Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях. Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.
До сих пор методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.
Объект исследования - система реализации земельного налога и оценка его эффективности.
Предмет исследования - оценка эффективности применения земельного налога.
Целью курсовой работы является исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть социально-экономическую сущность земельного налога.
- Изучить историю развития и реформирования земельных отношений.
- Определить место земельного налога среди местных поступлений в бюджет.
- Проанализировать поступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
При написании курсовой работы использовались труды ученых Рыманова А.Ю., Кухтина П.В. и других, а также периодические издания, законодательные акты РФ, постановления правительства РФ, Интернет-ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ ……5
1.1. Социально-экономическая сущность земельного налога…….5
1.2. Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений……………………………………..…………………9
1.3Оценка эффективности применения земельного налога в РФ..16
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ……………..20
2.1. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации………………….…………………………………..20
2.2. Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области……………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…….27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……….29
2.ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.
В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика - от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.
Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 % [7].
Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157].
Исходя из данных таблицы 1 в приложении А, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносят Приволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.
Необходимо отметить, что, в связи с экономическим кризисом поступление доходов по земельному налогу снизились. Это наблюдается при сравнении предыдущего года с 2008 годом.
Таблица №2
Налоговые доходы в консолидированный бюджет субъектов РФ.
Млн. руб.
Октябрь 2007 г |
Октябрь 2008 г |
% к 2007 г |
||
РФ |
53 813,5 |
52 773,5 |
98,06 |
|
Центральный округ |
15 005 |
14 380 |
95,8 |
|
Северо-Западный округ |
2 394,2 |
2 627,1 |
109,7 |
|
Южный округ |
66 848,2 |
7 882,7 |
11,79 |
|
Приволжский округ |
12 679,4 |
12 444 |
98,1 |
|
Уральский округ |
6 535,9 |
664,7 |
10,2 |
|
Сибирский округ |
9 045,1 |
8 511,5 |
94,1 |
|
Дальневосточный округ |
1 468,8 |
1 268,9 |
86,3 |
|
Источник: [17,18]
За рассматриваемый период октябрь 2008г в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.
В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства [3].
Установлено, что плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного права собственности на земельные участки [13].
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области
Консолидированный бюджет Тюменской области в структуре своих доходов имеет более 93% налоговых доходов (по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской области находится на четвертом месте по России после городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Московской области.
Таблица №3
Налоговые поступления в бюджетную систему Уральского округа
Руб.
Октябрь 2007г |
Октябрь 2008г |
% к 2007г |
||
Курганская область |
140837791,1 |
224748940,2 |
159,8 |
|
Свердловская область |
3141267050 |
2633966859 |
83,8 |
|
Тюменская область |
644617078,3 |
592910002,8 |
91,9 |
|
Челябинская область |
1950004446 |
93525396,34 |
4,79 |
|
ХМАО |
479206280 |
389366382,4 |
81,25 |
|
Источник: [17,18]
За рассматриваемый период в бюджетную систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступлений зафиксировано в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всего поступлений наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г по сравнению с 2007. Это может быть вызвано многими причинами, одной из основных является неблагоприятный климат и конечно же сложившаяся ситуация в стране, это экономический кризис. В Челябинской области так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%. Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно при сравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.
Структура поступлений в Тюменской области характеризует хорошее развитие региона, несмотря на кризисные тенденции в мировой и российской экономике. Тюменская область занимает второе место, судя по структуре, 15% от общего объема поступлений.
Рисунок 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с земельным налогом РФ и оценка эффективности его применения.
Во-первых, земельный налог традиционно относится к местным поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличие от других поимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков - юридических и физических лиц и поэтому относится к смешанным налогам. Кроме того, выполнение им фискальной функции несколько «отходит» на второй план из-за целевой направленности использования средств от его сбора.
Во-вторых, для оценки эффективности новых ставок земельного налога учитывают качество земель и экологические факторы. Установление дифференцированных ставок земельного налога позволит учитывать различия сельскохозяйственных землевладений в качестве земель, которыми они располагают, что повысит эффективность их использования.
За последние два года в России произошли кардинальные изменения в системе исчисления и взимания земельных платежей, по сути – принципиальный поворот в сторону рыночного подхода к землепользованию. Сейчас, когда получены первые практические результаты реформы (положения гл. 31 Налогового кодекса РФ о земельном налоге второй год применяются в Москве и первый год в регионах), возникла необходимость своевременно исправить допущенные ошибки, чтобы обеспечить в перспективе развитие не только фискальной, но и стимулирующей функции данного налога.
Первой и главной новацией, задекларированной ещё в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налогового кодекса ("Земельный налог"), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка. Особо подчёркиваем большое практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результаты кадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.
Следующим важным моментом стали льготы, список которых согласно гл. 31 Налогового кодекса существенно сократился. Если же органам местного самоуправления сохранить прежний перечень, а такое право у них есть в соответствии с федеральным законом, то сумма доходов получится значительной. Несомненно, для всех муниципальных образований 2007 г. является периодом балансирования интересов местных бюджетов и интересов граждан (социальный аспект весьма велик так, как речь идёт в основном о землях, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также о наименее защищённых категориях граждан).
Необходимо чёткое понимание того, что сменилась не просто методика расчёта земельных платежей, а наступил период рыночного платного землепользования, первый этап которого – ликвидация недостатков в законодательстве и доработка механизма взаимодействия власти и землепользователя – необходимо пройти как можно быстрее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица №1
Налоговые доходы в бюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г) Руб.
Городских округов |
Муниципальных районов |
Городских и сельских поселений |
ИТОГО |
||
РФ |
36790348470,79 |
5498627231,81 |
10484622834,1 |
52773598537 |
|
Центральный округ |
7507974275,56 |
4259983927,04 |
2612088980,19 |
1430047183 |
|
Северо-Западный округ |
1514631132,04 |
28902576,90 |
1083533334,16 |
2627067043 |
|
Южный округ |
4607307972,73 |
17599650,71 |
325767045,44 |
7882774669 |
|
Приволжский округ |
9352229558,50 |
114658150,16 |
1945233077,88 |
12444030787 |
|
Уральский округ |
325629915,78 |
13463840,65 |
325629915,77 |
664723672,2 |
|
Сибирский округ |
7392413182,93 |
24270863,24 |
1094881959,43 |
8511566006 |
|
Дальневосточный округ |
1095681198,86 |
7836223,11 |
165388521,29 |
1268905943 |
|
ИТОГ |
68586215707 |
10997252464 |
20969245668 |
100552713840,2 |
Источник[17]
Информация о работе Земельный налог в РФ и оценка эффективности его применения