Интегрированная система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:05, реферат

Описание работы

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards).

Файлы: 1 файл

менеджмент качества.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме «Интегрированная система менеджмента качества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Сафиров К.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Санкт-Петербург

2013

Введение

 

Создание интегрированных  систем менеджмента (ИСМ) стало предметом  заинтересованного обсуждения в  конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards). К таковым относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента , стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability ) 8000 на системы социального и этического менеджмента . К числу MSS (табл. 1) относят также стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика), и стандарты на системы, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет).

 

Таблица 1. Международные  стандарты менеджмента , предназначенные для различных отраслей

Отрасль промышленности

 

Автомобильная

ИСОУТУ 16949:2002 (QS 9000)

Аэрокосмическая

AS 9100:2001

Телекоммуникационного оборудования

TL 9000:2001

Пищевая

ИСО 15161:2001 (стандарты  НАССР1 и GMP)

Медицинского  оборудования

ИСО 13485:1996, ИСО 13488:1996

Фармакологическая

Стандарты GMP

Лесная

Стандарты FSC


По данным «Бюллетеня ИСО» (январь, 2003), начата разработка стандарта  ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности продуктов питания. Требования», уровень  которого не уступает МС ИСО серии 9000 и МС ИСО серии 14000

Отражая мировую тенденцию  к стандартизации менеджмента , MSS устанавливают  требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей  в различных областях общего менеджмента . Определяющим достоинством стандартов MSS является систематизация требований к деятельности организации в конкретных областях менеджмента и создание предпосылок для продвижения этих систем к деловому совершенству.

Инфраструктура международных  стандартов, используемых при создании интегрированных систем менеджмента , может быть значительно расширена за счет получивших мировое признание стандартов на типовые компьютерные системы планирования и управления производством и моделирования процессов (MRP, MRP II, ERP, CSRP, CALS, ARIS, IDEF и др.). Однако эти стандарты, хотя и направлены на повышение эффективности менеджмента организации, являются инструментами для решения сугубо технических задач менеджмента и поэтому могут рассматриваться лишь в роли вспомогательных. Их использование целесообразно только после приведения всех идентифицированных в интегрированных системах процессов в соответствие с требованиями MSS.

Итак, под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента » носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время MSS интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент , менеджмент персонала, инновационный менеджмент , менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

О тождественности понятий  «интегрированная система менеджмента  » и «система общего менеджмента  » можно будет говорить лишь после  того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента , а это может оказаться неопределенно длительным процессом.

Между тем данный процесс, видимо, может быть ускорен путем  разработки универсального международного стандарта на систему общего менеджмента  организации. Постановка такой проблемы представляется достаточно обоснованной и реальной, если обратиться к отечественному опыту создания еще в начале 80-х годов прошлого века комплекса государственных стандартов серии 24525 на управление производственным объединением и промышленным предприятием. По принятой в этом комплексе методологии общая система управления организацией должна охватывать все аспекты ее деятельности и состоять из шести целевых подсистем по управлению: выполнением плана производства и поставок продукции, ресурсами, техническим развитием производства, социальным развитием коллектива и окружающей средой. Нетрудно установить, что многие элементы из этой системы в настоящее время полностью или частично регламентируются MSS. В связи с этим полагаем, что Госстандарт России мог бы инициировать в рамках ИСОДК 176 разработку международного стандарта на систему общего менеджмента организации.

Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких  систем можно отнести:

- интегрированная система  обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект , заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов (когда, согласно парадоксу Аристотеля, «один плюс один больше двух»);

- интегрированная система  минимизирует функциональную разобщенность  в организации, возникающую при  разработке автономных систем  менеджмента ;

- создание интегрированной  системы, как правило, значительно  менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;

- число внутренних  и внешних связей в интегрированной  системе меньше, чем суммарное  число этих связей в нескольких  системах; объем документов в  интегрированной системе значительно  меньше, чем суммарный объем документов  в нескольких параллельных системах;

- в интегрированной  системе достигается более высокая  степень вовлеченности персонала  в улучшение деятельности организации;

- способность интегрированной  системы учитывать баланс интересов  внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

- затраты на разработку, функционирование и сертификацию  интегрированной системы ниже, чем  суммарные затраты при нескольких  системах менеджмента .

Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных  систем должны служить стандарты ИСО серии 9000. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента . При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредованно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000 в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения. Из табл. 2 видно большое совпадение структуры и состава объектов стандартизации в стандартах ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001, а также частичное совпадение с SA 8000. Общим для ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления PDCA (Plan — Do — Check — Action), установленного в теории качества.

Как показал анализ , практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:

- создание аддитивных (от лат. additio— прибавление) моделей  ИСМ, когда к системе менеджмента  качества (СМК), выполняющей роль  базовой системы и в необходимых  случаях использующей требования ХАССП,GMP или FSC, последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS (рис. а). При применении данного варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет;

- создание полностью  интегрированных моделей, когда  все системы менеджмента объединяются  в единый |комплекс одновременно (рис. б). Несмотря на неоспоримые  организационные и экономические  преимущества второго варианта  создания ИСМ, он встречается еще крайне редко, что обусловлено сложностью работ по данному варианту и тем, что появлениеMSS происходило на протяжении длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987 г., принципы ХАССП и GMP — в начале 90-х годов, стандарты ИСО 14000 — в 1996 г., стандарты OHSAS, ISA и FSC — в конце 90-х годов.

Таблица 2. Соответствие между МС ИСО 9001:2000, ИСО 14001:1996, OHSAS 18001:1999 и SA 8000:2001

Объекты стандартизации

Разделы и пункты стандартов

 

ИСО 9001

ИСО 14001

OHSAS 18001*

SA 8000

Документирование  системы:

       

Создание документации

4.2,4.2.1

4.4.4

4.4.4

9.1

Управление документацией

4.2.2

4.4.4

4.4.5

 

Управление записями

4.2.4

4.5.3

4.5.3

9.14

Ответственность руководства:

       

Политика

5.3

4.2

4.2

9.1

Дели

5.4.1

4.3.3

4.3.3

 

Планирование

5.4.2

4.3.3

4.3.1

9.5

Ответственность и полномочия

5.5.1

4.4.1

4.4.1

9.5

Представитель руководства

9.5

4.4.1

4.4.1

9.3

Внутреннее информирование

5.5.3

4.4.3

4.4.3

 

Анализ со стороны  руководства

5.6

4.6

4.6

 

Менеджмент ресурсов

6.1-6.4

4.4.1,4.4.2, 4.3,4.4

4.4.2

 

Определение требований, относящихся к

Продукции 7.2.1 7.5

охране окружающей среды 4.3.1,4.3.2

промышленной  безопасности и охране труда 4.3.2, 4.4.6

 

Управление основной деятельностью

 

4.4.6

   

Управление

несоответствующей продукцией 8.3.

действиями в  аварийных ситуациях 4.4.7

действиями в  аварийных ситуациях 4.4.7

 

Мониторинг и  измерения

8.2

4.5.1

4.5.1

 

Внутренний аудит

8.2.2

4.5.4

4.5.4

 

Корректирующие  и предупреждающие действия

8.5.2, 8.5.3

4.5.2

4.5.1.4.5.2

9.11

Постоянное улучшение

8.5.1

4.3.4

4.3.4

9.1

'В России  введен в действие ГОСТ Р  12.0.006 [15], гармонизированный с OHSAS 18001


 

Система SA

 

Система OHSAS

   

СЭМ (FSC)

     

СМК (ХАССП.СМР)

     

 

 

Создание ИСМ, что называется «с нуля», должно строиться на принципах, установленных во всех международных стандартах менеджмента . При этом в качестве базовых должны приниматься принципы, сформулированные в стандартах ИСО серии 9000, и в первую очередь такие, как процессный и системный подходы, лидерство руководителя и вовлечение работников. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование отдельных стандартов в единую систему.

Порядок создания ИСМ  может быть таким же, как и при  создании СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. В общем случае этот порядок включает последовательное выполнение этапов, показанных на схеме 1.

Рисунок 3. Порядок создания ИСМ

 

Сертификат ISO 9000. Система менеджмента качества.

 

ISO 9000 - это серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор требований по организации управления качеством и эффективностью происходящих в компании процессов, выпускаемой продукции и услуг. В России ему полностью соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001.

Действующие документы:

Гост Р ИСО 9001 - 2001 Системы  менеджмента качества. Требования.

Гост Р ИСО 9004 - 2001 Системы  менеджмента. Рекомендации по улучшению  деятельности.

Гост Р ИСО 10005 - 2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании.

Гост Р ИСО 19011 - 2003 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и \ или охраны окружающей среды.

В отличие от лицензии сертификат ISO 9000 подтверждает, что продукция и услуги компании имеют международные стандарты, работа выполняется качественно, имеется опыт и квалификация. Особенно актуальным становится внедрение системы менеджмента качества перед предстоящей отменой лицензирования строительной деятельности. Сертификат ISO 9000 становится обязательным условием для начала отношений между заказчиком и исполнителем.

Федеральным законодательством устанавливается, что при подготовке и заключении государственных контрактов на закупку  и поставку продукции для федеральных государственных нужд необходимо указывать "сведения о наличии сертификата системы качества", то есть ISO 9000. В столице сертификат ISO 9000 стал обязательным условием для участия в торгах по городскому заказу. Постановлением Правительства Москвы №953 на стандарты ISO 9000 переводятся системы контроля качества всех базовых организаций строительного комплекса. В данном постановлении указывается, что организации, "не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, не будут допущены к участию в подрядных торгах по городскому заказу". Планируется, что аналогичные нормативные акты будут приняты и в других регионах России.

Информация о работе Интегрированная система менеджмента качества