Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа
Объектом работы являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие земельный налог и практику его реализации. Предмет исследования составляет комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование, совершенствование и применение норм земельного налога, которые регулируют основания и пределы платы за землю.
Актуальность данного исследования подтверждается и необходимостью выявления тенденций дальнейшего развития земельной реформы, и рынка земли в Российской Федерации. Итак, цель данной курсовой работы – полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением декларации, а также выявление проблем взимания земельного налога.
Введение………………………………………………………………………………….4
1 Земельный налог и его экономическая сущность, цели, задачи……...6
1.1 Понятие налога и его роль в экономике страны…………………………………6
1.2 Характеристика элементов налога……………………………………………….10
1.3 Нормативная база, регламентируемая земельный налог……………………..15
2 Расчет земельного налога на аналитическом примере………………...17
2.1 Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу...17
2.2 Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей…………………….26
2.3 Налоговая декларация по земельному налогу………………………………….32
3 Влияние новой методики расчета земельного налога на эффективность управления собственностью российских предприятий…………………………………………………………………………...37
3.1 Реформа земельных платежей: методологические и практические аспекты…………………………………………………………………………………...37
3.2 Фискальный и стимулирующий аспекты нового механизма земельных платежей………………………………………………………………………………….42
3.3 Проблемы механизма платы за землю в свете эффективного управления собственностью………………………………………………………………………….45
Заключение…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………
- местоположение, доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения;
- уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;
- уровень развития
сферы социального и культурно-
- состояние окружающей среды;
- эстетическая и историческая ценность застройки, ландшафтная ценность территории;
- инженерно-геологические
условия строительства и
Обратим внимание на недостаточно четко сформулированный с точки зрения практического применения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ: "В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости". Следует ли это понимать как возможность для налогоплательщика представить в Земельную кадастровую палату отчет независимого оценщика с более низкой по сравнению с кадастровой стоимостью для изменения последней?
Методологические истоки формирования налоговой базы - кадастровой стоимости - в целом понятны, поэтому обратимся к налоговым ставкам. Здесь федеральное законодательство дает органам местного самоуправления некоторую свободу, закрепив в ст. 394 НК РФ максимальные размеры ставок земельного налога:
- до 0,3% - распространяются на земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленные для жилищного строительства; предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- до 1,5% - для прочих земельных участков.
Конкретный
размер ставок был определен
Остановимся на проблемах, с которыми столкнулись практически все муниципальные образования России. Напомним, что задача представительных органов муниципалитетов заключалась в утверждении до 1 декабря 2005 г. новых ставок налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. При этом необходимо было не просто механически утвердить ставки, но обосновать их экономически с учетом ряда факторов.
Во-первых, надо проанализировать изменения налоговой нагрузки на отдельные категории землепользователей.
Во-вторых, требуется получить прогнозную оценку изменений поступлений в местные бюджеты (напомним, что земельный налог и налог на имущество физических лиц - единственные местные налоги, а говорить об эффективности второго из них пока не приходится).
В-третьих, следует принять меры по обеспечению логической увязки арендной платы и нового земельного налога (до сих пор подавляющее большинство муниципалитетов не исчисляют арендную плату в процентах от кадастровой стоимости).
В-четвертых, нужно проанализировать социальную составляющую нового земельного налога (речь идет о льготах, а также о практике предъявления требований об уплате земельного налога собственникам квартир).
В-пятых, требуется составить прогноз категорий землепользователей, которые окажутся недовольными возросшими платежами. К слову сказать, доводы последних вполне могут опираться на п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Наиболее прозорливые
руководители муниципальных образований
подготовили такие
3.2.Фискальный
и стимулирующий аспекты
земельных платежей
Практика показала, что при обсуждении и принятии новых ставок земельного налога приоритет отдавался бюджетным интересам. В основу экономического анализа или просто пояснительных записок был заложен преимущественно механический подход. Например, в Пензе сравнивались поступления в разрезе каждой оценочной зоны по методикам, приведенным в Законе о плате за землю и в гл. 31 НК РФ. Ставки земельного налога, исчисляемые по Закону о плате за землю в 2005 г., были проиндексированы с коэффициентом 1,1 (исходя из предположения, что при сохранении порядка индексации ставок земельного налога индекс "2005 - 2006" составит 1,1, как это было при индексации "2004 - 2005"). Далее эти ставки были трансформированы в проценты от кадастровой стоимости (см. таблицу) по формуле:
Ставка земельного налога, руб. за 1 кв. м / Средняя кадастровая стоимость х 100%.
Экономический эффект от применения ставок
земельного налога в процентах от кадастровой стоимости
по видам разрешенного использования земель
(на примере Пензы) <*>
Виды |
Поступления |
Ставка налога, |
Поступление |
Эффект для |
1 |
1 832 268,76 |
0,1 |
11 562 684,58 |
+9 730 415,82 |
2 |
5 461 775, 00 |
0,15 |
9 684 456,44 |
+4 222 681,44 |
3 |
6 027 040,58 |
0,3 |
13 686 962,39 |
+7 659 921,81 |
4 |
521 604 947 |
1,5 |
511 273 010,94 |
-10 331 936,14 |
5 |
316 158 432,63 |
0,6 |
401 348 525,86 |
+85 190 093,24 |
Итого |
851 084 464,04 |
- |
947 555 640,21 |
+96 471 176,17 |
Земельные участки:
1 - занятые жилищным
фондом (за исключением занятых
индивидуальными жилыми домами,
а также долей в праве на
земельный участок,
2 - занятые индивидуальными
жилыми домами и
3 - отнесенные
к землям
4 - отнесенные
к землям специального
5 - прочие.
Очевидно, что переход на новую систему расчета земельного налога дает общий положительный эффект для местного бюджета. Разумеется, при условии, если будет обеспечена собираемость налога. Представленные в таблице данные можно считать идеальной моделью, предполагающей уплату налога (как по старой, так и по новой системе) всеми, у кого такая обязанность возникала.
Анализ ситуации с учетом наиболее крупных плательщиков по отраслям и по оценочным зонам выявил определенные проблемы. Особенно остро встал вопрос о предстоящем снижении сборов с предприятий, расположенных на землях под промышленными объектами, даже при применении максимальной ставки (1,5%). Для российских промышленных городов это очень важно, так как предполагалось, что новый земельный налог станет дополнительным стимулом к тому, чтобы промышленные предприятия в центре города начали переносить мощности в более "дешевые" кадастровые кварталы. Пока эта проблема отложена до пересмотра результатов кадастровой оценки. В силу потерь для местного бюджета по промышленным землям зашла речь о перераспределении нагрузки, и в результате выбор пал на предприятия торговли и административно-офисные объекты.
Еще один, далеко не последний, аспект - это качество доведения до плательщиков данных государственного кадастрового учета, касающихся площадей земельных участков, видов разрешенного использования и собственно самой кадастровой стоимости. Первые шаги показали множество расхождений в данных земельного кадастра, опубликованных данных и фактической информации.
Многочисленные проблемы технического и организационного характера лишили муниципальные образования возможности дойти до реального экономического обоснования ставок земельного налога с учетом особенностей деятельности землепользователей по видам разрешенного использования земельных участков. Тем более не получилось обеспечить логическую увязку размеров земельного налога и арендной платы.
Таким образом, принятие ставок земельного налога представительными органами местного самоуправления основывалось прежде всего на бюджетных интересах, что вполне объяснимо. А в основе экономического обоснования новых ставок (в ряде муниципальных образований этого не проводилось вообще) был все тот же ранее действующий "нерыночный" земельный налог и логика строилась по принципу "как не собрать меньше, чем при старой системе".
3.3.Проблемы механизма платы за землю в свете
эффективного управления собственностью
Хочется верить, что сама практика применения нового земельного налога заставит органы местного самоуправления обратиться к стимулирующей составляющей земельного налога, и здесь инициатива, разумеется, последует от землепользователей.
Для российских
предприятий, в собственности или
в аренде у которых имеются
земельно-имущественные
К техническим аспектам можно отнести вопросы классификации предприятий в группы по видам разрешенного использования земель, приведение в соответствие данных государственного кадастрового учета и фактических данных о земельном участке, уточнение кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
С экономической точки зрения следует, во-первых, обратить внимание на вероятность предъявления претензий по отношению к органам местного самоуправления в части отсутствия экономического обоснования ставок земельного налога.
Во-вторых, сами
органы местного самоуправления будут
вынуждены пересмотреть результаты
кадастровой оценки, поскольку не
создано стимула для
В-третьих, существенно искажена экономическая логика при сопоставлении размеров земельного налога и арендной платы. Иного и не стоило ожидать, так как по земельному налогу произошел переход на новую базу - кадастровую стоимость, а по арендной плате в большинстве муниципальных образований применяются проиндексированные суммы 2005 г., в основе которых заложен старый земельный налог с поправочными коэффициентами. В связи с этим по одному виду разрешенного использования, но в разных оценочных зонах (кадастровых кварталах) земельный налог ниже, выше или равен арендной плате.
Наконец, существует проблема расчета выкупной цены земельных участков собственниками зданий и сооружений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Так, если до 1 января 2006 г. в формулу расчета выкупной цены земельного участка мы подставляли ставку земельного налога, определяемую в рублях за 1 кв. м, то сейчас, рассчитывая эту ставку в процентах от кадастровой стоимости, многие землепользователи получают намного большее значение. Ситуацию усугубляет нерешенность вопроса с реализацией предложения Президента РФ об установлении единой ставки для выкупа земель в размере 2,5% кадастровой стоимости. Затянувшееся ожидание изменений не способствует росту эффективности управления имущественным комплексом предприятия.
В юридическом аспекте возникают следующие проблемы.
1. Возможность расхождений в толковании возникновения обязанности по уплате земельного налога не по факту землепользования, как ранее, а по факту зарегистрированного права. Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.