Виды налогов и принципы налогообложения. Налоговые ставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы. Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим

Файлы: 1 файл

титульный.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

При налогообложении учитывается  весь совокупный доход, полученный как  в денежной (в национальной российской или иностранной валюте), так и в натуральной форме. При этом доход в натуральной форме учитывается в составе совокупного дохода исходя из цен, сложившихся на рынке на соответствующие товары. В совокупный годовой доход в целях налогообложения включаются доходы, полученные но месту основной работы гражданина, на основе трудовых и приравненных е ним соглашений, на одном предприятии, включая работы, выполненные по совместительству и по отдельным гражданско-правовым договорам При этом учитываются все выплаты: заработная плата, премии, подарки, вознаграждения, бесплатное питание, льготный проездные билеты, оплата коммунально-бытовых услуг и т.п.

Российским законодательством  определен также достаточно широкий  перечень доходов, освобожденных от налогообложения подоходным налогом.

Налог на прибыль определяется исходя из налогооблагаемой базы и ставки налога. С 1992 г. эта ставка неоднократно менялась. С 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13% Одновременно установлено, что в бюджеты субъектов федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, устанавливаемым законодательными органами соответствующих субъектов федерации в размере не выше 22%, а для бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученных от посреднических операций и сделок - по ставкам в размере не выше 30%. Таким образом, предельный размер ставки налога для большинства предприятий составлял 35%, что несколько выше, чем в других странах.

Для дивидендов, процентов, полученных по выпущенным в РФ ЦБ, за исключением  доходов, полученных по государственным  облигациям и другим государственным  ценным бумагам, а также доходов от долевого участия в других предприятиях установлена ставка обложения в размере 15%.

По казино и иным видам игорного бизнеса определена ставка в размере 90%, по видеосалонам и от видеопоказа - 70% от размера дохода по этим видам деятельности.

По этому налогу существует также  различные льготы (например, выводятся из-под налогообложения затраты на финансирование капитальных вложении производственного и непроизводственного назначения, не облагается налогом прибыль, использованная на содержание находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения и т п.

 

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Другой по значимости вид налога, применяемый в большинстве стран  с рыночной экономикой, - это налог на добавленную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдельным странам не превышают 25%.

НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.

НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклонится, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

Для России этот налог является "новым" налогом, так как он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.

В чем же суть налога на добавленную  стоимость?

НДС представляет собой изъятие  в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товара, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог  взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до донной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.

НДС - показательный пример того, как  может осуществляться перераспределение  налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо "вперед" - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих аваров и услуг в соответствии с размером налога, либо -"назад" - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, т е столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг  компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов

Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог -при  вывозе товаров за границу ею величина должна компенсироваться покупателю.

С 01 01.92 до 3 1 12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции топливно-энергетического комплекса и услугам производственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам - по ставке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства

С 1 января 1993 года ставки были снижены. До 10% была снижена ставка налога на все продовольственные товары и отдельные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например, услуги городского пассажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 20%.

 

Ставки налога на добавленную стоимость.

Ставки налога на добавленную стоимость  устанавливаются в следующих  размерах

а) 15% - по муке, крупе, макаронным изделиям, молоку ,кефиру, творогу, маслу растительному,

б) 28% - по остальным товарам, а также  работам, услугам;

в) 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам  для детей по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;

г) 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Исчисление налога на добавленную  стоимость при получении предприятием от своих покупателей (заказчиков) за реализуемые им товары (работы, услуги) денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения пли направляемые в счет увеличения прибыли производится по расчетным ставкам налога.

Акцизы

Новым элементом налоговой системы  РФ, наряду с налогом на добавленную  стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара

Однако диапазон действия акцизов  невелик - это в основном избранные  товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом "ухода" от уплаты этих налогов.

В России к подакцизным товарам  относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и тд.

С помощью акцизов в государственный  бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым автомашинам, табачным и ликероводочным изделиям и другим подакцизным товарам.

Ставки акцизов устанавливаются  в процентах по отношению к  свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%

Списки акцизов на отдельные  виды товаров народного потребления.

Наименование  товара

Ставка акцизов  в % к стоимости в отпускных  ценах

Спирт питьевой

90,0

Водка

80,0

Ликеро - водочные изделия 

75,0

Вина виноградные

46,5

Коньяк 

55,0

Шампанское 

47,5

Пиво 

25,0

Шоколад

40,0

Икра осетровых  и лососевых рыб. готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб  и морепродуктов 

40,0

Табачные изделия 

 

- папиросы I класса 

20,0

- сигареты I класса

40,0

- сигареты II и  III классов 

25,0

- сигареты IV класса 

14,0

Легковые автомобили (кроме марки ГАЗ)

25,0

Легковые автомобили ГАЗ 

35,0

Шины для  легковых автомобилей 

30,0

Ювелирные изделия 

10,0

Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента):

 

- пальто, полупальто, жакеты, куртки и т.д 

35,0

- головные уборы  цельномеховые 

20,0

- воротники,  манжеты, отделки и т д. 

10,0

Высококачественные  изделия и фарфора 

30,0

Изделия из хрусталя

10,0

Ковры и ковровые изделия машинного производства.

 

- синтетические  и вязальные "Лирофлор"

45,0

- полушерстяные,  аксминстерские 

20,0

Одежда из натуральной  кожи

35,0

Виноградные и  плодовые напитки с содержанием  объемной доли этилового спирта до 35% (включительно)

46,5

Виноградные и плодовые напитки с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 35% до 40%) (включительно)

55,0

Плодовые вина

30,0


 

Налог на имущество юридических лиц

В настоящее время рассматривается  вопрос о переходе к налогу на недвижимость, но пока он действует в полной мере. Плательщиками налога являются юридические лица, включая банки и кредитные учреждения, филиалы, в том числе с иностранными инвестициями.

Объектом налогообложения являются основные средства (включая долгосрочно  арендуемые с правом последующего выкупа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимостном выражении, находящиеся на балансе. Для целей налогообложения предприятия определяют среднегодовую стоимость имущества по формуле, в которой используются расчеты стоимости имущества на первое число месяца с учетом его поступления и выбытия. Инструкцией по применению данного налога определен четкий перечень статей актива баланса, остатки по которым включаются в величину для расчета налога.

До апреля 1995 г. от налога на имущество  были освобождены вновь созданные фирмы любых форм собственности в течение одного года после их государственной регистрации Теперь эта льгота отменена. Но есть ряд иных льгот Так, не подлежат обложению находящиеся на балансе объекты жилья и социально-культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны

Предельный размер ставки по данному  налогу не может превышать 2%. Конкретный же ставки определяются в зависимости  от видов деятельности и устанавливаются  органами власти субъектов федерации. Устанавливать ставку для отдельных фирм не разрешено Если субъекты федерации не приняли специального решения об уровне ставки, то она берет 2%.

Но практика показывает, что в  большинстве территорий ставка установлена  меньше 2% (в Москве - 1,5%)

Принципы и концепции налогообложения

Сколько веков существует государство, столько же веков существует и  налоги, и столько же государство  ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы  налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландский экономист и философ А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой

государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.

Информация о работе Виды налогов и принципы налогообложения. Налоговые ставки