Возникновение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

1. Возникновение налогов и развитие науки о налогах……………………5
2. Экономическая сущность налогов и их функции………………………….10
2.1 Экономическая сущность налогов………………………………………..10
2.2 Функции налогов……………………………………………………………11
2.3 Классификация налогов……………………………………………………14
3 Современная система налогообложения в Республике Беларусь……….18
3.1 Налоговая система Республики Беларусь……………………………….18
3.2 Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы…..27
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теории финансов.docx

— 77.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема 23. НАЛОГИ

Вопросы:

1.Возникновение налогов и развитие науки о налогах.

2.Экономическая сущность налогов и их функции.

3.Современная система налогообложения в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Возникновение налогов и развитие науки о налогах……………………5

2. Экономическая сущность налогов и их функции………………………….10

2.1 Экономическая сущность  налогов………………………………………..10

2.2 Функции налогов……………………………………………………………11

2.3 Классификация налогов……………………………………………………14

3 Современная система налогообложения в Республике Беларусь……….18

3.1 Налоговая  система Республики Беларусь……………………………….18

3.2 Перспективы  перестройки налоговой системы в ближайшие годы…..27

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованных источников………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. Налоги - одно из древнейших изобретений  человечества.     Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Ни одно государство не может нормально существовать без  взимания налогов; с другой стороны, налоги - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность  обязательных платежей и государства  придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические  и юридические понятия, соотношение  которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры  термина "налог" русский экономист  М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа  которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства".

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

В данной работе мне требуется  рассмотреть возникновение налогов и развитие науки о налогах,  экономическую сущность налогов и их функции, современную систему налогообложения в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение налогов и развитие науки о налогах

 

Изучение и знание истории  возникновения налогов является исключительно важным и необходимым звеном познания их экономической сущности.

История знакомит нас с  самыми разнообразными, порой неожиданными примерами обложения налогами и  сборами. В республиканский период древних Афин и Рима прямые денежные сборы взимались с побежденных или попавших в зависимость. Для пополнения казны использовались и получили широкое распространение разнообразные косвенные сборы. Так, любопытным курьезом в истории налогообложения стал налог на общественные туалеты, введенный римским императором Веспасианом. Ответ императора племяннику, выразившему свое недовольство по поводу установления такого налога, — «Деньги не пахнут» — впоследствии стал крылатым выражением, дошедшим до наших дней.

Интересный фат из истории  налогообложения - взимание налога за возведение необычных видов сооружений и построек. Например, выступающие  балконы были объектом налогообложения вплоть до XX в. Этот так называемый «налог на воздушную колонну» объясняется тем, что основание воздушной колонны, на которой покоится балкон, находится на земле, принадлежащей городу, в силу чего его надлежит обложить налогом.

В Римской империи расходы  по управлению государством покрывались  преимущественно за счет средств, получаемых от сдачи в аренду общественных земель. При возникновении чрезвычайных ситуаций император вводил дополнительные налоги. Определение суммы налогов проводилось каждые пять лет специально избранными чиновниками — цензорами. Граждане Рима заявляли им о своем имущественном и семейном положении, от которого и зависела величина налога. Римляне не скрывали своих доходов. Богатство не связывалось с нечестной совестью, напротив, его охотно выставляли напоказ. Граждане Рима добросовестно декларировали свое имущество и доходы и не считали при этом обременительным содержать свое государство. Например, в 6 г. н.э. римский император Август Октавиан ввел государственную кассу, направленную прежде всего на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Касса

получала средства за счет введенного пятипроцентного налога с наследства, которым облагались только граждане Рима. 
           В римских провинциях граждане уплачивали земельный налог, отдавая десятую часть своих доходов, а также единую для всех подушную подать. Наряду с этим существовали и особые формы прямого налогообложения.    Например, взимался налог на виноградные лозы, фруктовые деревья, на живой инвентарь, включая рабов, предметы роскоши и культурные ценности. 
Помимо прямых налогов в Древнем Риме существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота при торговле рабами. Уже в Древнем Риме были введены таможенные пошлины со всех ввозимых на продажу товаров. 
В древних государствах объектами обложения налогами не редко являлись не предметы материального мира, а определенные действия. Известным феодальным налогом стал налог на свадьбу. В эпоху средневековья существовал довольно необычный налог на убийство, который в качестве штрафной санкции должен был уплачивать землевладелец, если в границах его земельных угодий совершалось хотя бы одно нераскрытое убийство. 
Налоги в период средневековья отличались своей многочисленностью и необычностью. Так, например, в Англии существовал налог на покойников,

налог на холостяков.

           Государство издавна облагало налогом случаи, дающие повод к застолью, например бракосочетание, праздничное пиршество и выпитое по этому поводу вино.

           Большим разнообразием отличались не только объекты налогообложения, но и материально-вещественные формы уплаты налогов. К примеру, персидский Надир-шах брал налоги с туркмен котлами и топорами, чтобы из них лить пушки. Карл Великий предпочитал брать коровами. Петр I обложил подмосковных крестьян налогом в виде тряпья, чтобы обеспечить сырьем построенную в селе Вантеевка бумажную фабрику. Турецкие султаны брали налог даже детьми для пополнения своего войска. 
          Истории известны и налоги, в которых главенствовала их регулирующая роль. К примеру, несколько десятилетий назад в интересах наших отечественных производителей сельскохозяйственной продукции был введен налог на маргарин, с помощью которого стремились стабилизировать сбыт сливочного масла. Аналогично вводился налог на жидкое топливо для оживления рынка угля, находившегося в упадке, налог на строительные участки, специально не застраивавшиеся их владельцами. В свою очередь, последний должен был активизировать продажу таких участков под застройку. 
           В России в период царствования Петра I также появлялись новые нетрадиционные налоги. Ярким тому примером служит, в частности, налог на бороды. Этот налог имел не столько фискальное, сколько регулирующее значение с ярко выраженной направленностью следовать западной безбородной моде.

           А еще ранее на Руси налогом облагались косметические средства, предназначенные для совершенствования женской красоты. Налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, всевозможные драгоценности и украшения имели общее название — «легион». По своей природе это были налоги на предметы роскоши или, как сейчас говорят, налоги на богатых, которые за всю историю налогообложения претерпели всевозможные модификации и благополучно дожили до наших дней, но уже

в их современном виде.

           Интересна история налогообложения на Руси. Основным источником доходов государства в Древней Руси была дань, которая первоначально носила нерегулярный, а затем все более систематический характер. Взималась дань двумя способами: «повоз», когда она привозилась в Киев, и «полюдье», когда князья сами стали ездить за ней. Второе место среди прямых налогов занимал оброк — плата наземных крестьян за пользование землей. Распространенными формами налогообложения были также барщина

и оброк деньгами («чинш»).

Величина прямых налогов  определялась на основе «сошного типа», предусматривала измерение и пересчет земельных площадей на «сохи». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества почвы и социального положения владельца. 
           В особо неурожайные годы правительство взимало с населения «сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу», т.е. прямые налоги с «животов и промыслов».

В системе косвенного налогообложения  выделялся налог на соль. Власти рассчитывали, что соль потребляют все слои населения, и налог будет разложен на всех равномерно. Взималась таможенная пошлина «мыт» за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, гостиная пошлина — за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес», «мера» устанавливались за

взвешивание и измерение  товаров.

           В период монголо-татарского ига основным налогом становится «выход». Этот налог взимался уполномоченными хана, а потом уже и русскими князьями с каждой души мужского пола, а также со скота. Позже появились новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек; сборы на городовое и засечное дело.

           В период нехватки финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства и значительных государственных преобразований в целях пополнения казны Петр I ввел особую должность — «прибыльщик», обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыль», т.е.

изобретать новые источники  доходов казны. 
Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, плавающих судов, варки пива и т.д. Облагались даже церковные верования. Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, а также страховые полисы от пожаров. 
           В XVIII—XIX вв. был утвержден промысловый налог, который существовал до 1917 г. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России. 
           Существовал «дополнительный промысловый налог», превосходящий по своему размеру основной и зависящий от размера основного капитала и

прибыли предприятия.

Купечество платило гильдейскую  подать — процентный сбор с объявленного капитала, размер которого определялся  «по совести каждого». 
           В XIX—XX вв. бюджет формировался в основном за счет косвенных налогов. Следовательно, доходы казны находились в прямой зависимости от уровня благосостояния населения. Среди таких налогов выделялись акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички. Значительными были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками. 
Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т.е. плата за каждое

торговое место. 
           Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. С целью укрепления национального рынка и поддержки отечественного производства применялась протекционистская политика с высокими таможенными ставками на ввозимые товары, что способствовало накоплению капитала и развитию отечественной промышленности. 
           В 80-е гг. XIX в. наряду с обшей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, а затем и квартирный налог.

Применялись специальные  государственные сборы, в частности сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург—Москва, с пассажиров железных дорог,

пароходств, морск их портов.

          Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. Причем в зависимости от степени родства они имели ставки от 1 до 6% стоимости имущества.

           В XIX в. происходит преобразование системы местного налогообложения. Вводятся различные денежные и натуральные повинности населения с целью удовлетворения городских, сельских, земских нужд (расходы на содержание чиновников, тюрем, почты и т.д.). 
           С увеличением численности горожан первое место по величине уплачиваемых в казну пошлин заняли платежи за прописку. 
После Октябрьской революции 1917 г. были предприняты попытки сформировать новую систему налогообложения. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. В 1921 г. в связи с высокими темпами инфляции и обесцениванием денег вводились натуральные налоги и повинности. Во время перехода к нэпу появился промысловый налог с частных, затем и государственных предприятий. В 1922 г. установлено подоходно-имущественное обложение. В отличие от городского населения крестьянство платило продовольственный налог и выполняло натуральные повинности, которые в дальнейшем были объединены в единый продовольственный налог.

В 1930 г. была проведена налоговая  реформа, которая выразилась в упрощении прямых налоговых платежей: налоги предприятий объединились в единый платеж — отчисления от прибыли. Повысился налог с оборота,

исчезла рента с городских  земель и гербовый сбор. 
           Таким образом, развитие налогообложения с древних времен до наших дней характеризуется многообразием видов, методов и форм взимания налогов. Изучение истории налогов позволяет глубже понять их суть, предназначение, необходимость существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая сущность налогов  и их функции.

2.1 Экономическая сущность налогов

 
           Налог - одно из основных понятий финансовой науки; это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. 
           Современное определение налога дано в популярном учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс»: «Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия». Налог - это обязательный платеж юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемый и принудительно изымаемый государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого па удовлетворение общественных потребностей. 
           Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая

Информация о работе Возникновение налогов