Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Хлебозавод №2».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· дать понятие и определить функции управления качеством;
· изучить современную концепцию менеджмента качества;
· рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
· проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»;
· предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 5
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 5
1.2 Современная концепция менеджмента качества 10
1.3 Сертификация продукции и систем качества 15
2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хлебозавод №2» 22
2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2» 25
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 26
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «Хлебозавод №2» 32
3.1 Создание системы менеджмента качества 32
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

· контролировать процесс всегда эффективнее, чем  результат;

· политика в  области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного  и методологически сильного направления  в управлении качеством - Всеобщего управления качеством - Total Management.

Рассмотрим  общую теорию управления качеством.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при  некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

1. наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;

2. неустойчивость  объекта по отношению к программе  и заданным параметрам, то есть  объект должен уклонятся от  заданной программы или плановых  значений параметра;

3. наличие  способов и средств для обнаружения  и измерения отклонения объекта  от заданной программы или  значений параметров;

4. наличие  возможности влиять на управляемый  объект с целью устранения  возникающих отклонений [19, c. 129].

Механизм  управления, согласно общей теории управления представлен на рисунке 2.

Условные  обозначения прямая связь

обратная  связь

Рисунок 2 - Механизм управления, согласно общей теории управления

Рассматривая  исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

Программы качества с установлением значений показателей  могут входить составной частью во все возможные государственные  планы и программы, планы проектно-конструкторских  организаций, производственных объединений  предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров [6, c. 71].

Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие  по теории управления в случае с  качеством удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего  укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное  старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный  характер. Время их появления можно  ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества - это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе [8, c. 29].

Можно констатировать, что качество продукции находится  в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная  реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму  условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс  потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для  того чтобы замедлить процесс  физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей  теории управления качество также удовлетворяет.

При организации  рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

1. Определение  потребности и выработка требований  к качеству продукции (план, программа  качества);

2. Придание  исходному материалу необходимых  свойств (выполнение плана, программы  качества);

3. Проверка  соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;

4. Воздействие  для устранения отклонений полученного  качества от заданного (обратная  связь) [9, c. 38].

При таком  взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

Универсальная схема управления качеством представляется состоящей из шести блоков (см. рисунок 3).

К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник  в центральной части схемы) относятся:

· станки, машины, другое производственное оборудование;

· профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое  здоровье работников.

Условные  обозначения прямая связь

обратная  связь

Рисунок 3 - Универсальная  схема управления качеством

Обрамляющие прямоугольник факторов условия  обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

· характер производственного  процесса, его интенсивность, ритмичность  продолжительность;

· климатическое  состояние окружающей среды и  производственных помещений;

· интерьер и  производственный дизайн;

· характер материальных и моральных стимулов;

· морально-психологический  климат в производственном коллективе;

· формы организации  информационного обслуживания и  уровень оснащенности рабочих мест;

· состояние  социально материальной среды работающих [11, c. 64].

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений [12, c. 117].

По универсальной  схеме работают все, но наиболее часто  рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена  всей сложной, многообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень  концентрации производства, его специализации  и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

1.3 Сертификация  продукции и систем качества

В настоящее  время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim - верно, facere - делать [23, c. 126].

Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация - это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или  техническим условиям.

Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с  целью подтверждения посредством  сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД [21, c. 125].

Сертификация  появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы  безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную  власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

В зависимости  от выбранной схемы, взаимоотношения  субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

Сертификация - важный фактор обеспечения доверия  при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных  социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия [14, с. 72].

Информация о работе Анализ управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»