Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:56, курсовая работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Введение
5
1 Система управления качеством на промышленном предприятии
6
Качество и конкурентоспособность продукции
6
Формирование конкурентных преимуществ предприятия
7
1.3 Организация управления качеством на предприятии
10
Современная концепция и модель управления качеством
15
1.5 Всеобщее управление качеством
19
2 Анализ существующей системы управления качеством на предприятии ОАО «Минскжелезобетон»
24
Краткая характеристика предприятия
24
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии ОАО «Минскжелезобетон»
27
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции и пути их повышения
33
3 Предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Минскжелезобетон»
36
4. Расчет экономической эффективности от реализации предложных мероприятий
45
Заключение
49
Список использованных источников
41
РЕФЕРАТ
Данная курсовая работа содержит 51 страницу, в том числе 2 рисунка, 5 таблиц, 3 формулы.
Данная курсовая работа раскрывает вопросы совершенствования системы управления качеством в условиях реформирования экономики.
В первом разделе курсовой работы раскрыто содержание системы планирования и управления качеством на предприятии и конкурентоспособностью его продукции.
Во втором разделе произведен анализ существующей системы управления качеством на предприятии ОАО «Минскжелезобетон».
Третий и четвертый разделы данной курсовой работы посвящёны предложениям по совершенствованию системы управления качеством на предприятии ОАО «Минскжелезобетон» и расчету экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий соответственно.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 |
1 Система управления качеством на промышленном предприятии |
6 |
|
6 |
|
7 |
1.3 Организация управления качеством на предприятии |
10 |
|
15 |
1.5 Всеобщее управление качеством |
19 |
2 Анализ существующей системы управления качеством на предприятии ОАО «Минскжелезобетон» |
24 |
|
24 |
2.2 Анализ организации обеспечения качества на предприятии ОАО «Минскжелезобетон» |
27 |
2.3 Анализ качества и конкурентоспособности продукции и пути их повышения |
33 |
3 Предложения по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Минскжелезобетон» |
36 |
4. Расчет экономической эффективности от реализации предложных мероприятий |
45 |
Заключение |
49 |
Список использованных источников |
41 |
В данной курсовой работе будет рассмотрена система управления качеством на таком промышленном предприятии как ОАО «Минскжелезобетон». Будут рассмотрены современная модель и концепция управлением качеством, всеобщее управление качеством и каким образом эти принципы применяются на данном предприятии. Будут даны анализ и характеристики, как самого предприятия, так и выпускаемой им продукции, проведен анализ путей повышения качества и конкурентоспособности товаров. Также для удовлетворения спроса потребителей будет рассмотрена возможность введения в эксплуатацию новой автоматической линии по изготовлению тротуарной плитки методом вибропрессования и будет оценен экономический эффект и целесообразность такого мероприятия.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Увеличение производства высококачественных изделий предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
1. Система управления качеством на промышленном предприятии.
Стратегическое маркетинговое планирование конкурентоспособности представляет собой набор действий, направленных на создание и удержание конкурентных преимуществ производимой продукции в долгосрочной перспективе, важнейшими из которых являются оценка конкурентоспособности того или иного объекта в настоящий период времени, оценка и прогноз изменения условий внутренней и внешней среды функционирования предприятия, прогнозирование изменения конкурентоспособности с течением времени, разработка мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности в условиях изменений внешней среды.
В условиях насыщенности потребительских рынков при оценке конкурентоспособности продукции промышленного предприятия целесообразно осуществлять построение мультиатрибутивной модели товара, позволяющей выявить направления дифференциации товара. Ее построение осуществляется на основании оценочных характеристик потребителей по выявленным атрибутам – свойствам товара, являющимся определенной выгодой, полезностью в глазах определенной категории (сегмента) потребителей. Именно атрибут создает услугу и удовлетворение и как таковой используется в качестве критерия выбора. Общая оценка товара базируется на комбинации оценок каждого атрибута.
Особенности планирования конкурентоспособности промышленной продукции с позиции маркетинга заключаются в необходимости более глубокого исследования явных и скрытых потребностей потребителей производимой продукции, позволяющего наделить данную продукции различными дополнительными атрибутами; необходимости различения фактической и стратегической конкурентоспособности, поскольку маркетинговые исследования позволяют в процессе планирования учесть динамику изменения факторов внешней среды, например, грядущие технологические изменения и т.д. В то же время маркетинговый подход к планированию конкурентоспособности делает данный процесс достаточно трудоемким, хотя за счет этого достигается комплексность и системность выполняемых действий.
Анализ внешней среды позволяет выделить три категории факторов, оказывающих влияние на рынок трубной промышленности: политические, экономические и смешанные (прочие). Наибольшее значение в стратегическом аспекте получают экономические факторы, влияние которых является разнонаправленным. К положительным факторам относятся: изменение закупочной политики крупных потребителей трубной промышленности в сторону ориентации на отечественного поставщика труб; расширение объемов экспорта, заставляющего проводить модернизацию оборудования и средств контроля, активно заниматься сертификацией продукции; высокие темпы роста производства в топливно-сырьевых отраслях. Среди негативных факторов необходимо выделить: дефицит в поставках исходных материалов – проката и трубной заготовки; стабильное поступление импорта вследствие полного отсутствия производства отдельных видов труб или наличие отечественного производства продукции низкого качества; отмена налоговых льгот для производителей трубной продукции; завышенная тарифная политика естественных монополистов; нехватка дешевых инвестиционных ресурсов.
Одним из важнейших направлений стратегического маркетингового планирования конкурентоспособности продукции является разработка стратегии повышения эффективности ценовой политики предприятия, поскольку цена товара, определенная с учетом ряда факторов спроса и конкурентной ситуации на рынке, может не в полной мере соответствовать рыночным тенденциям и настроению потребителей, а также воспринимаемой ценности товара, и нуждаться в адаптации.
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
- обеспечение выпуска продукции
с максимальным соответствием
ее свойств существующим и
перспективным потребностям
достижение и превышение технического
уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
- установление экономически
- совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
- увеличение выпуска
улучшение отдельных потребительских
свойств уже выпускаемой продукции (надежности,
долговечности, экономичности и др.);
- своевременная замена, сокращение
производства или снятие с
производства морально устаревшей и неконкурентоспособной
продукции;
обеспечение строгого соблюдения требований
стандартов, технических условий и другой
нормативной документации, своевременное
внедрение вновь разработанных и пересмотр
устаревших стандартов;
разработка и реализация конкретных мероприятий,
обеспечивающих достижение заданного
уровня качества;
- увеличение экономической
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.
Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:
- сочетание централизованного
руководства с
- пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;
- комплексность (полнота) – взаимоувязка
всех сторон деятельности
- детализация – степень глубины планирования;
- точность – степень допусков
и отклонений параметров плана;
простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и
пользователей плана;
- непрерывность – цельность
временного пространства
эластичность и гибкость – возможность
использования резервов и учет альтернатив;
- научность – учет в
- экономичность – эффективность
плановой деятельности с
К методам планирования относят:
– расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;
– экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;
– отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления [3].
В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:
- анализ требований
- изучение спроса;
- анализ рекламаций;
- учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
- изучение патентной информации;
- учет изменений требований к сертификации продукции;
- осуществление плановых расчето
- увязка плановых мероприятий.
Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.