Приостановление
проведения проверки допускается не
более одного раза по каждому лицу,
у которого истребуются документы.
Приостановление
и возобновление проведения выездной налоговой проверки
оформляются соответствующим решением
руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа, проводящего указанную
проверку.
Общий срок приостановления
проведения выездной налоговой проверки
не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка
была приостановлена по основанию, указанному
в подпункте 2, и в течение шести месяцев
налоговый орган не смог получить запрашиваемую
информацию от иностранных государственных
органов в рамках международных договоров
Российской Федерации, срок приостановления
указанной проверки может быть увеличен
на три месяца.
На период действия
срока приостановления проведения
выездной налоговой проверки приостанавливаются
действия налогового органа по истребованию
документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются
все подлинники, истребованные при проведении
проверки, за исключением документов,
полученных в ходе проведения выемки,
а также приостанавливаются действия
налогового органа на территории (в помещении)
налогоплательщика, связанные с указанной
проверкой.
3. Права
налогоплательщиков в ходе проведения выездной
налоговой проверки
Должностные лица,
проводящие проверку, должны осуществлять
свои права без нарушения законных
прав и свобод налогоплательщика (эти права и свободы зафиксированы
в части 1. гл. 3, ст. 21 НК РФ и других статьях
НК) (см. Приложение 1). В противном случае,
это может привести к признанию недействительными
соответствующих действий.
Законодательно
предусмотрены следующие основные
права налогоплательщиков в ходе
проведения выездных налоговых проверок:
- Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, решениями налоговых органов, а также налоговыми уведомления, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями;
- Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования;
- Право в установленном законом порядке обжаловать решения, акты налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика. В этом случае на действия или бездействие должностных лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции или в вышестоящий налоговый орган, а также обратиться в арбитражный суд;
- Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- Право на присутствие при проведении выездной налоговой проверки;
- Право на невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Налоговому Кодексу или иным федеральным законам;
- Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно НК РФ плательщики сборов имеют
те же права, что и налогоплательщики.
Важна ст.22 НК РФ,
которая касается обеспечения
и защиты прав налогоплательщиков.
Согласно данной
статье налогоплательщикам гарантируется
административная и судебная защита
их прав и законных интересов, их права
обеспечиваются соответствующими обязанностями
должностных лиц налоговых органов.
4. Сплошной
и выборочный методы проверки
Проверка первичных
документов и записей в учетных
регистрах производится сплошным или
выборочным методом.
В первом случае
проверяются все документы и
записи в регистрах бухгалтерского учета, а во втором – часть
первичных документов в каждом месяце
проверяемого периода или за несколько
месяцев. Если при проведении выборочной
проверки установлены серьезные нарушения
налогового законодательства, то проверка
на данном участке деятельности предприятия
проводится сплошным способом [4, стр.25].
Приемы и
методы проверки учетной документации
налогоплательщика определяются проверяющими
самостоятельно, исходя из [4, стр. 25]:
- особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния;
- сделанных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;
- объемов подлежащей проверке документации;
- иных обстоятельств.
В ходе проверки учетной документации
налогоплательщика контролируется:
- полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;
- соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;
- полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;
- правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;
- обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.
Проверка каждого
отдельного учетного документа включает в себя:
- формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;
- арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных форм (как правило, осуществляется выборочным методом);
- прав<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style