Земельный налог и его значение в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………....5
1.1. История возникновения налога на землю…..........................................5
1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России........................................................................................................8
1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11
Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю.....................14
2.1. Анализ действующей законодательной базы....................................14
2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета................17
2.3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде...............20
Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю.............................24
3.1. Проблемы взимания..............................................................................24
3.2. Тенденции развития .............................................................................27
Заключение.............................................................................................................30
Библиографический список..................................................................................32

Файлы: 1 файл

земельный налог.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Главной же проблемой  земельного налога является неясность  кадастровой оценки. Чтобы оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, необходимо его сформировать и провести в отношении него государственный кадастровый учет. Только после этого возникает объект налогообложения. В соответствии с положениями статьи 24.13 Закона об оценке «государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а так же в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета». Таким образом, государственная кадастровая оценка (далее — ГКО) охватывает не все земельные участки, а лишь те, которые на момент проведения оценочных работ поставлены на государственный кадастровый учет.

Необходимо отметить тот факт, что после принятия федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)»[8] (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508) «для незастроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается тот вид разрешенного использования, который обеспечивает такому земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования». Данный факт создает предпосылки для неоднозначного трактования исходных данных при проведении ГКО земельных участков, так как в соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 ЗК «любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования».[2] Таким образом завышается кадастровая стоимость участков, которая соответствует не их «вероятному» использованию, а их «наиболее эффективному использованию».

Данная проблема теоретически могла бы быть решена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости»[2], однако на настоящий момент отсутствует четкий механизм, позволяющий владельцам земельного участка реализовать свое законное право.

Вопрос коррупции на местном уровне при оформлении участков и взимании земельного налога также  одна из проблем. Международный центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International «Глобальный барометр коррупции 2010» опредилил коррупцию в РФ как очень высокую. [12] Также в 2009 году на вопрос о серьезности в России проблемы коррупции в распоряжении земельными ресурсами на низовом уровне (земельные налоги, покупка и регистрация земельных участков) 46 % респондентов ответили, что это очень серьезная проблема.

Кадастровая оценки земель зачастую не отражает реально сложившуюся  рыночную цену, бывают занижены или  завышены. В связи с этим, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о возможности предоставления права органам местного самоуправления самостоятельно индексировать налоговую базу по земельному налогу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.

Говоря о земельном  налоге, следует отметить, что полнота и своевре-

менное взимание земельного налога будет осложняться еще  и тем, что помимо несовершенства используемых методов определения  налогооблагаемый базы не до конца  сформирован реестр налогоплательщиков. Население не желает в силу разных опасений регистрировать свою собственность и переходить в разряд налогоплательщиков. Решение этих вопросов будет способствовать увеличению поступлений доходов от использования земель.

 

 

    1. Тенденции развития

 

Основная проблема, которая ведёт к уклонению уплаты земельного налога – это плохая организация ГКО. Принимая во внимание активизацию оценочного сообщества, в том числе и Национального совета по оценочной деятельности, в разработках нормативных документов, регламентирующих  государственную кадастровую оценку (далее ГКО) как процедуру определения налоговой базы земельного налога, можно надеяться на благополучное решение существующих на настоящее время в ГКО проблем.

1. Определение четких алгоритмов определения кадастровой стоимости как налоговой базы земельных участков, не поставленных на государственный кадастровый учет на момент проведения последней ГКО, основанных на существующих методах и под ходах, принятых в оценочной практике и позволяющих учесть существенные для целей оценки факторы, характеризующие каждый земельный участок. Это создаст равные условия в отношении налоговой базы для собственников земельных участков, поставленных на государственный учет к моменту проведения ГКО, и тех, чьи земельные участки на государственный кадастровый учет к тому времени поставлены не были.

2. Разработка и реализация алгоритмов определения «вероятного» варианта использования, который, по нашему мнению, должен быть рассмотрен при проведении ГКО вместо существующего в настоящее время понятия «наиболее эффективного использования». Это позволит потенциальным собственникам земельных участков избежать чрезмерного завышения налоговой базы на их земельные участки.

3. Определение и введение в действие четкого порядка установления кадастровой стоимости земельного участка по результатам определения его рыночной стоимости. Данный вопрос особенно актуален для владельцев земельных участков, имеющих резкие отличия от окружающих земельных участков по какому-либо ярко выраженному, но сугубо индивидуальному фактору, оказывающему существенное влияние на стоимость такого земельного участка. Его решение позволит исправлять те погрешности определения налоговой базы, которые присущи любому методу массовой оценки, на которых основывается процедура ГКО.[23]

В марте 2012 года президент Дмитрий Медведев утвердил план борьбы с коррупцией в России. Возможно, он поможет и в борьбе с чиновниками-взяточниками на местах.

В перспективных планах – введение налога на недвижимость, который заменит собой налог  на землю и налог на имущество физического лица. Если сегодня мы рассчитываем налог на землю с учетом кадастровой стоимости участка, а налог на имущество физического лица – с учетом стоимости БТИ, то налог на недвижимость будет находиться в прямой зависимости от рыночной стоимости недвижимого имущества. Тестовое введение его планируют осуществить в 2012 году.

"В любом случае  введение налога на недвижимость  не должно привести к выпадающим  доходам местных бюджетов", - считает Разгулин Сергей Викторович, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно–тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации. По словам чиновника, при введении налога будет предусмотрен трехлетний переходный период, который должен завершиться к 2015 году. "С этого момента полностью утратит силу и ныне действующий налог на имущество физических лиц и земельный налог", - заключил Разгулин.[18]

Таким образом, земельному налогу в ближайшее время предстоит кардинально измениться. Новые реформы и совершенствование законодательства помогут максимизировать  поступления налога за использование земли и пополнения местных бюджетов за его счёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Земельный налог прошёл длительное становление в России. Часто он был в центре внимания налогового законодательства. До 2005 года правовое регулирование было весьма несовершенно. С введением 31 Главы НК РФ земельный налог оказался связанным с кадастровой стоимостью земли, которая служит налоговой базой. Аренда земли регулируется гражданским, а не налоговым законодательством.

Сегодня земельный налог не имеет лидирующего значения в доходах бюджетов. Являясь местным налогом, он целиком поступает в бюджеты муниципалитета. В их доходах он занимает в среднем 12% всех доходов с небольшим разбросом по регионам. Общие поступления по налогу растут, но его доля в доходах снижается, что говорит нам об уменьшении его значимости в бюджетах. В бюджете Белгородского региона ситуация аналогична. Льготы по земельному налогу позволяют проводить стимулирующую политику местной власти.

Проблем на сегодня по земельному законодательству достаточно много. Это и завышение кадастровой стоимости земли, которая напрямую влияет на увеличение налога, и, как следствие, изыскание путей ухода от его уплаты, и двусмысленность действующего законодательства, наличие неоценённых земель, отсутствие полного реестра плательщиков. Также это и общая для всей страны проблема – коррумпированность местной власти.

Для дальнейшего развития земельного налога необходимо в первую очередь совершенствование государственной  кадастровой оценки, которая будет отражать реальную стоимость земли. Повышение налоговой грамотности населения, несомненно, будет способствовать увеличению сборов по данному налогу. Устранение неясности в законодательстве поможет рационализировать процесс налогообложения. Борьба с коррупцией позволит местным бюджетам получать средства по земельному налогу без хищений.

Дальнейшая перспектива  развития земельного налога - это ввод с 2012 года налога на недвижимость, который  объединит действующие налоги на имущество физических лиц и собственно земельный налог. Окончание данной реформы намечено на 2015 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2

Электронный ресурс] - Режим  доступа: http://www.consultant.ru/ /popular/gkrf2/4_17.html

  1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ » [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/ earth/17_1.htm l#p67
  2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Элек-               тронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant .ru/popular/nalog1/
  3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Элек-               тронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant .ru/popular/nalog2/
  4. Федеральный закон  "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1

[Электронный ресурс] - Режим доступа :  www.consultant.ru/popular/renta/

  1. Федеральный закон  "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" " (с изменениями на 29 ноября 2004 года) (редакция, действующая с 1 января 2006 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://docs.kodeks.ru/document/9008389
  2. Федеральный закон  «О государственном кадастре недвижимости» 24.07.2007 № 221-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа :

http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=123054

  1. Приказ Минэкономразвития России № 508  «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.labrate.ru/laws/20101022_prikaz_mert_508_fso-4_kadastrovaya.htm
  2. Решение N194 двадцать третьей сессии третьего созыва Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 года «О земельном налоге»

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.r31.nalog.ru/help_nalog /nalz/m/4_4_23/3641036/

  1. Акжитова, А.Н. Налоги и налоговое планирование [Текст] : учебное пособие / А.Н. Акжитова. – Пенза, 2011. – 428 с.
  2. Буркова, Н. Современная экономика России [Текст] : справочные и аналитические материалы /, Н. Воловик, С. Жаворонков (и др.); науч. ред. Е.Т. Гайдар. – Москва: Проспект, 2010. – 160 с.
  3. Ганина Д. «Электронные услуги в области кадастра» [Текст] // «Земельный вестник Московской области» № 6 / 2011.
  4. Гончаров, А. Оптимизация налогообложения: новые правила и нерешенность вопросов государственного регулирования [Текст] / А. Гончаров // Налоги и налогообложение. – 2009. – №7. – С. 43-48.
  5. Демин А.В.Налоговое право России: Учеб. пособие. [Текст] //  –Красноярск: РУМЦ ЮО, 2009. –с.6
  6. Джаарбеков, С.М. Законные пути минимизации налогов [Текст] / С.М. Джаарбеков // Практическое налоговое планирование. – 2010. – №9. – С. 6-9.
  7. Еналиева И.В., Сальников Л.В. Налоговое право России: Учебник. [Текст] // -М.,2010. -С. 10-12
  8. Зобова Е. П. Проблемы уплаты земельного налога: разъяснения Минфина [Текст] //  «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» 2010, № 5
  9. Зыкова Т. Минфин считает метры [Электронный ресурс]  – Режим доступа:http://www.rg.ru/2009/10/18/nalog-poln.html
  10. Иванова, С.А. Налоги и налогообложение [Текст] : учебное пособие / С.А. Иванова. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технологического университета, 2011. – 80 с.
  11. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/otchet_po_monitoringu_mestnykh_budzhetov_za_2011_god.pdf
  12. Касапова М. П. Земельный налог [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.vkursedela.ru/article1262/#top
  13. Каширина М. Уплата земельного налога застройщиком [Текст] // «Учёт в строительстве» №8, август 2009г.
  14. Легонцев А. Платность землепользования. Проблемы и перспектив [Текст] // «Земельный вестник Московской области» № 7 / 2012.
  15. Лемина, Е.А. Налоговый учет [Текст] : учебное пособие / Е.А. Лемина, М.А. Суркова, Н.А. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 143 с.
  16. Лысов Е.А. Особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования [Текст] // «Бухгалтерский учет и налоги. Документы. Комментарии. Методические рекомендации» N8 / 2004.
  17. Майбурова И.А. Теория и история налогообложения (учебник для студентов вузов). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с.
  18. Налоги и налогообложение [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – 576 с.
  19. Поротиков Д. «Земельный налог в ракурсе принципа платности землепользования» [Текст] // «Корпоративный юрист» №4 /2010.
  20. Проект «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/law/hotdocs/13852.html
  21. Фирстова, С.Ю. Вмененка и упрощенка [Текст] / С.Ю. Фирстова, Т.Ю. Сергеева. – М.: Омега-Л, 2007. – 232 с.
  22. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. [Текст] // - М., 2007. -с. 82-83
  23. Агентство консультаций и деловой информации «АКДИ» официальный сайт. [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.akdi.ru/finance/akdi.php
  24. Ежедневная деловая газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2011/10/04/focus/562949981656680/print/
  25. Информационное агентство «Cbonds» официальный сайт. [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.cbonds.info/ru/rus/
  26. Информационное агентство «Финмаркет» официальный сайт. [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/mobv.asp
  27. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» / Исследования. [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/
  28. Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.r31.nalog.ru/
  29. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.ru/

Информация о работе Земельный налог и его значение в формировании бюджета