Земельный налог и его значение в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………....5
1.1. История возникновения налога на землю…..........................................5
1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России........................................................................................................8
1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11
Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю.....................14
2.1. Анализ действующей законодательной базы....................................14
2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета................17
2.3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде...............20
Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю.............................24
3.1. Проблемы взимания..............................................................................24
3.2. Тенденции развития .............................................................................27
Заключение.............................................................................................................30
Библиографический список..................................................................................32

Файлы: 1 файл

земельный налог.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день основные положения об уплате налога за использование земли регулируются 31 главой НК РФ. Это касается только собственников земли, т.к. «не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды»[4]. Арендные отношения, возникающие на основании главы 34 ГК РФ «Аренда» регулируются гражданским правом, с поправкой: «...могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов».[1]

 

 

1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ

 

 Плата за землю  — общее название для всех  видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с землевладением и землепользованием. Земельный налог представлял собой такую разновидность платы за землю, которая уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.[14]

Одним из основных принципов  земельного законодательства является «платность использования земли», согласно которому любое использование земли  осуществляется за плату, за исключением  случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» (пункт 7 статьи 1 ЗК РФ)[2]. Формами платы за использование земли в соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Основная цель взимания платы за пользование землей — вовлечение земельных ресурсов в производственное использование их пользователями или  владельцами и координация рыночными  методами направлений производственного  развития общества. Так как в противном случае правообладатели будут нести издержки без получения какого-либо дохода. Но такой взгляд на платность пользования землей будет правомерен только при условии стабильного уровня цен на землю.

Говоря о земельном  налоге, необходимо рассмотреть понятийный аппарат местных бюджетов и налогов для лучшего понимания первого.

Местный бюджет – это  бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют представительные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование  — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. [14]

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о формировании доходной базы бюджетов новых муниципальных образований, в частности, поселений. Кроме того, новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» построена на признании положения статьи 12 Конституции РФ, а именно: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, со стороны государства исключается контроль за целесообразностью принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам местного значения, в том числе и по налогообложению. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, в том числе устанавливают местные налоги и сборы. При этом каких-либо ограничений приведенная конституционная норма не содержит. Как показывает исторический опыт, право обложения налогами и сборами в России принадлежало органам местного самоуправления – общинам – изначально, и государственная власть постепенно все больше вмешивалась в дела самоуправляющихся общин, ограничивая их фискальные полномочия при помощи различных юридических механизмов.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации  существуют 5 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии с определением, данным в статье 12 НК РФ, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

Порядок распределения  налоговых полномочий между федеральным  законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов  представлен в виде Таблице 1.

Таблица 1

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

Элементы налога, определяемые исключительно  Налоговым кодексом РФ

Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусм отренных Налоговым кодексом.

объект налого-обложения;

налоговая база;

налоговый период;

порядок исчисления.

налоговые ставки;

порядок и сроки уплаты;

налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)


Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью  зачисляются в местные бюджеты, в размере 100 %.

Соотношение поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

Земельный налог как  один из двух местных налогов призван  обеспечить качественное финансирование бюджетов на местах, уйти от лишнего движения денежных средств из местного бюджета в федеральный, и затем последующего обратного распределения.

В перспективе планируется  заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю

 

 

    1. Анализ действующей законодательной базы

 

В соответствии с Налоговым  кодексом земельный налог отнесен  к местным налогам и вводится в действие актами (законами) представительных

органов муниципальных  образований и законами городов  Москвы и Санкт-Петербурга. А те в  свою очередь должны принять и  официально опубликовать местный закон  за месяц до начала соответствующего налогового периода, т.е. до 1 января следующего года (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований  определяют налоговые ставки (правда, в пределах, установленных ст. 394 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей), а также устанавливают налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Все перечисленные условия  и элементы обложения земельным  налогом

отнесены к ведению  муниципальных образований и  городов федерального значения (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога  признаются организации  и 

физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками  организации и физические лица

в отношении земельных  участков, находящихся у них на праве срочного пользования или  переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения  признаются земельные участки, располо-

женные в пределах муниципального образования, на территории которого

введен земельный налог.

Если земельный участок  не включен в Государственный  земельный ка-дастр в порядке, установленном ст. 70 ЗК РФ и Федеральным законом от

02.01.2001 N 28-ФЗ «О государственном  земельном кадастре», то такой  уча-

сток объектом налогообложения  признаваться не может, так как моментом

возникновения или моментом прекращения существования земельного уча-

стка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих

границах является дата внесения соответствующей записи в  Единый государ-ственный реестр земель.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка 

как его кадастровая  стоимость. Налогоплательщики организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными

предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в  отноше-

нии земельных участков, используемых ими в предпринимательской  дея-

тельности, на основании  сведений государственного земельного кадастра о

каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, пра-

ве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного насле-дуемого владения.

Налоговая база для каждого  налогоплательщика, являющегося физиче-

ским лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений,     которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющи-ми регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами  для налогоплательщиков организаций  и физи-

ческих лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются

первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального

образования вправе не устанавливать  отчетный период.

Представительный орган  муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами

представительных органов  муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении  земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;

занятых жилищным фондом и объектами  инженерной инфраструктуры

жилищно-коммунального комплекса  или предоставленных для жилищного  строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, ого-

родничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих  земельных участков. [4]

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, сельским, городским населенным пунктам, зонам крупных населенных пунктов. За сельскохозяйственные угодья ставки устанавливаются по видам угодий: пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогопла-

тельщиками в порядке  и сроки, которые установлены  нормативными право-

выми актами представительных органов  муниципальных образований.

С целью определения  налогооблагаемой базы по земельному налогу

органам местного самоуправления сельских и городских поселений, городских округов (муниципальных районов - в отношении межселенных территорий) необходимо:

1) получить от органов,  осуществляющих ведение государственного 

земельного кадастра, и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о площади земель муниципального образования с разбивкой участков земель по их назначению;

2) установить перечень  организаций и физических лиц,  обладающих 

земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессроч-

ного) пользования, праве  пожизненного наследуемого владения;

3) получить от органа, осуществляющего ведение государственного 

земельного кадастра, кадастровую стоимость земельных  участков. В связи с этим необходимо усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, а также ввести периодический пересмотр оценки их стоимости.

 

 

2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета

Информация о работе Земельный налог и его значение в формировании бюджета