик может представить в соответствующий налоговый орган письменные объяснения мотивов отказа подписать акт. Акт должен быть вручен налогоплательщику под расписку непосредственно или отправлен по почте заказным письмом. В случае несогласия налогоплательщика с данными, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он может представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным частям в двухнедельных срок со дня получения акта проверки.

В течение 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. При предоставлении налогоплательщиком возражений или письменных объяснений по акту, материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц налогоплательщика. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель выносит одно из следующих решений:

- о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае вынесения решения  о привлечении к ответственности, налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения документа.

Заключение

Цель налоговой проверки определяет момент ее окончания. Цель проверки достигнута, если сумма налога, подлежащая уплате, поступила в соответствующий бюджет, а виновный в совершении налогового правонарушения налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности.

Дальнейшее разрешение судом вопроса не относится непосредственно к порядку проведения налоговой проверки. В то же время по-прежнему остается наиболее эффективным механизмом не только разрешения спорных вопросов, но в первую очередь - механизмом защиты прав налогоплательщиков. Акты налоговых органов не относятся к законодательству о налогах и сборах, не могут изменять или как-либо дополнять его. Нормативные правовые акты ФНС РФ являются обязательными к исполнению структурными подразделениями ФНС, поэтому играют существенную роль в практике проведения налоговых проверок. Письма ФНС РФ и акты структурных подразделений ФНС не носят нормативного характера, однако на практике выполняются нижестоящими структурными подразделениями. Содержание таких писем не всегда соответствует законодательству о налогах и сборах. Именно с позиции соответствия закону налогоплательщик должен оценивать акты налогового органа и действия его должностных лиц. Нарушение порядка рассмотрения материалов проверки (вынесения решения, уведомление налогоплательщика о результатах рассмотрения) также не влечет за собой безусловной отмены соответствующего решения налогового органа, а может послужить только поводом для его отмены, если суд (или вышестоящий налоговый орган) сочтет нарушение процессуальных норм достаточно серьезным. Более категорично относится законодатель к нарушению налоговым органом срока вынесения решения о взыскании. Решение, вынесенное с нарушением срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Законодатель исходит из принципа: виновный должен быть наказан, и лишь отсутствие налогового правонарушения может являться основанием для отмены акта налогового органа.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. 1. Бобоев М. Р. Налоги и налогообложение в СНГ [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / М. Б. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков ; под ред. А. П. Починка. М. : Финансы и статистика, 2008.
  2. 2. Бродский Г. М. Право и экономика налогообложения / Г. М. Бродский. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.
  3. 3. Владимирова М. П. Управление финансовыми ресурсами и оптимизация налогообложения на предприятии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М. П. Владимирова, А. С. Манукян, М. М. Стажкова ; под общ. ред. М. П. Владимировой. М. : КноРус, 2008.

4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2003.

5. Ильичева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2004.

6. Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

7. Налоговая проверка: как плательщику налогов защитить свои права / Под ред. А.Н. Смирнова. М.: Юрайт, 2004.

8. Налоги и налоговое право [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М. : Аналитика-Пресс, 2008.

9. Налоги и налогообложение [Текст] / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб. : Питер, 2008.

10. Перов А. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. 5-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2005.

11. Погорлецкий А. И. Современные налоговые реформы в Германии и Франции [Текст] / А. И. Погорлецкий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2004. № 1.

12. Черник, Д. Г. Налоги [Текст] : учебник / Д. Г. Черник. М., 2003.

13.  Шадурская, М. М. Генезис и эволюция теории налогообложения. [Текст] : науч. зап. / М. М. Шадурская ; отв. ред. А. Ю. Казак // Финансы, денежное обращение и кредит. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. Вып. 9.

14. Налоговый кодекс РФ [Текст]. Ч. 1.

15. www.r66nalog.ru

16. www.nalog.ru




Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ