Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике и налоговой системы РФ.
Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть курсовой работы содержит две главы.
В первом разделе рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике 3
1.1Понятие и сущность налогов. Налоговые системы. 3
1.2.Налоговые ставки и методы налогообложения 10
Глава 2. Проблемы эффективности налогообложения и пути их решения. 13
2.1.Проблема оптимизации налогообложения и кривая Лаффера. 13
2.2.Проблемы в организации налоговых систем и налогового режима РФ 16
Заключение. 21
Список литературы 22
Приложения…………………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi2.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды налогов и налоговые  системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва    2011г.

 

Содержание:

 

 

 

Приложения…………………………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство может влиять на экономическую  жизнь населения, только имея в распоряжении соответствующие денежные средства. Их обязаны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – физические  и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т. е. обязательные платежи государству.

Налоги являются ключевой статьёй  бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через  бюджет страны, составляют основную экономическую силу государства. В связи с этим, проблемам налогов и сoвременной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальный интерес, так как именно они обусловливают жизнь современного общества.

Так как, в рыночной экономики каждое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора влияния на негативные явления рынка, неопровержимым является факт, что именно  налоги выступают центральным звеном финансовой политики государства. Актуальность данной темы вызвана тем, что, в зависимости от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике  и  налоговой системы РФ.

Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть  курсовой работы содержит  две главы.

В первом разделе рассматриваются  основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится  анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике

    1. Понятие и сущность налогов. Налоговые системы.

 

Рассмотрение возможностей построения эффективной системы налогообложения  юридических и физических лиц  следует начать с определения  сущности налогов и тех функций, которые они могут выполнять в рыночной экономике.

Приведение действующего налогового законодательства в соответствие с  экономической сущностью налогов  является первым необходимым условием построения эффективной системы  налогообложения физических и юридических  лиц.

В соответствии с налоговым кодексом, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».1

Налоги как важнейшая экономическая  категория, возникла одновременно с  государством и исторически связанная  с его существованием и функционированием. С развитием государственности менялась и роль налогов в обществе, а также взгляды экономистов на их сущность.

Появление государства приводит к  тому, что, выражая интересы различных  классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию и чиновников. Для данной категории работников также нужны средства, как источник их материального благополучия.

Первоначально налоги носили временный  нерегулярный характер и назывались auxilia (лат. помощь). Они существовали наряду с такими формами доходов государства, как дань с побежденных народов, домены (государственное имущество, приносящее доход казне), регалии (промысловые источники дохода государства). Введение нового налога было, как правило, связано с появлением каких – либо дополнительных расходов государства. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов. Сегодня наряду с налогами доходы государства формируются также за счёт займов, доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования государственной собственности. Однако доля налоговых поступлений в доходах бюджетов государств в конце ХХ в. достигала 80 – 90 %.

Впервые обратил внимание на регулирование  экономики посредством налогов  Д. Кейнс. Он считал, что рыночная экономика  не в состоянии преодолеть кризис (спады производства, безработицу и т.п.) без помощи государства.

Налоговая политика справедливо считается  неотъемлемой частью политики государства. Правильность такого теоретического подхода  к построению действенных налоговых  систем подтверждена мировой практикой.

Экономическая сущность налогов выражается в их функциях. В западной экономической  литературе, как правило, не приводятся определения функций налогов, но рассматриваются направления их использования государством на определенных принципах. Для целей изложения темы следует  выделить следующие основные функции налогов:

Фискальная функция  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Распределительная (или  перераспределительная)  функция состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Стимулирующая (или  дестимулирующая) функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Контрольная функция  (иногда выделяемая) дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

На сегодняшний день данное выше  количество и содержание функций  налогов практически полностью разделяется в работах  как отечественных, так и зарубежных ученых. Различия проявляются только формулировках их названий.

Наряду с основными функциями  налогов в экономической теории так же есть  и дополнительные функции такие как:

  1. ограничительная — лимитирование экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  2. антиинфляционная — лимитирование роста доходов и цен при поддержании сбалансированности стоимости валового внутреннего продукта и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на накопление и их потребление.

Однако, по моему мнению, эти  функции  являются составной частью основных. Для эффективного решения социальных задач важное значение будут иметь следующие меры: установление соотношения прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, разработка взаимосвязанной системы всех налогов с физических лиц, а также налоговых ставок и механизмов их построения; определение объекта налог обложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Выяснение сущности и функций налогов  является необходимой теоретической  предпосылкой, которая позволяет  разработать стратегию для построения эффективной системы налогообложения физических и юридических лиц. Ее практическая адаптация к современным экономическим условиям будет успешной, если удастся выполнить основные требования, соответствующие экономической сущности налогов и задачам современной налоговой политики.

Налоговая система и принципы построения системы налогообложения

С 1 января 1992 г. в стране стала действовать  налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон  от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Дальнейшее развитие налоговой системы определяется принципами, заложенными в Налоговом кодексе.

Объектами налогообложения стали  прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, форм, способов и методов их взимания.

Основой  всей налоговой системы  являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками  и в более широком смысле экономикой страны в целом.

В экономической теории выделяют следующие налоговые системы: шедулярная и глобальная.

В шедyлярной  системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  - так называемые  шедyлы. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Глобальная налоговая система  намного упрощает планирование  финансового  результата  для  предпринимателей и облегчает расчет налогов, так как в ней от физических и  юридических лиц  облагаются  одинаково. В Западных государствах такая налоговая система более распространена чем шедулярная система.

 

Впервые принципы налогообложения  сформулировал А. Смит. В своем  классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и различными способами интерпретировались в более поздних трудах многих экономистов:

1.  принцип справедливости, в соответствии с которым налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;

2.  принцип определенности, т.е. обложение налогами должно быть строго фиксировано, а не произвольно;

3.  принцип удобства для налогоплательщика, согласно которому взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;

4.  принцип экономичности взимания, т.е. издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Содержание главных принципов  налогообложения сводятся к тому, что налоги должны платить все, имеющие  доход, без всякого исключения и  без налоговых привилегий. Следует отличать освобождение от налогов вообще и от определенного налога в частности в целях равенства.

Изучение видов налогов усложняется  их многочисленностью и отсутствием  четких границ с другими видами платежей в доход государства. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к правильному выбору оснований для классификации налогов. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога.

Все налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом кодексе:

1.  Федеральные (на уровне РФ);

2.  Региональные (на уровне субъекта  РФ);

3.  Местные (на уровне органа местного самоуправления). 
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. К таким налогам относят: налог на прибыль, акцизы на отдельные группы и виды товаров, таможенная пошлина, налог на доходы от капитала, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и другие .

Информация о работе Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения