Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В первой главе курсовой работы рассматривается понятие налогоплательщиков, состав прав и способы и особенности защиты и обеспечения прав налогоплательщиков.
Во второй главе проводится анализ рассмотрения и решения в суде споров связанных с защитой прав налогоплательщиков. Приводятся статистические данные об общем количестве поданных и удовлетворенных судом исков по данной категории дел, а также о суммах требований предъявленных налоговым органам и удовлетворенных судом.
В третьей главе речь пойдет о выявленных, в процессе проведенной в первой и второй главах работы, проблемах в области защиты и обеспечения прав налогоплательщиков, и о возможных путях решения таких проблем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Права налогоплательщиков и способы их защиты
1.Понятие налогоплательщиков и их прав
2.Способы защиты и обеспечения прав налогоплательщиков
Глава 2. Рассмотрение налоговых споров в суде
2.1. Анализ результатов рассмотрения налоговых споров в суде
2.2. Налоговые споры и их решение в пользу налогоплательщиков
Глава 3. Проблемы в сфере защиты прав налогоплательщиков и пути их
решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсова НА.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

Данный  принцип на практике применяется  только в случае привлечения налогоплательщика  к налоговой ответственности  и не применяется в отношении  уплаты недоимки и пени. Это правило  вытекает из положения п. 5 ст. 108 НК РФ: привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности  уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Несмотря  на детальное регламентирование  в Налоговом кодексе некоторых  вопросов налогового контроля, все  еще допускаются нарушения порядка  проведения и оформления налоговых  проверок, к виновным лицам не всегда принимаются надлежащие меры ответственности. Так, часто имеют место нарушения  сроков проведения камеральных проверок, установленных ч. 2 ст. 88 НК РФ. Решения о проведении выездных налоговых проверок юридических лиц в ряде мест оформляются в виде поручений, а не постановлений, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 91 НК РФ.

Несмотря на то что реализация функций налогового контроля - одна из основных задач налоговых органов всех уровней, непосредственное осуществление регулярного налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах конкретными налогоплательщиками сосредоточено преимущественно в инспекциях МНС России по районам, городам без районного деления и районам в городах*. Поэтому деятельность судов, связанная с рассмотрением налоговых споров в новых условиях, должна строиться с учетом не только ранее названных принципов, но и принципа законности судебных решений, гарантирующего полноценную защиту прав налогоплательщика и соблюдение его экономических и правовых интересов.

С этой целью в ст. 105 НК РФ, определяющую порядок рассмотрения дел и исполнения решений о  взыскании налоговых санкций, следует  внести дополнение, на основании которого при рассмотрении дела о взыскании  налоговых санкций арбитражные  суды и суды общей юрисдикции должны проверять законность решения, вынесенного  налоговым органом, устанавливать  иные обстоятельства дела, имеющие  существенное значение для вынесения  решения.

Кроме того, необходимо существенно  дополнить ст. 138 НК РФ, определяющую порядок обжалования актов налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц, положением, согласно которому обжалование актов налоговых  органов приостанавливает их исполнение со дня подачи указанной жалобы в  вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Анализ практического  опыта, накопленного федеративными  зарубежными государствами в  области налогового контроля, позволяет  сделать вывод о том, что необходимыми элементами высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании контрольной работы.

Чтобы определить основные принципы налоговой ответственности (к числу которых можно отнести  принцип однократности привлечения  к ответственности, принцип соблюдения налоговой тайны и т.д.), надо разрешить  проблему правовой природы налоговой  ответственности. Важно определить налоговую ответственность как  разновидность административной ответственности, а для выявления принципов  налоговой ответственности необходимо обратиться к принципам административного  права и административного законодательства, закрепленного в нормах Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Учитывая процессуальный характер положений  ст. 108 НК РФ, следует также обратиться к принципам осуществления правосудия и защиты прав налогоплательщиков, установленных в ГПК РФ и АПК РФ. Только наиболее полный учет всех этих принципов позволит сформировать и усовершенствовать принципы налогового контроля и налоговой ответственности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В широком смысле под защитой  прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом.

В узком смысле под защитой  прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

В Российской Федерации права  и законные интересы граждан защищены и гарантируются Конституцией РФ, конституциями республик в составе  России, конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Основным способом защиты является судебная защита, поскольку, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ суды являются государственной и самостоятельной властью и согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации обеспечивается только судом.

Таким образом, формирование и развитие налоговой системы, усиление публичного начала в налоговых отношениях последнего времени актуализировало проблему защиты прав налогоплательщиков.

В настоящий момент институт защиты прав налогоплательщиков в России находится в стадии формирования и последовательное формирование научно обоснованной системы защиты прав налогоплательщиков является объективно необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 22 декабря 1995 г.;
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая);
  4. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы ( www.nalog.ru )
  5. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: М.: ИНФРА-М, 2007.
  6. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М.: "Статут", 2003.
  7. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2008.
  8. КонсультантПлюс — компьютерная справочно-правовая система по законодательству России;
  9. Баталова Л.А., Вершинин А.П. способы защиты прав налогоплательщиков в арбитражном суде. СПб, 2007;
  10. Налоговое право: учебное пособие/под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-ПРЕСС, 2007;
  11. Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/под ред. проф. М.М. Рассолова, проф. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2009;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2008.

2 Сайт ФНС www.nalog.ru

3 Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М.: "Статут", 2003.

4 Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: М.: ИНФРА-М, 2007.

 


Информация о работе Защита прав налогоплательщиков