Земельный налог, его сущность и значение в экономике Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования – Фактически земельный налог остается единственным налогом уплачиваемым сельскими предприятиями и гражданами. Поскольку ставки эти сейчас воспринимаются как очень высокие, можно ожидать, что номинальная величина ставок не будет меняться достаточно долго. Поэтому прогнозируется резкий скачок поступлений земельного налога в 1999 году (рассчитанный на основе предлагаемых ставок и данных о сельскохозяйственных площадях) к уровню около 1,5 % ВВП, а в 1999-2000 г. сохранение поступлений на том же номинальном уровне, а значит постепенное снижение доли земельного налога в ВВП к уровню (1,2 % ВВП в 1998 г, 1 % ВВП в 1999 г, 0,8 ВВП в 2000 г).

Содержание работы

Введение
3

Глава I. Экономическая сущность и принципы земельного налогообложения.
5
I.I Экономическое содержание, цели и задачи организации земельного налога.
5
I.II Объективная необходимость земельного налога.
16
I.III Законодательные акты Кыргызской Республики в области земельного налогообложения
20

Глава II Порядок исчисления земельного налога
30
II.I Место земельного налога в доходной части государственного бюджета Кыргызстана
30
II.II Опыт зарубежных стран при исчислении земельного налога
43
II.III Категории земель земельного фонда – основной объект налогообложения
49

Глава III Совершенствование развития земельного налога.
55
III.I Проблемы современной системы налогообложения
55
III.II Совершенствование местного налогообложения
57
III.III Земельные ресурсы на современном этапе в Кыргызской Республике
63

Заключение
67

Список литературы
70

Приложения
72

Файлы: 1 файл

Земельный налог.DOC

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Фактически земельный налог  остается единственным налогом, уплачиваемым сельскими предприятиями и  гражданами. Поскольку ставки эти сейчас воспринимаются, как очень высокие, можно ожидать, что номинальная величина ставок не будет меняться достаточно долго. Поэтому прогнозируется резкий скачок  поступлений земельного налога в 1999 году (рассчитанный на основе предлагаемых ставок и данных о сельскохозяйственных площадях) к уровню около 1,5 % ВВП, а в 1999-2000 г. сохранение поступлений на том же номинальном уровне, а значит постепенное снижение доли земельного налога в ВВП к уровню (1,2 % ВВП в 1998 г, 1 % ВВП в 1999 г, 0,8 ВВП в 2000 г).

Крестьяне и фермеры имеют широкий доступ к пользованию землей, но, тем не менее, не являются ее хозяевами – землевладельцами. Для полноценного труда на земле необходимо, чтобы крестьянин или фермер имел кроме права пользования землей, доступ к льготным финансам и доступ ко всем видам информации, и только твердое конституционное право владеть и распоряжаться землей дает ему в полной мере использовать этот шанс. Только тогда сельский труженик почувствует себя полноправным хозяином своей земли, а в экономике начнут функционировать полноценные земельно-рыночные отношения, банки и финансовые организации и учреждения начнут заинтересованно на конкурентной основе сотрудничать с собственником земли, открыв ему свои возможные ресурсы. Предоставление фермерами надежных гарантий под финансирование в виде законного титула собственности обеспечит рост производства в аграрном секторе ежегодно на 10-15 %, тем самым позволит в ближайшее время решить нашу главную социальную задачу на селе – снижение уровня бедности.

Необходимо отметить, что земельный налог – единственный налог, который платит сельскохозяйственный производитель. На сегодняшний день в структуре ВВП доля сельскохозяйственного сектора составляет более 50 %, а удельный вес налоговых поступлений от этого сектора составляет всего около 5-7%. Другими словами все налоговое бремя падает на другие сектора экономики, такие как промышленность и торговля (приложение №1). Поэтому установление порядка, при котором в соответствии с Налоговым Кодексом юридические лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства, для которых земля является основным средством производства, уплачивают только земельный налог, что значительно облегчило ведение учета, отчетности для сельскохозяйственных товаропроизводителей, создало стимулы для эффективной их работы и улучшило администрирование.

Все более ощутимыми в местных  бюджетах становятся поступления земельного налога. Плательщиками выступают  собственники земли, землевладельцы и  землепользователи, кроме арендаторов, которые платят не налог, а арендную плату за землю.

Земельный налог взимается с облагаемой земельной площади, представленной юридическим и физическим лицом в собственность, владение или пользование, включая площадь занятую строениями или сооружениями, а также земельные участки, необходимые для содержания этих строений и сооружений.

Не облагаются земельным налогом  земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли  используемые в качестве путей сообщения  – площади, улицы, проезды, набережные, дороги, а также земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения – парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи.

Граждане, впервые организующие фермерские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течении 2-х лет  после предоставления им земельного участка. Но если фермер использует эту землю не по целевому назначению, то он лишается этих льгот.

Арендная плата и порядок  ее внесения за пользование земельным  участком для землепользователя, получившего  право пользования земельным  участком на условиях аренды, устанавливается на основе договора. При этом размер арендной платы для физических и юридических лиц Кыргызской Республики не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для земель, предоставленных в пользование. Для иностранных лиц размер арендной платы устанавливается в зависимости от размера ставки земельного налога, с применением коэффициента, утвержденного Правительством Кыргызской Республики.

При предоставлении на территории Кыргызской Республики земельных участков в пользование другому государству размер платы определяется межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой с этим государством.

Земельный налог и арендная плата  за пользование земельным участком, предоставленным специально уполномоченным органом, направляются на улучшение земель, повышение плодородия почв, проведение почвенных, геоботанических обследований и мониторинга земель и размещение хозяйствующих субъектов с организацией их территории в порядке землеустройства.

Иностранным лицам предоставление и передача в собственность сельскохозяйственных угодий не допускается. Иностранным  физическим или юридическим лицам земельные участки в черте населенного пункта (городов, поселков, сельских населенных пунктов) могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования или передаваться в собственность в случае кредитования ими ипотечного жилищного строительства в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об ипотеке».

 

I.II. Объективная необходимость земельного налога.

 

Земельный налог – форма обязательной ежегодной платы в республиканские и местные бюджеты за пользование земельным участком.

Плательщиками земельного налога являются землепользователи независимо от форм собственности, право пользования, которых удостоверено специальным документом установленного образца, государственным актом, временным удостоверением, свидетельством на  право пользования земельным участком или долей.

Размер земельного налога по сельскохозяйственным угодьям устанавливается в зависимости  от качества почв, местоположения и площади земельного участка, а по землям несельскохозяйственного назначения соответствующей категории, но с учетом инфраструктуры и различной градостроительной ценности.

В компетенцию Правительства Кыргызской Республики входят:

    1. Проведение единой государственной политики в сфере управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений;
    2. Распоряжение землями в границах Кыргызской Республики в межгосударственных и государственных целях по согласованию с местными кенешами;
    3. Заключение договора с другими государствами о предоставлении земельных участков в срочное (временное) пользование;
    4. Организация проведения земельной реформы;
    5. Определение размера и порядка формирования фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;
    6. Установление нормативов потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в целях их возмещения;
    7. Утверждение республиканской и региональных программ по рациональному использованию земель, повышенного плодородия почв, охране земельных ресурсов;
    8. Установление порядка осуществления мониторинга земель, ведения земельного кадастра, организация землеустройства;
    9. Организация контроля над использованием и охраной земель;
    10. Установление границ особо охраняемых территорий и порядка  их использования;
    11. Определение порядка изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и коммунальных нужд;
    12. Перевод более ценных сельскохозяйственных угодий в другие менее ценные виды угодий или другую категорию земель;
    13. Решение других вопросов в сфере регулирования  земельных отношений предусмотренных настоящим кодексом.

 

Правительство Кыргызской Республики  через специально уполномоченные органы осуществляет: ведение государственного земельного кадастра и мониторинга  земель, проведение землеустройства, оформление документов, удостоверяющих право на земельный участок, выдачу разрешений на проведение работ по землеустройству и решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений.

В компетенцию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сфере регулирования  земельных отношений входят:

    1. Разработка и совершенствование земельного законодательства;
    2. Ратификация межгосударственных договоров о предоставлении права землепользования в границах Кыргызской Республики;
    3. Установление и изменение границ административно-территориальных единиц (области, города Бишкек, района, аильного кенеша);
    4. Решение других вопросов в области регулирования земельных отношений.

 

Земельный налог взимается независимо от использования или неиспользования  предоставленных земельных участков, а также от урожайности сельскохозяйственных культур.

Применение налога на землю предлагает хозяйственное отношение к земле, повышение ее производительности, развитие конкуренции. Если землевладелец или  землепользователь не способен использовать землю так, чтобы после уплаты налога у него осталась нормальная для хозяйственной деятельности прибыль, то он должен либо отказаться от излишних ее площадей, либо переориентировать свое предприятие на более прибыльную продукцию  и снизить издержки производства. Хотя земельный налог относится к себестоимости продукции и, в конечном счете, его будут платить потребители продукции, тем не менее, надо стремиться к уменьшению затрат.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность  гражданину Кыргызской Республики, а  также приобретаемого им на вторичном рынке земли для ведения сельскохозяйственного производства, определяются районным кенешом с учетом наличия свободных земель и обеспеченности сельского населения сельскохозяйственными угодьями (пашня, залежь, сенокосы, земли занятые многолетними насаждениями).

 

 

 

I.III. Законодательные акты Кыргызской Республики в области земельного налогообложения.

 

Земельные отношения в Кыргызской Республике регулируются Конституцией Кыргызской Республики, гражданским  кодексом, законами Кыргызской Республики, а также издаваемыми в соответствии с ними указами Президента Кыргызской Республики, постановлениями законодательного собрания и собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

Нормы земельного права, содержащиеся в других законах и иных актах  законодательства, должны соответствовать Земельному Кодексу.

В случае противоречия норм земельного права содержащихся в нормативных  правовых актах, положениям Земельного Кодекса, применяются положения настоящего кодекса.

Отношения по использованию и охране недр, лесных и водных ресурсов, растительного  и животного мира, атмосферного  воздуха регулируются Законодательством  Кыргызской Республики.

Земельный Кодекс регулирует земельные  отношения в Кыргызской Республике, основания возникновения, порядок осуществления и прекращения, прав на землю и их регистрацию, а также направлен на создание земельно-рыночных отношений в условиях государственной, коммунальной, и частной собственности на землю и рационального использования земли и ее охраны.

 

 

Предоставление земельного участка:

  1. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование физическим и юридическим лицам производится специально уполномоченным государственным органом на безвозмездной или возмездной основе в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  2. Земельные участки предоставляются в бессрочное (без указания срока) пользование государственным и коммунальным землепользователем, имущество, за которыми закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Иным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность или срочное (временное) пользование.
  3. При предоставлении земельного участка в частную собственность или пользование запрещается приступать к пользованию земельным участком до установления границ в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего права на земельный участок.
  4. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются, прежде всего, для  сельскохозяйственных целей.
  5. Пригодность земель для нужд сельского хозяйства определяется по данным государственного земельного кадастра.
  6. Земельные участки для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, заправочных станций, хранилищ горюче-смазочных материалов, линий электропередачи и магистральных трубопроводов, а также для иных  несельскохозяйственных нужд предоставляются, как правило, из земель несельскохозяйственного назначения или земель непригодных  для сельского хозяйства.

 

Безвозмездное предоставление земельного участка в собственность или  в пользование.

  1. Земельный участок предоставляется в собственность гражданам Кыргызской Республики уполномоченным органом безвозмездно один раз на всей территории Кыргызской Республики: для строительства обслуживания жилого дома и ведения личного хозяйства, дачного строительства по установленным нормам, а также гражданам Кыргызской Республики, имеющим право на земельную долю в размере, определенном Правительством Кыргызской Республики.
  2. Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть предоставлены гражданам Кыргызской Республики в собственность уполномоченным органом безвозмездно для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.
  3. Государственным и коммунальным землепользователем земельные участки предоставляются в пользование безвозмездно, а иным юридическим лицам Кыргызской Республики земельные участки могут предоставляться в пользование безвозмездно уполномоченным органом для следующих целей: для государственных и общественных нужд; промышленного производства, для нужд обороны, водного хозяйства, транспорта, связи и иного назначения, строительства государственных жилых домов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, для других целей установленных законами Кыргызской Республики.
  4. Граждане Кыргызской Республики, нуждающиеся в безвозмездном получении земельного участка, подают об этом заявление в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка. Заявление гражданина Кыргызской Республики о безвозмездном предоставлении земельного участка рассматривается уполномоченным органом и предоставление производится в порядке очередности. Предоставление земельного участка безвозмездно в собственность гражданину Кыргызской Республики  производится при наличии свободных земель. В ходатайстве о предоставлении земельного участка указывается цель, для которой он необходим, размеры, место расположения участка с приложениями документов, подтверждающих необходимость предоставления участка, а также предпочитаемый срок его использования. Ходатайства о безвозмездном предоставлении земельных участков в пользование, рассматриваются и решаются по существу уполномоченным органом в срок до трех месяцев с момента их поступления.

Информация о работе Земельный налог, его сущность и значение в экономике Кыргызстана