Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:33, курсовая работа
В силу этого документа земельный налог устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть сущность земельного налога.
Задачи данной курсовой работы - это рассмотрение объектов налогообложения земельного налога, порядка определения налоговой базы по этому налогу и порядка его исчисления и уплаты.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственном кадастре недвижимости " от 24.07.2009г "221-ФЗ.
Кадастровая стоимость земли согласно ЗК РФ должна использоваться в основном для целей налогообложения (п.5. ст.65 ЗК РФ) Она исчисляется по категориям и видам функционального использования с применением методов массовой оценки недвижимости.
Здесь хотелось бы отметить один очень важный момент.
Некоторые специалисты считают, что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения применяется его нормативная стоимость. По нашему мнению это не верно, поскольку показатель нормативной цены земли может использоваться только для целей определения выкупной стоимости земельного участка, но никак не для исчисления налога на землю.
Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст.25 Закона РФ №1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены и на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 постановления Правительства РФ " О порядке определения нормативной цены земли" от 15.03.1997 г №319).
Норма закрепления в п.13 ст.3 Закона №137-ФЗ предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли.
По нашему мнению, это правило не распространяется на налогообложение, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четко указанно, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка.
Совершенно очевидно, что если для целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, то сумма земельного налога возрастет в несколько раз, поскольку нормативная цена земли значительно выше её кадастровой стоимости
Рассмотрим это на примере г. Москвы где земельный налог по правилам главы 31 НК РФ стал исчисляться с 1 января 2011 г (на год раньше чем везде)
Кадастровая стоимость земельного участка в черте города рассчитывается путем умножения его площади на кадастровую стоимость одного квадратного метра этой земли. Кадастровая стоимость определяется в то время исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и видам функционального использования земель (утверждены постановлением Правительства Москвы " О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы от 03.06.2011 г №417-ПП)
В 2005 году цена квадратного метра земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки в кадастровом квартале №77-01-01001 составляла 22972 руб. по обособленными водными объектами (в этом же кадастровом квартале) -3572 руб. и т.д.
Этим же документом была определена в г. Москве и нормативная цена земли, которая, кстати, не делилась по видам функционального использования, т.е. применительно к примеру земля под жилыми домами и под водными объектами стоила одинаково. Нормативная цена земли в этом же кадастровом квартале г. Москвы (№77-01-001) в 2005 г. составляла 49089 руб. за квадратный метр.
После не сложных подсчетов
убеждаемся, что в Москве в 2005 г. нормативная
цена земли превышала её кадастровую в
одном и том же квартале от двух до четырнадцати
раз.Таким образом, подменять кадастровую
стоимость земли её нормативной ценой
в целях исчисления земельного налога
по правилам главы 31 НК РФ, по нашему мнению,
нельзя.
2.1 Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ)
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, так же определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения (п.3. ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами.
Согласно п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев советского союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена славы;
инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а так же лиц, которые имеют I и II группу инвалидности установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10.01.2011г. №2-ФЗ, Законом РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС" от 15.05.2012г. №1244-1, Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" от 26.11.1998г №175-ФЗ",
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь пили ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термо-ядерного оружия, ликвидация аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектов.
Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (п.6 ст.391 НК РФ).
Пример. Гражданин Груздев Е.Н. ветеран Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городе Ржеве, предоставленные для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009г. составляет 200000 руб. Предположим, что местным законом дополнительное уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму на этой территории не предусмотрено. Сумма земельного налога за 2009 год. Со стоимости этого участка при условии, что гражданин Груздев Е.Т. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом: (200000 руб. - 10000руб) *0.3%=570руб.
Обратите внимание: на 10000 руб. уменьшается не сама сумма земельного налога, а только налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка).
По нашему мнению, уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму производится и в случае сдачи земельного участка (его части) в аренду, поскольку нормы п.5ст.391 НК РФ не ставят получение права на уменьшение налоговой базы в зависимость от использования земли.
Например в ст.12 Закона РФ №1738-1, применявшегося до введения в действие ЗК РФ, было четко указанно, что с лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользования) взимается земельный налог с площади переданной в аренду (пользование). Регламентацией главы 31 НК РФ это правило распространяется только на налогоплательщиков, претендующих именно на налоговые льготы (о чем ниже), а не на лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы
Пример2. Гражданка Вешенка Е. П., инвалид Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городе Муроме предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008г составляет 100000руб.
Предположим, что местным законом дополнительное отношение налоговой базы на необлагаемый земельным налогом суммы на этой территории не предусмотрено.
Указанный земельный участок весь 2008г. сдавался в аренду. Сумма земельного налога за 2008 г. со стоимости этого участка при условии, что гражданка Вешенка Е.П. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы рассчитываются следующим образом: (100000руб-10000руб)) 0.3% =270 руб.
Кстати на территории города Москвы согласно п.2ст.3.1 Закона города Москвы "О земельном налоге" от 24.11.2004 года №74 налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 НК РФ на необлагаемую налогом сумму, дополнительно уменьшается на 1000000 руб. для всех категорий лиц, указанных в п.5 ст.391 НК РФ (причем в отношении инвалидов не действуют правила "группа инвалидности, установленная до 1 января 2004 г. без вынесения заключения по степени ограничения способности трудовой деятельности"), Герое Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных силах СССР", а также одного из родителей (усыновителей) в многодетно семье.
Пример 3. Гражданин Боровик М. Н., ветеран боевых действий, имеет в собственности земельный участок в городе Москве предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009 года составляет 1800000 руб.
Сумма земельного налога за 2009год со стоимости этого участка при условии, что гражданин Боровик М.Н. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом (1800000 руб-10000руб-1000000руб) *0.3%=2370руб.
Обратите внимание: согл. п.3 ст.3.1 Закона города Москвы №74 в случае сдачи земельного участка (в его части) в аренду уменьшение налоговой базы на дополнительно не облагаемую налогом сумму в отношении переданного в аренду земельного участка (его части) не производится.
Обратите внимание: в случае, когда размер необлагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю (п.7 ст.391 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщику земельный налог платить не нужно. При этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по земельному налогу.
Пример 4. Гражданка Валуева С.А. инвалид с детства, имеет в собственности земельный участок а Оренбургской области, предоставленный для огородничества. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 9500 руб.
Земельный налог на 2008 год со стоимости этого участка ей уплачивать не нужно, поскольку размер не облагаемой налогом суммы (10000 руб) превышает размер налоговой базы (9500руб).
Налоговая база в этом случае принимается равной нулю, но только при условии, что гражданка Валуева С.А. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1. ст.392 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п.2 ст.392 НК РФ).
В случае если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для её использования, налоговая база в отношении пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Это означает, что покупатель здания, сооружения или другой недвижимости является плательщиком земельного налога только в случае, когда к нему перешло право собственности на землю, занятую приобретенной недвижимостью и необходимую для её использования, причем, по нашему мнению, только с момента государственной регистрации этого права.
Налоговый и отчетный периоды:
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ст.393 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий квартал календарного года.
2.1.1 Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0.3% кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;