Согласно ст.22 ГПК РФ
судам общей юрисдикции подведомственны:
а) исковые дела
с участием граждан, организаций,
органов государственной власти,
органов местного самоуправления
о защите нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов,
по спорам, возникающим из гражданских,
семейных, трудовых, жилищных, земельных,
экологических и иных правоотношений;
б) дела по указанным
в ст.122 ГПК РФ требованиям,
разрешаемые в порядке приказного
производства;
в) дела, возникающие
из публичных правоотношений
и указанные в ст.245 ГПК РФ. В
соответствии с данной статьей
суд рассматривает дела, возникающие
из публичных правоотношений, в
частности:
- по заявлениям граждан,
организаций, прокурора об оспаривании
нормативных правовых актов полностью
или в части, если рассмотрение
этих заявлений не отнесено
федеральным законом к компетенции
иных судов;
- по заявлениям об
оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных
и муниципальных служащих;
г) дела особого
производства, указанные в ст.262 ГПК
РФ. В порядке особого производства
суд рассматривает, в частности,
дела:
- об установлении фактов,
имеющих юридическое значение;
- о признании движимой
вещи бесхозяйной и признании
права муниципальной собственности
на бесхозяйную недвижимую вещь;
- по заявлениям о совершенных
нотариальных действиях или об
отказе в их совершении; по
заявлениям о восстановлении
утраченного судебного производства;
д) дела об оспаривании
решений третейских судов и
о выдаче исполнительных листов
на принудительное исполнение
решений третейских судов;
е) дела о признании
и приведении в исполнение
решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений.
В соответствии с
ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают
и разрешают дела с участием
иностранных граждан, лиц без
гражданства, иностранных организаций,
организаций с иностранными инвестициями,
международных организаций.
При обращении в
суд с заявлением, содержащим
несколько связанных между собой
требований, из которых одни подведомственны
суду общей юрисдикции, другие - арбитражному
суду, если разделение требований
невозможно, дело подлежит рассмотрению
и разрешению в суде общей
юрисдикции. В случае, если возможно
разделение требований, судья выносит
определение о принятии требований,
подведомственных суду общей
юрисдикции, и об отказе в принятии
требований, подведомственных арбитражному
суду.
Исходя из смысла
п. 2 ст. 22 АПК РФ к подведомственности
арбитражных судов должны относиться,
в частности, такие земельные
споры1):
- о разногласиях по
договору (земельной сделке), заключение
которого предусмотрено законом
или передача разногласий по
которому на решение арбитражного
суда согласована сторонами;
- об изменении условий
или расторжении договора по
поводу земельной сделки;
- о признании права
собственности на земельный участок;
- об истребовании собственником
или иным законным владельцем
земельного участка из чужого
незаконного владения;
- о нарушении прав
собственника или иного законного
владельца земельного участка,
не связанном с лишением владения;
- о возмещении убытков,
причиненных нарушением земельных
прав юридических лиц или граждан,
признанных индивидуальными предпринимателями;
- о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов государственных органов,
органов местного самоуправления
и иных органов, не соответствующими
законам и иным нормативным
правовым актам и нарушающими
земельные права и законные
интересы организаций и граждан,
признанных индивидуальными предпринимателями;
- о взыскании с организаций
и граждан, признанных индивидуальными
предпринимателями, штрафов, наложенных
государственными органами, органами
местного самоуправления и иными
органами, осуществляющими контрольные
функции за соблюдением земельного
законодательства, если федеральным
законом не предусмотрен бесспорный
(безакцептный) порядок их взыскания.
Подведомственность дел
арбитражному суду в настоящее
время определяется по правилам
ст.27-32 АПК РФ. Арбитражному суду
подведомственны дела по экономическим
спорам и другие дела, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Арбитражные суды разрешают
экономические споры и рассматривают
иные дела с участием организаций,
являющихся юридическими лицами,
граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица и имеющих
статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном
законом порядке, а в случаях,
предусмотренных АПК РФ и иными
федеральными законами, с участием
РФ, ее субъектов, муниципальных
образований, государственных органов,
органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц,
образований, не имеющих статуса
юридического лица, и граждан,
не имеющих статуса индивидуального
предпринимателя.
К подведомственности
арбитражных судов федеральным
законом могут быть отнесены
и иные дела.
Арбитражные суды рассматривают
подведомственные им дела с
участием российских организаций,
граждан РФ, а также иностранных
организаций, международных организаций,
иностранных граждан, лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, организаций с иностранными
инвестициями, если иное не предусмотрено
международным договором РФ.
Подведомственность экономических
споров и иных дел, возникающих
из гражданских правоотношений,
определяется в соответствии
со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды
рассматривают в порядке искового
производства возникающие из
гражданских правоотношений экономические
споры и другие дела, связанные
с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, а в случаях,
предусмотренных АПК РФ и иными
федеральными законами, другими
организациями и гражданами.
Подведомственность экономических
споров и других дел, возникающих
из административных и иных
публичных правоотношений, определена
ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают
в порядке административного судопроизводства
возникающие из административных и иных
публичных правоотношений экономические
споры и иные дела, связанные с осуществлением
организациями и гражданами предпринимательской
и иной экономической деятельности, в
частности:
- об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
если федеральным законом их
рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда;
- об оспаривании ненормативных
правовых актов органов государственной
власти РФ, органов государственной
власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов и должностных
лиц, затрагивающих права и
законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
- об административных
правонарушениях, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено
к компетенции арбитражного суда.
Статьей 30 АПК РФ
определяется подведомственность
дел об установлении фактов, имеющих
юридическое значение. Арбитражные
суды рассматривают в порядке
особого производства дела об
установлении фактов, имеющих юридическое
значение для возникновения, изменения
и прекращения прав организаций
и граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Подведомственность дел
об оспаривании решений третейских
судов и о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов установлена
ст.31 АПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают
в соответствии с гл.31 АПК РФ
дела:
а) об оспаривании
решений третейских судов по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности;
б) о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Статья 32 АПК РФ определяет
подведомственность арбитражным
судам дел о признании и
приведении в исполнение решений
иностранных судов и иностранных
арбитражных решений. Арбитражные
суды рассматривают в соответствии
с гл.32 АПК РФ дела о признании
и приведении в исполнение
решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений
по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Специальная подведомственность
дел арбитражным судам установлена
в ст.33 АПК РФ.
От подведомственности
дел необходимо отличать подсудность,
т.е. относимость определенного
гражданского дела к ведению
конкретного суда (общей юрисдикции
или арбитражного суда), управомоченного
рассмотреть его по первой
инстанции и принять по нему
решение (разрешить дело по
существу). В настоящее время подсудность
споров определяется статьями
гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ.
Дела, подведомственные
арбитражным судам, рассматриваются
в первой инстанции арбитражными
судами республик, краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области, автономных
округов, за исключением дел,
отнесенных к подсудности Высшего
Арбитражного Суда РФ, в т.ч.
экономические споры между РФ
и субъектами РФ, а также между
субъектами РФ.
Как и в гражданском
судопроизводстве, по общему правилу
территориальной подсудности, иски
предъявляются в арбитражный
суд субъекта РФ по месту
нахождения или месту жительства
ответчика. В исключение из правила
иски о правах на земельные участки и другое
недвижимое имущество предъявляются в
арбитражный суд по месту нахождения этого
имущества.
2.3. Судебная практика
по земельным спорам
Рассмотрим некоторые
более конкретные аспекты земельных
споров, встречающихся в работе судов.
В частности, такие
споры могут возникнуть в связи
с отказом в предоставлении
гражданину земельного участка
либо прекращением его собственности,
владения или пользования земельным
участком. Суд, признав жалобу
обоснованной, выносит решение о
признании права истца на земельный
участок. Данное судебное решение
является основанием, при наличии
которого органы государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним
обязаны осуществить государственную
регистрацию права на землю
или сделки с землей в порядке,
установленном законом (п. 2 ст. 59
ЗК РФ).
Земельные споры возникают
при нарушении местной администрацией
порядка исполнения Указа Президента
РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О
реализации конституционных прав
граждан на землю». В нем, например,
установлено, что при передаче
сельскохозяйственных угодий в
собственность гражданам и юридическим
лицам им бесплатно передаются
в собственность земельные участки,
занятые кустарником, мелколесьем
и другими несельскохозяйственными
угодьями и расположенные между
участками продуктивных земель
в границах отводимого земельного
массива. А земельные участки,
выбывшие из сельскохозяйственного
оборота, передаются бесплатно
гражданам и юридическим лицам,
получающим земельные участки
впервые или дополнительно к
имеющимся, для производства сельскохозяйственной
продукции при условии финансирования
ими не менее 50 процентов стоимости
работ по освоению земель. Если
гражданин или юридическое лицо встретят
препятствия со стороны местной администрации
в реализации названных земельных прав,
они вправе обратиться с жалобой и защитой
в судебные органы.
Аналогичные споры
могут возникать при реализации
Указа Президента РФ от 16 мая
1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам
объектов недвижимости в приобретении
в собственность земельных участков
под этими объектами».
Не совсем понятно
разъяснение Пленума Верховного
Суда РФ № 6 от 22 апреля 1992 г.
о том, что суд вправе принять
к производству и рассмотреть
по существу требование гражданина,
если его заявление о предоставлении
земельного участка не было
рассмотрено местной администрацией
в предусмотренный срок. Надо
ли понимать это разъяснение
как обязанность суда указать
в решении размер либо нахождение
предоставляемого земельного участка,
и реально предоставить судом
этот участок в натуре, или
только суд обязан вынести
решение, обязывающее местную
администрацию вынести решение
о предоставлении земельного
участка заявителю, то есть
подтвердить его право на земельный
участок, оставив на усмотрение
местной администрации определение
его размера и местонахождения.