Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:23, контрольная работа
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы. Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим
2. Налог, который обязан
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить.
4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сфер того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.
На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:
1. Субъекты налога должны
Однако всеобщее применение этой концепции
связано с определенными
2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.
Данная концепция отличается большой
рациональностью и
Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к изменению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, т.е. в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем - на не столь важные блага.
Известно также, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А.Лаффером Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 2).
рис.2. Кривая Лаффера
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
- ставка налога равна 100% : поступлений
в бюджет также нет (в
При всех остальных значениях г
налогоплательщики будут
В точке А: при определенном значении Та достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога. Та - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Итак, суть "эффекта Лаффера" заключается в следующем : если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rа) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из "теневой" в легальную экономику.
Иными словами, если ставки завышены,
то подрываются стимулы к
Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один - два источника - с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов.
Что же реально получилось?
Во-первых, заметим, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции - соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц.
Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании - 35%, Бельгии - 43%, Германии - 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).
В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 1995 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 13%. В регионах органы государственной власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых организаций (всего - 35-42%). Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли.
В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия "опережает" многие страны. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут доходы и по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании. Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов. В связи с этим по Указу Президента РФ в настоящее время готовятся предложения по изменению бюджетного законодательства. Министерство финансов РФ готовит Налоговый кодекс - общий свод правил по налогообложению.
Как говорилось выше, разработчики налоговой системы в России пошли по пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в соответствии со специальными законами облагаются налогом доходы кредитных организаций, доходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг Существуют специальные отчисления во внебюджетные фонды. Существует налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов, многие из которых бездействуют, т.к. налогоплательщики пытаются уйти от их уплаты, и от волокиты которая связана с оформлением налоговых деклараций. Если хорошенько разобраться, то получится следующая картина, на содержание такого штаба налоговых инспекторов уходит больше средств, чем собирается налоговых платежей.
Я конечно не против налогов и
налогообложения, но чтобы все налоги
постоянно взимались и
Только после долгих работ над
законодательством
Содержание
Введение……………………………………………………….
Информация о работе Виды налогов и принципы налогообложения. Налоговые ставки