Виды налоговых льгот: их значение и условия предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы и вычета, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1. исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2. рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3. выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
4. проанализировать применение налоговых льгот и вычетов в РФ
5. и, наконец, выявить основные направления рационального использования налоговых льгот

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Характеристика налоговых льгот
1.1. Понятие и цель налоговых льгот 6
1.2.Виды налоговых льгот 12
Глава II. Порядок и условия предоставления льготного налогообложения
2.1. Системы и сущность оптимизации налогообложения 16
2.2. Обязательные виды учета и отчетности налогообложения 23
Глава III. Направления совершенствования механизма налогового стимулирования 32
Заключение 34

Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Виды налоговых льгот их значения,условия предоставления.docx

— 116.12 Кб (Скачать файл)

Часть авторов рассматривают налоговые льготы только *как; факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как косвенных расходах бюджета. Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.  Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений; предприятий, осуществляющих деятельность крайне необходимую в интересах государства; предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса; предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

Однако, поскольку получение налоговых льгот сулит существенную дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях.

 

Заключение

 

В настоящее время определение налоговой льготы дано в статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. До 1999 года налоговое законодательство не содержало даже такого общего определения данного института налогового права. В этой связи высокую практическую ценность для правоприменителей представляли решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые раскрывали назначение налоговых льгот, принципы их установления и порядок применения.

Таким образом, в заключении данной курсовой работы хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Действующее законодательство  о налогах и сборах не позволяет  сделать однозначный вывод о  том, какие явления законодатель  относит к категории налоговой  льготы. Подробное изучение налоговых  норм позволило выявить два  существующих в налоговом законодательстве  подхода к пониманию налоговой  льготы -содержательный и формальный.

В настоящее время вторая часть Налогового кодекса РФ содержит лишь два примера формально установленных налоговых льгот - статья 239 НК РФ (глава 24 «Единый социальный налог) и статья 381 НК РФ (глава 30 «Налог на имущество организаций»).

2. Существование налоговых льгот  обусловлено социально-экономической  функцией налога. Целью любой  налоговой льготы является предоставление  некоего преимущества, которое в  первую очередь имеет определенное  имущественное выражение. Содержательный  подход к пониманию налоговой  льготы опирается на сущность  правовых явлений, а не на их  законодательное оформление. Использование  такого подхода при анализе части второй Налогового кодекса приводит к выводу о том, что законодатель не ликвидирует, а трансформирует налоговые льготы, определенным образом «встраивая» их в любые используемые им при установлении конкретных налогов конструкции, характеризующие либо субъект налога, либо любой из его элементов. С одной стороны, содержательный подход выявляет бесконечное разнообразие форм данного правового явления. Такая многовариантность форм не позволяет сконструировать какой-либо единый правовой режим налоговой льготы, поскольку каждая «встроенная» форма приобретает свойства соответствующего элемента налога. С другой стороны, следуя тому же содержательному подходу, ныне действующее налоговое законодательство обнаруживает три вида налоговых льгот: 1) явления, являющиеся по сущности и по форме (названию) налоговыми льготами; 2) явления, являющиеся по сущности налоговыми льготами, но таковыми не названные, при этом схожие с ними по своему правовому регулированию; 3) явления, являющиеся налоговыми льготами только по сущности, так называемые «встроенные» налоговые льготы.

3. Налоговая льгота, признаваемая  в соответствии со ст. 17 НК РФ & одним из самостоятельных  элементов налога, предполагает  наличие собственного статуса  и, в силу этого статуса, определенных  формальных признаков. Данный тезис  соответствует формальному подходу  к пониманию налоговой льготы. Содержательный подход более  емок и охватывает собой и  налоговые льготы, выдержанные в  формальном отношении, и «встроенные»  налоговые льготы. Последние при  этом теряют статус самостоятельного  элемента налога, ибо они предстают  перед нами в качестве составной  части тех элементов налогообложения, в которые они оказываются  «встроенными», и, соответственно, подпадают  под правовой режим соответствующих  элементов.

4. Законодатель своим высокой  степени абстракции определением  налоговой льготы (ст. 56 НК РФ) создает  универсальный инструмент для  «встраивания» налоговой льготы  в структуру налога. Использование  такого инструмента в свою  очередь позволяет законодателю  достигать любых требуемых целей  при установлении кошфетных налогов - регулирующих, стимулирующих, социальных.

5. Действующее законодательство  о налогах и сборах содержит  несколько форм реализации налогоплательщиком  предоставленных ему законодателем  преимуществ: по умолчанию (самим  налогоплательщиком) или в заявительном  порядке. В обоих случаях бремя  доказывания права на льготу  должно лежать на налогоплательщике. В отношении права на отказ  или приостановление использования  плательщиком налоговой льготы, представляется, что данное право  налогоплательщика должно быть  ограничено определенной нормативной  процедурой, в частности, обязательной  подачей налогоплательщиком соответствующего  заявления в налоговый орган. Заявительный порядок в данном  случае необходим, поскольку только  он позволит отграничить умышленные  действия налогоплательщика от  неумышленных, которые, в свою очередь, предполагают возможное дальнейшее  восстановление налогоплательщиком  своего неиспользованного права  на налоговую льготу.

6. Налоговые льготы могут рассматриваться  в качестве одной из форм  бюджетных расходов. Исходя из  этого, а также учитывая принципы  межбюджетных отношений, субъекты  РФ и органы местного самоуправления  должны иметь право устанавливать  налоговые льготы в части любых  налогов, поступающих в их бюджеты, при условии отсутствия выделяемых  им дотаций на выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности. При этом для субъектов РФ  и муниципальных образований  должны быть установлены единые  порядок и условия предоставления: налоговых льгот. Одним из таких  обязательных условий должно  быть законодательное регулирование  компенсационных мероприятий, обеспечивающих восполнение соответствующих потерь бюджета, которые могут выражаться как в дополнительных расходах, так и в недополученных доходах бюджета.

 

Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ.-М:Эксмо,2012.-496с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.06.2008 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2008.

3. Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. – 2010. – № 10. – С. 76 – 86.

4. Абрамова Э.В. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения // Налоговое планирование. – 2009. – № 4. – С. 17 – 30.

5. Бабанин В.А. Организация налогового планирования в российских компаниях // Финансовый менеджмент. – 2010. – № 1. – С. 20 – 33.

6. Бадьина С.В. Возможности внутреннего налогового планирования хозяйствующих субъектов // Азиатско-тихоокеанская политика России. – Хабаровск: ДВАГС, 2010. – С. 10 – 14.

7. Блохин К.М. Технология формирования налогового бюджета организации // Финансовый менеджмент. – 2010. – № 5. – С. 74 – 84.

8. Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени / А.В. Боброва // Общество и экономика. – 2010. – № 11 – 12. – С. 160 – 175.

9. Боброва А.В. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. – 2010. – № 8. – С. 43 – 50.

10. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, В.В. Брызгалин. – М.: Аналитика-Пресс, 2007. – 452С.

11. Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. – 2009. – Первый выпуск. – С. 16 -22.

12. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. – М.: Прогресс, 2009. – 220С.

13. Гензель П.П. Налоговое бремя в СССР и иностранных государствах (очерки по теории и методологии вопроса) / П.П. Гензель, П.В. Микеладзе, В.Н. Строгий, К.Ф. Шмелев – М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 2008. – 156С.

14. Гусов В.С. Социальные проблемы налогообложения в России // Налоги. – 2010. – Первый выпуск. – С. 35 – 40.

15. Жданова В.Ю. Специальный налоговый режим и налоговая льгота // Налоговая политика и практика. – 2009. – № 2. – С. 40 – 49.

16. Залесский А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономические и математические методы. – 2009. – № 1. – С. 39 – 55.

17. Зарипов В.М. Уменьшение налогов – законное и незаконное // Налоговый вестник. – 2010. – № 2. – 104 – 107.

18. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 14 – 19.

19. Кадушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России // Финансы. – 2010. – № 7. – С. 15 – 21

20. Карбушев Г.И. совершенствование налоговой системы России // ЭКО. – 2010. – № 2. – С. 24 – 31.

21. Кикабидзе Н.В. Общие принципы налогообложения в России и конституционного строя // Финансовое право. – 2009. – № 12. – С. 30 – 35.

22. Кириенко А.П. Издержки налогообложения: проблемы измерения и оценки // Регион. – 2010. – № 4. – С. 106 – 119.

23. Киров Е.C. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист. – 2010. – № 5. – С. 32 – 37.

24. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. – 2009. – № 9. – С. 27 – 35.

25. Козлов Д.А. Расчет налогов в оперативной деятельности предприятия // Финансовый менеджмент. – 2010. – № 1. – С. 28 – 34.

26. Косолапов А.И. Совершенствование специальных налоговых режимов // Налоговая политика и практика. – 2009. – № 9. – С. 15 -28.

27. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: Юр. Инфор., 2009. – 214 с.

28. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. – 2010. – № 5. – С. 55 – 59.

29. Мазуркевич В.Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики // Финансовое право. – 2009. – № 10. – С. 15 – 20.

30. Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование // Законодательство. – 2009. – № 10. – С. 45 – 50.

31. Митрофанов Р.А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 5 – С. 98 – 105.

32. Овсянников М.А. Автореферат. Системы налогообложения доходов (прибыли) хозяйствующих субъектов оптово-розничной торговли. – 2010.- С.20

33. Осипова Е.С. Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений. – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – 194с.

34. Осипова Е.С. Эволюция и сущность налоговых отношений / Е.С. Осипова // Власть и управление России. – 2010. – № 4. – С. 85–93.

35. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 297С.

36. Отмахова Е.А. Изменения в приказ об учетной политике для целей налогового учета на 2010 год // Налоговый учет для бухгалтера. – 2009. – № 12. – С. 24 – 35.

37. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2009. – 245с.

38. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. – 2009. – № 11. – С. 17 – 25.

39. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008. – 240С.

40. Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения // Современное право. – 2009. – № 10. – С. 2 -5.

41. Петров А.В. Налоговая экономия: реальные решения. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – 680С.

 

 

 


Информация о работе Виды налоговых льгот: их значение и условия предоставления