Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:21, контрольная работа
Целью исследования является изучение форм принятия управленческих решений, в частности: изучение преимуществ и недостатков индивидуальных и коллегиальных решений, найти зависимость формы принятия решений от характера и сложности решаемой проблемы, стиля руководства и формы принятия решений, привести примеры принятия индивидуальных и коллегиальных решений в практике управления организацией, обозначить тенденции развития и изменения форм принятия решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Индивидуальные и коллегиальные решения: преимущества и
недостатки…………………………………………………………………………4
2. Зависимость формы принятия решений от характера и сложности решаемой проблемы………………………………………………………………7
3. Примеры принятия индивидуальных и коллегиальных решений
в практике управления организацией…………….……………………...……..10
4. Стиль руководства и формы принятия решений...………………………….13
5. Тенденции развития и изменения форм принятия решений……………….15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
На совещании, после того, как были выслушаны доклады главного бухгалтера и коммерческого директора, было прослежено общемировое повышение цен на нефтепродукты. Также было отмечено, что подорожали услуги лаборатории, стало заметно увеличение затрат на услуги связи, в том числе сотовой на 15 %, причем оказалось, что данное увеличение вызвано не увеличением тарифов, а увеличением времени разговоров по сотовым телефонам работников «Компании». После ознакомления с докладами, генеральный директор попросил высказать свои предложения каждого члена совета правления. Было предложено несколько альтернатив.
1. Покупать топливо по
более низким ценам, возможно
более низкого качества, чем прежде.
Меньше работать через
2. Купить собственный склад
для хранения нефтепродуктов, так
как огромные затраты
3. Установить лимит для
пользователей сотовой связи.
По первой альтернативе выступил коммерческий директор. Данная альтернатива была им отвергнута. Проанализировав рынок нефтепродуктов, он пришел к выводу, что покупка топлива по более низкой цене невозможна. А покупка топлива более низкого качества может привести к жалобам клиентов на качество нефтепродукта и даже, возможно, потере определенного количества клиентуры.
В результате голосования было единогласно отклонена первая альтернатива и поддержаны две следующие альтернативы.
10 мая 2008 года вышло распоряжение Генерального директора об установлении лимитов в месяц для пользователей сотовой связи. Также единогласно было принято поручить коммерческому директору найти для покупки на более выгодных условиях склад. И предоставить найденные предложения на следующем запланированном совещании правления 30 мая 2008 года.
Итак, на данном примере были рассмотрены основные этапы процесса принятия решений. В данном случае видно влияние внешних факторов на принятие решений, то есть ограничения для выбора альтернатив. Так как «Компания» не может контролировать общемировое повышение цен на нефтепродукты, то нет возможности понизить затраты на их покупку. Также рассмотрено групповое принятие решений, которое имеет свою специфику. В ЗАО «Бункерная компания» генеральный директор обеспечил эффективную работу группы на собрании. Каждый член совета правления был знаком с проблемой и подготовлен к обсуждению. Генеральный директор обеспечил на совещании свободный обмен информацией. Он полностью использовал способности и опыт членов данной группы. В результате работы группы на собрании были сделаны основные выводы, а главное были приняты конкретные решения, а также был делегирован контроль над выполнением решения конкретным лицам, что немаловажно на ступени реализации решения.
Пример индивидуального решения.
Решение транспортной компании застраховать
свой парк автомобилей. Менеджер не знает
точно, будут ли аварии и сколько и какой
ущерб они причинят, но из статистики транспортных
происшествий он знает, что одна из десяти
машин раз в году попадает в аварию и средний
ущерб составляет $1000 (цифры условные).
Если организация имеет 100 автомашин, то
за год вероятны 10 аварий с общим ущербом
$10 000. В действительности же аварий может
быть меньше, но ущерб больше, или наоборот.
Исходя из этого он и принимается решение
о целесообразности страхования транспортных
средств и размере страховой суммы.3
4. Стиль руководства и формы принятия решений
В управленческой литературе
в основном выделяют три
Таблица 1. Влияние стиля руководства на
процесс принятия управленческих
Стиль руководст-ва |
Типы управлен-ческих решений |
Организа-ционные структуры |
Методы разработки решений |
Контроль за исполне-нием решений |
Автори-тарный |
Индиви-дуальные |
Централизо-ванные |
Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование |
Регулярный, жесткий контроль |
Демокра-тический |
Коллектив-ные Коллегиаль-ные |
Высоко децентрали-зованные |
Дельфи, экспертное прогнозирование и |
Мягкие формы контроля, доверие подчинен-ным |
Либе-ральный |
Коллеги-альные |
Средне децентрали-зованные |
Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе |
Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля) |
Авторитарный стиль
Демократический стиль
руководства характеризуется
Либеральный стиль
руководства характеризуется
Стили руководства
оказывают значительное
Изучая человеческий
фактор разработки
5. Тенденции развития и
Индивидуальные решения,
Современные проблемы
Групповое решение имеет ряд
преимуществ по сравнению с индивидуальным.
Качество группового решения, как правило, выше,
т. к. при его разработке
Существенным недостатком
Необходимо отметить, что коллегиальность
принятия решения не исключает персональной ответственности
Заключение
На основе вышеизложенного
Управленческое решение
– это выбор альтернативы, осуществленный
руководителем в рамках его
должностных полномочий и
По форме принятия решений делятся на: коллегиальные и индивидуальные. Коллегиальное решение — это решение, принятое группой руководителей и специалистов. Индивидуальные управленческие решения — это решения, которые принимаются руководителем единолично.
В современной практике
менеджмента всё чаще
В основном выделяют
три основных стиля