Тип организационной структуры управления |
Окружающая среда |
Цель |
Ресурсы |
Время |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Линейно-функциональный |
Стабильная |
Стабильная |
Стабильные |
Постоянно |
Линейно-штабный |
Стабильная |
Малоизменчивая |
Малоизменчивые |
Постоянно |
Дивизиональный |
Стабильная |
Малоизменчивая, крупномасштабная |
Малоизменчивые |
Постоянно |
Продолжение табл.
2.3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проектный |
Изменчивая |
Изменчивая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
Матричный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
Бригадный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
По мере
достижения цели |
Целевой |
Стабильная, изменчивая |
Стабильная, изменчивая |
Стабильные,
изменчивые |
По мере
достижения цели |
Рассмотрение классических
моделей организационных структур управления
позволяет сделать ряд важных для современных
менеджеров выводов [5].
-
При формировании структур управления по классическим моделям учитывается ограниченный состав факторов, воздействующих на структуру, что не отражает ее возрастающей роли в управлении социально-экономическими системами.
-
В процессе формирования структур управления делается акцент на линейные, функциональные и программно-целевые связи. Разнообразие способов связей осуществляется по линии выделения объектов управления.
-
В современных условиях развитие теории менеджмента значительно расширяет содержание управленческих связей. Например, линейная связь кроме руководства и подчинения имеет и иное содержание, определяемое понятиями: экономический интерес, удовлетворенность, управляемость, т.е. экономическое, социальное и организационное содержание. Данное обстоятельство существенным образом должно отражаться на типологии структур управления.
-
Развитие рыночных отношений в России обусловливает потребность реструктуризации систем менеджмента на научно-методической основе. Поэтому при формировании организационных структур управления следует предусмотреть возможность выбора условий функционирования по критериям результативности и эффективности управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев основные виды
существующих организационных структур,
можно сказать, что они отличаются большим
разнообразием и определяются многими
объективными факторами и условиями. Организационная
структура фирмы и её управление не являются
чем-то застывшим, они постоянно изменяются,
совершенствуются в соответствии с изменяющимися
условиями.
Очевидным является то, что каждая организация
представляет собой достаточно сложную
технико-экономическую и социальную систему,
отражающую ее индивидуальность и специфику.
Описать эту систему возможно, если определить
характер взаимодействия подразделений.
Организационная структура, в идеале,
видит, прежде всего, установление четких
взаимосвязей между отдельными подразделениями
фирмы, распределение между ними прав
и ответственности. «Наилучшая» структура
– это та, которая наилучшим образом позволяет
организации эффективно взаимодействовать
с внешней средой, продуктивно и целесообразно
распределять и направлять усилия своих
сотрудников и, таким образом,
удовлетворять потребности клиентов и
достигать своих целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. – М.: ГАУ, 1993 - 210с.
-
Березкина Т.Е. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 2001 – 368с.
-
Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – М.: Перспектива, 2004 – 504с.
-
Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. – М.: Гардарики, 2000 – 528с.
-
Виханский А.С., Наумов А.Г. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. – М.: Гардарики, 2001 – 416с.
-
Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 502с.
-
Ефремов О.Ю. Теория организации. – СПб.: Университетский учебник, 2000 – 399с.
-
Иванова Т.Ю. Теория организации. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.: Питер. 2004 – 269с.
-
Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». Учебник. – Минск: «Новое знание», 2000 – 305с.
-
Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999 – 208с.
-
Кротов В.Ф., Лагома Б.А., Лобанов С.М. основы теории оптимального управления. Учебное пособие для экономических вузов. – М.: Высшая школа, 1990 – 212с.
-
Михалева Е.П. Менеджмент: пособие для подготовки к экзаменам, - М.: Юрайт – Издат, 2003 – 176с.
-
Мыльник В.В. Теория управления. Учебное пособие. – М.: Академический проспект, 2003 – 372с.
-
Парахина В.И., Ушвицкий. Л.И. основы теории управления. Учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление». – М.: Финансы и статистика, 2003 – 559с.
-
Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 425с.
-
Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – М.: Инфра-М, 2001 – 304с.
-
Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 248с.
-
Уколов В.Ф. Теория управления. Учебник. – М.: Экономика, 2003 – 576с.