Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.




ВВЕДЕНИЕ
Вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях. Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.
До сих пор методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.
Объект исследования - система реализации земельного налога и оценка его эффективности.
Предмет исследования - оценка эффективности применения земельного налога.
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
При написании курсовой работы использовались труды ученых Рыманова А.Ю., Кухтина П.В. и других, а также периодические издания, законодательные акты РФ, постановления правительства РФ, Интернет-ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ ……5
1.1. Социально-экономическая сущность земельного налога…….5
1.2. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений……………………………………..…………………9
1.3Оценка эффективности применения земельного налога в РФ..16
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……………..20
2.1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации………………….…………………………………..20
2.2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области……………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……….29

Файлы: 1 файл

курсовая по НО.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

2.ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

 

2.1 Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации

 

           Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.

           В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика - от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

          Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 % [7].

          Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157].

Исходя из данных таблицы 1 в приложении А, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносят Приволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.

          Необходимо отметить, что, в связи с экономическим кризисом поступление доходов по земельному налогу снизились. Это наблюдается при сравнении предыдущего года с 2008 годом.

Таблица №2

Налоговые доходы в консолидированный  бюджет субъектов РФ.

Млн. руб.

 

Октябрь 2007 г

Октябрь 2008 г

% к 2007 г

 

РФ

53 813,5

52 773,5

98,06

 

Центральный округ

15 005

14 380

95,8

 

Северо-Западный округ

2 394,2

2 627,1

109,7

 

Южный округ

66 848,2

7 882,7

11,79

 

Приволжский округ

12 679,4

12 444

98,1

 

Уральский округ

6 535,9

664,7

10,2

 

Сибирский округ

9 045,1

8 511,5

94,1

 

Дальневосточный округ

1 468,8

1 268,9

86,3

 
         

Источник: [17,18]

          За рассматриваемый период октябрь 2008г в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.

          В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства [3].

          Установлено, что плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного права собственности на земельные участки [13].

 

2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области

 

          Консолидированный бюджет Тюменской области в структуре своих доходов имеет более 93% налоговых доходов (по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской области находится на четвертом месте по России после городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Московской области.

Таблица №3

Налоговые поступления в бюджетную систему Уральского округа

Руб.

 

Октябрь 2007г

Октябрь 2008г

% к 2007г

 

Курганская область

140837791,1

224748940,2

159,8

 

Свердловская область

3141267050

2633966859

83,8

 

Тюменская область

644617078,3

592910002,8

91,9

 

Челябинская область

1950004446

93525396,34

4,79

 

ХМАО

479206280

389366382,4

81,25

 
         

Источник: [17,18]

          За рассматриваемый период в бюджетную систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступлений зафиксировано в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всего поступлений наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г по сравнению с 2007. Это может быть вызвано многими причинами, одной из основных является неблагоприятный климат и конечно же сложившаяся ситуация в стране, это экономический кризис. В Челябинской области так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%. Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно при сравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.

          Структура поступлений в Тюменской области характеризует хорошее развитие региона, несмотря на кризисные тенденции в мировой и российской экономике. Тюменская область занимает второе место, судя по структуре, 15% от общего объема поступлений.

Рисунок 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с земельным налогом РФ и оценка эффективности его применения.

          Во-первых, земельный налог традиционно относится к местным поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличие от других поимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков - юридических и физических лиц и поэтому относится к смешанным налогам. Кроме того, выполнение им фискальной функции несколько «отходит» на второй план из-за целевой направленности использования средств от его сбора.

          Во-вторых, для оценки эффективности новых ставок земельного налога учитывают качество земель и экологические факторы. Установление дифференцированных ставок земельного налога позволит учитывать различия сельскохозяйственных землевладений в качестве земель, которыми они располагают, что повысит эффективность их использования.

          За последние два года в России произошли кардинальные изменения в системе исчисления и взимания земельных платежей, по сути – принципиальный поворот в сторону рыночного подхода к землепользованию. Сейчас, когда получены первые практические результаты реформы (положения гл. 31 Налогового кодекса РФ о земельном налоге второй год применяются в Москве и первый год в регионах), возникла необходимость своевременно исправить допущенные ошибки, чтобы обеспечить в перспективе развитие не только фискальной, но и стимулирующей функции данного налога.

          Первой и главной новацией, задекларированной ещё в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса ("Земельный налог"), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Особо подчёркиваем большое практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результаты кадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.

          Следующим важным моментом стали льготы, список которых согласно гл. 31 Налогового кодекса существенно сократился. Если же органам местного самоуправления сохранить прежний перечень, а такое право у них есть в соответствии с федеральным законом, то сумма доходов получится значительной. Несомненно, для всех муниципальных образований 2007 г. является периодом балансирования интересов местных бюджетов и интересов граждан (социальный аспект весьма велик так, как речь идёт в основном о землях, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также о наименее защищённых категориях граждан).

          Необходимо чёткое понимание того, что сменилась не просто методика расчёта земельных платежей, а наступил период рыночного платного землепользования, первый этап которого – ликвидация недостатков в законодательстве и доработка механизма взаимодействия власти и землепользователя – необходимо пройти как можно быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Есипова М.С.//Налоговая политика и практика/земельный налог[Электронный ресурс]: Статья: об определении сельскохозяйственных товаропроизводителей для целей налогообложения в 2007 году (есипова м.с.) : «Lawmix». – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/74920/(дата обращения 30.04.2013)
  • Захарова А.В., Налоги[Текст]: / А.В. Захарова //- М.: Москва, 2003, - 652 - (серия «Учебник вузов»).
  • Котляров М.А. Новый земельный налог: неотложные проблемы и пути их решения[Текст]:/ М.А.Котляров, Финансы// -М.:Фонд, 2007.-№6.с25-28
  • Кухтин П.В., Левов А.А, Лобанов В.В Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учеб. Пособие[Текст] :/ П.В,Кухтин ,А.А.Левов, В.В.Лобанов, О.С.Семкина //.- Спб.: Питер, 2005. С. 241 - 255;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации :[Текст]:// (принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и вступивш. в силу с 1января 2008 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 752.
  • Налоги. Под редакцией Д.Г. Черника.[Текст]:/Д.Г.Черника - М.: Финансы и статистика, 2003. – 365.
  • Новиков А.И., «О земельном налоге»[Текст]:/ А.И.Новиков // Налоговый вестник. -  2003. - №8.- С.75-79.
  • «О плате за землю» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11 окт. 1991 г. № 1738-1 (в ред. от 29 дек. 1998 г., с изм. от 30 дек. 2001 г.) ,справочная информация «БД Консультант Плюс». - Режим доступа : http//www.tmnlib.ru.(дата обращения 23.04.2013)
  • Отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. [Электронный ресурс]:Официальный сайт Казначейства России. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru (дата обращения 23.04.2013)
  • Проскуракова Ю.Н. «Землю поделили на троих: между разными уровнями власти»[Текст]:/Н.Ю. Проскуракова //Российская газета. - 2004 - №11 - С. 12-15.
  • Рыманов.А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие[Текст]:/А.Ю. Рыманова//.- М.: ИНФАРМ - М, 2007. - 334с.
  • Степанов А.Г. Экономика и жизнь[Текст]:/А.Г. Степанова//.-2007.-№12.-С. 32.
  • Тарасов А.С. АПК: экономика и управление[Текст]:/А.С. Тарасов//.-2007.-№ 8.-C. 43.
  • Трофимова Н.О.Налоговый вестник[Текст]:/Н.О. Трофимова//.-2007.-№6.-С. 96.
  • Ярулин Р.Э. Экономика с/х России. [Текст]:/ Р.Э. Ярулин // - СПб.: Питер, 2006.-№2. -С. 28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица №1

Налоговые доходы в бюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г) Руб.

 

Городских округов

Муниципальных районов

Городских и сельских поселений

ИТОГО

 

РФ

36790348470,79

5498627231,81

10484622834,1

52773598537

 

Центральный округ

7507974275,56

4259983927,04

2612088980,19

1430047183

 

Северо-Западный округ

1514631132,04

28902576,90

1083533334,16

2627067043

 

Южный округ

4607307972,73

17599650,71

325767045,44

7882774669

 

Приволжский округ

9352229558,50

114658150,16

1945233077,88

12444030787

 

Уральский округ

325629915,78

13463840,65

325629915,77

664723672,2

 

Сибирский округ

7392413182,93

24270863,24

1094881959,43

8511566006

 

Дальневосточный округ

1095681198,86

7836223,11

165388521,29

1268905943

 

ИТОГ

68586215707

10997252464

20969245668

100552713840,2

 

Источник[17]




Информация о работе Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения