Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 11:04, реферат
При проведении измерений необходимо обеспечить их единство. Под единством измерений понимается характеристика качества измерений, заключающаяся в том, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам воспроизведенных величин, а погрешности результатов измерений известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.
Все работы в области стандартизационного обеспечения не могут быть выполнены только силами Госстандарта и его служб. Поэтому отдельными вопросами теоретического и практического характера стандартизации могут заниматься предприятия и организации, обладающие необходимым научным потенциалом (вне зависимости от ведомственного подчинения). Такие субъекты называются базовыми организациями по стандартизации. Кроме этого, в любом ведомстве и на любом предприятии есть службы стандартизации (отдел, или бюро, лаборатория по стандартизации, или один из ИТР), которые административно подчиняются своему руководству, но методически работают под началом соответствующих служб Госстандарта.
В 1946 г. была создана международная организация по стандартизации (ИСО), членами которой являются более 120 стран (на их долю приходится более 95 % мирового выпуска продукции). Целью ИСО, как записано в уставе, является содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена, помощи и расширения сотрудничества в научной, технической и экономической деятельности.
ИСО состоит из руководящих и рабочих органов. К руководящим органам относятся Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, комитеты Совета и секретариат. Генеральная ассамблея собирается на сессии раз в три года. между сессиями руководство ИСО осуществляет Совет, избираемый Генеральной ассамблеей сроком на три года. При ИСО работают комитеты и технические комитеты. Наиболее значимы такие комитеты ИСО:
ПЛАКО – по планированию работ;
СТАКО – по изучению научных принципов по стандартизации;
КАСКО – по сертификации (создал стандарты ИСО серии 9000);
ИНФКО – по информации и др.
Техническими комитетами (в 1999 г. их было 186) разработано более 12000 стандартов.
ИСО тесно сотрудничает с международной электротехнической комиссией (МЭК), которая была создана в 1906 г. и в 1947 г. присоединилась к ИСО на автономных правах. МЭК по соглашению с ИСО (1976 г.) занимается разработкой стандартов в области электротехники, радиоэлектроники и связи. Членами МЭК являются 50 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли (потребление ими производимой в мире электроэнергии составляет 95%). Официальные языки МЭК (и ИСО) – английский, французский, русский. Высшим руководящим органом МЭК является Совет (заседания проводятся раз в год). Руководящим органом является также Комитет действия, который рассматривает вопросы, связанные с деятельностью технических комитетов, осуществляющих разработку международных стандартов (за время работы МЭК разработано более 2000 стандартов).
Организацией Объединённых Наций (ООН) создан ряд специализированных комиссий, задачами которых является разработка основных направлений политики по стандартизации, сертификации и испытаниям (для устранения технических барьеров в торговле путём координации деятельности по стандартизации). К ним относятся:
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
Экономические комиссии для стран Африки (ЭКА ООН), Западной Азии (ЭКЗА ООН), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Латинской Америки (ЭКЛА ООН). Высшим органом таких комиссий являются Совещания правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации (заседания проводятся раз в два года, где применимы рекомендации по стандартизации правительством, с использованием рекомендаций ИСО, МЭК). Разработкой документов по стандартизации занимаются рабочие органы экономических комиссий – технические комитеты и подкомитеты.
Европейские региональные организации. В рамках ЕЭС по аналогии с ИСО и МЭК были созданы:
СЕН (1961 г.) – Европейский комитет по стандартизации;
СЕНЭЛЕК (1972 г.) – Европейский комитет по стандартизации в электротехнике.
В задачи этих комитетов входит разработка европейских стандартов, которые являются основой для международной стандартизации. Ими разработано более 600 Европейских НД (EN), регламентирующих обязательные нормы на изделия в части безопасности труда, охраны здоровья и внешней среды.
Стандартизация в СНГ. Правительства государств-членов СНГ 13 марта 1992 г. подписали “Cоглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации”, которое предусматривает полную самостоятельность государств в вопросах развития национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации и необходимость проведения работ по гармонизации требований и норм национальных систем с международными стандартами.
Республика Беларусь с 1 января 1993 г. является полноправным членом ИСО. Госстандарт Республики Беларусь принят в качестве организации-члена ИСО от Республики Беларусь. Взаимодействие с такой влиятельной авторитетной международной организацией, как ИСО, позволяет значительно улучшить информационное обеспечение и расширить практику прямого применения международных стандартов в качестве стандартов Республики Беларусь. Это в свою очередь способствует увеличению объёма экспорта и позволяет вести борьбу против наплыва на потребительский рынок товаров сомнительного качества.
Представители более 20 предприятий Республики Беларусь участвуют в работе технических комитетов ИСО.
С июля 1994 года Республика Беларусь является полноправным членом МЭК. Госстандарт Республики Беларусь, как полноправный член МЭК, получает проекты стандартов, вновь принятые стандарты, каталоги стандартов МЭК, копии других документов. Это позволило организовать обеспечение предприятий стандартами и привлечь их к рассмотрению стандартов.
Являясь полноправным членом МЭК, Республика Беларусь участвует в голосовании по принятию стандартов МЭК. Беларусь также присоединилась к международной системе сертификации электротехнической продукции и изделий электронной техники.
Государственная система стандартизации Республики Беларусь допускает следующие варианты применения международных и региональных стандартов:
аутентичного текста (переводного) в качестве государственных нормативных документов Республики Беларусь без дополнений и с дополнениями, отражающими особенности требований к объекту стандартизации; заимствование отдельных положений (норм) международного стандарта для введения их в нормативный документ Республики Беларусь. Например, около 60 правил Европейской экономической комиссии ООН Указом Президента РБ введены на территории Беларуси как действующие стандарты.
Категории стандартов. В зависимости от уровня утверждения стандарты различают по категориям:
Международные стандарты – стандарты, принятые международными организациями по стандартизации: ИСО, МЭК и др.
Региональные стандарты – стандарты, принятые региональными организациями по стандартизации: стандарты Европейского экономического союза и др.
Межгосударственные стандарты – стандарты, принятые мГС или межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (эти стандарты являются региональными стандартами СНГ).
Государственные стандарты Республики Беларусь – стандарты, утверждённые Госстандартом Республики Беларусь или министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Стандарты предприятий – стандарты, утверждаемые руководством предприятий.
В государственной системе стандартизации Республики Беларусь установлены следующие категории нормативных документов (НД) по стандартизации:
государственные стандарты Республики Беларусь (индекс СТБ)
государственные строительные нормы и правила (индекс СНБ)
общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь (индекс ОК Республики Беларусь)
руководящие документы отраслей Республики Беларусь (индекс РД Республики Беларусь)
технические условия Республики Беларусь (индекс ТУ Республики Беларусь)
технические описания Республики Беларусь (индекс ТО Республики Беларусь)
стандарты предприятий (индекс СТП).
Государственные стандарты Республики Беларусь периодически (раз в 5 лет) пересматриваются (при необходимости в них вносятся изменения, и даже некоторые отменяются).
Требования в нормативных документах по стандартизации делятся на обязательные и рекомендуемые, которые могут отражать высшие достижения науки и техники, требования мирового рынка, прогрессивных региональных и национальных стандартов других стран.
Виды стандартов. Вид стандарта определяется спецификой объекта стандартизации, особенностями и полнотой нормируемых требований. Различают основополагающие стандарты; стандарты на продукцию; стандарты на работы (процессы) и услуги; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определённой области деятельности, общетехнические требования различных областей науки, техники и производства. Они должны также обеспечивать охрану окружающей среды и охрану труда.
Стандарты на продукцию устанавливают требования к группе однородной продукции (или к конкретной продукции).
Стандарты на работы (процессы) и услуги устанавливают требования к методам (способам, режимам) выполнения различных работ и услуг в технологических процессах изготовления, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам (способам, режимам) проведения контроля продукции при её производстве, потреблении, утилизации.
Особым видом нормативных документов по стандартизации являются пред стандарты, которые разрабатывают с целью ускоренного внедрения НИР и ОКР. Их разрабатывают на срок не более двух лет (порядок разработки устанавливается Госстандартом Республики Беларусь).
Системы стандартов. межгосударственные стандарты (ГОСТы) включают ряд формализованных систем с индексацией типа ГОСТ 2.309-73, где первое число означает номер системы, которой принадлежит стандарт. Этот номер отделяется точкой от номера подсистемы или конкретного стандарта. Две последние цифры после тира означают две последние цифры года утверждения стандарта (1973 г.). Аналогичный подход принят в Республике Беларусь, например, СТБ 1.0-96. Системы стандартов не равнозначны по объёму (одни содержат десятки стандартов, другие – сотни).
Межгосударственный классификатор стандартов
предназначен для использования при построении
каталогов межгосударственных и национальных
стандартов и других нормативных документов
по стандартизации, для классификации
стандартов и нормативных документов
по стандартизации, содержащихся в библиотеках,
базах данных и т. д. Он способствует приведению
в определённое соответствие информации,
а также таких средств оформления и направления
заказов, как каталоги, библиографические материалы,
выборочные перечни стандартов, а также
базы данных на магнитных и оптических
носителях, обеспечивая таким образом
распространение
Общие сведения о техническом нормировании Техническое нормирование представляет собой систему научно обоснованного и проверенного на практике установления затрат труда на выполнение определенной работы. Техническое нормирование в новых условиях хозяйствования позволяет: правильно организовать труд всех категорий работников предприятия; обеспечить данные, на основе которых можно четко спланировать, подготовить и организовать работу многочисленных подразделений предприятия; обоснованно оценить затраты труда на ремонт изделия. Техническое нормирование и научная организация труда неотделимы друг от друга, поскольку нормировать необходимо организованный труд, т.е. труд, определенным образом систематизированный.
Техническое нормирование труда представляет собой систему установления технически обоснованных норм времени, т. с. необходимых затрат времени на качественное выполнение определенной работы. Главная задача технического нормирования—обеспечение более высоких темпов роста производительности труда. Реализацию этой задачи обеспечивает разработка мероприятий, направленных на выявление и использование резервов повышения производительности труда, которые имеются на каждом предприятии из-за наличия явных и скрытых потерь рабочего времени, а также на повышение производительности труда, разработку и установление технически обоснованных норм на различные работы с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющейся техники. При этом предусматривается четкая организация рабочих мест и построение технологических процессов, использование аредовых приемов и методов груда. Выявление скрытых резервов производства (резервов рабочего времени) осуществляется на основе исследования производственных процессов, анализа содержания труда и всех условий, оказывающих влияние на его производительность.
Методы, которые применяет техническое нормирование
в повседневной практике, просты и доступны
для применения на любом предприятии и
включают в себя наблюдение за работой
непосредственно на рабочем месте, обработку
и анализ результатов наблюдений. Результаты
анализа являются основой разработки
новой, более рациональной и более эффективной
организации труда, лучших и более совершенных
приемов работы. Сокращение рабочего времени
на изготовление (ремонт) продукции может
осуществляться различными способами
(например, благодаря созданию и использованию
новых, более производительных машин,