Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях. Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.
До сих пор методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.
Объект исследования - система реализации земельного налога и оценка его эффективности.
Предмет исследования - оценка эффективности применения земельного налога.
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
При написании курсовой работы использовались труды ученых Рыманова А.Ю., Кухтина П.В. и других, а также периодические издания, законодательные акты РФ, постановления правительства РФ, Интернет-ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ ……5
1.1. Социально-экономическая сущность земельного налога…….5
1.2. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений……………………………………..…………………9
1.3Оценка эффективности применения земельного налога в РФ..16
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……………..20
2.1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации………………….…………………………………..20
2.2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области……………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……….29
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Экономический факультет
Кафедра учета и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Налогообложение организаций»
на тему:
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В РФ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Выполнил:
Студент 2 курса, гр. НН-11-1,
Проверил: ст. преподаватель
Тюмень, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ ……5
1.1. Социально-экономическая сущность земельного налога…….5
1.2. Эволюция земельного налога: развитие
и реформирование земельных отношений……………………………………..……………
1.3Оценка эффективности применения земельного налога в РФ..16
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……………..20
2.1. Роль налога как источника формирования
доходов бюджета в Российской Федерации………………….…………………………………
2.2. Анализ поступлений земельного налога
в бюджет Тюменской области……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение
в рыночную экономику, принятие нормативных
актов, касающихся развития земельных
отношений, коренным образом меняют роль
земли и ее функционирование в экономических
отношениях.
До сих пор методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.
Объект исследования - система реализации земельного налога и оценка его эффективности.
Предмет исследования - оценка эффективности применения земельного налога.
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
При написании курсовой работы использовались труды ученых Рыманова А.Ю., Кухтина П.В. и других, а также периодические издания, законодательные акты РФ, постановления правительства РФ, Интернет-ресурсы.
1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ
1.1 Социально-экономическая сущность земельного налога
В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Земельный налог
можно определить следующим
Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога [4].
Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год [2].
Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.
Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:
- финансирование мероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;
- инженерное и социальное благоустройство территории.
Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе [6, с. 75-79].
Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [10].
Основными плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков - это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения земельным налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование [1].
Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно по данным земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами. Ее размер уменьшается на 10 000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков:
Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена славы.
Инвалидов, имеющих
III степень ограничения
Инвалидов с детства.
Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войн, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
Физических лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы:
Нз = НБ*i/100, (1)
где Нз - земельный налог, руб., НБ - налоговая база, руб., i - ставка налога, %
В течение года налогоплательщики уплачивают авансовые платежи. Сумма авансового платежа физического лица исчисляется как произведение налоговой базы и не более 1/2 налоговой ставки в случае внесения одного авансового платежа и не более 1/3 - в случае внесения двух.
Сумма налога к уплате в бюджет как разница между суммой начисленного налога и суммами авансовых платежей по налогу:
Нзу = Нз - Аз, (2)
где Нзу - сумма налога к уплате в бюджет, Нз - сумма начисленного налога,
Аз - сумма авансовых платежей
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей как 1/4 соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налог уплачивается в сроки, установленные органами муниципальных образований [8, с 175-176].
Что касается льгот по данному налогу, то льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствоваться ст. 13 и ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении [1].
1.2 Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений
Первые описания земель в России появились в IX в. Они касались главным образом монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей. Трудно сказать, на какой стадии развития человеческих сообществ впервые возникла потребность зафиксировать границы земельных владений. Признаки понятия принадлежности территории можно заметить даже у животных. Поэтому история развития земельного кадастра и в Западной Европе, и в России определяется прежде всего уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Как собирать дань с подданных и покоренных народов, если не знать, сколько у них земель и что она может дать? А самые древние из дошедших до нас сведений о взимании сборов и податей русскими князьями относятся ко времени Олега (X в.) и Ольги, которая после убийства древлянами ее мужа Игоря обложила их тяжкой данью и установила размеры повинностей с каждого плуга как единицы земельной меры и обложения.
Информация о работе Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения