Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявление особенностей взаимовлияния и взаимосвязи эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта женщин и мужчин.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
Изучение теоретико-методологической базы по данной теме;
Анализ эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта на основе методик;
Выявить влияние эмоциональной компетентности на профессиональную деятельность.
Первый направлен на поддержание, воспроизводство существующего опыта, культуры и является традиционным не только для средних и высших учебных заведений, но и для ряда организаций, которые еще не осознали роль человеческих ресурсов для успешного функционирования организации в современных условиях.
Второй подход представляет собой процесс образовательной деятельности, который стимулирует инновационные изменения в существующей производственной и социально-культурной среде. Инновационное обучение связано с творческим поиском на основе имеющегося опыта, с активным откликом на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед организацией проблемные ситуации.
В целях совершенствования системы корпоративного развития персонала целесообразно иметь общую методику формирования единых ориентиров и решений по реализации проектов профессионального обучения. В зарубежной практике подобную методику давно считают унифицированной. Во Франции ее называют «кайе-де-шарж», дословного перевода этого термина в русском языке нет, как нет и подобной методики, поэтому в отечественной литературе принято говорить о модели выявления потребностей, корректировки, реализации и оценки проекта профессионального обучения.
В общем виде в эту модель включают составляющие, указанные в табл. 1.
Применение этого подхода помогает достижению уровня удовлетворения потребностей в обучении за счет сбалансированности между спросом и предложением, т.е. каждая из позиций «спрос» в табл. 1 требует проведения ряда локальных действий («предложение»), которые направлены на детальное выявление всей имеющейся информации по данному вопросу и ее корректировке с течением времени при реализации и оценке проекта. 12
Таблица 1
Модель выявления потребностей, корректировки, реализации и оценки проекта профессионального обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вместе с тем в последнее
время все острее встает вопрос о том,
что необходимо оценивать
результативность подготовки персонала.
Различные задачи проекта
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки предполагают различные
оценки.
Оценка должна проводиться с учетом отзывов руководителя подразделения, группы, отдельных работников, преподавателей курса, менеджеров по персоналу по таким критериям, как достижение уровня поставленных задач, показатели результатов обучения и т.п.
Поэтапная и общая оценка проекта является очень важной функцией реализации и своевременной корректировки проекта. Она замыкает цикл работ и создает основу для формирования аналогичного нового проекта по профессиональному обучению очередной группы работников.
Критерии оценки отражены в табл. 2.
Таблица 2
Критерии оценки профессионального обучения
|
|
|
Общая оценка проекта; результаты профессионального обучения работника |
|
Результаты профессионального обучения; степень применения полученных знаний на практике |
|
Практические навыки и умения слушателей по результатам обучения; педагогические разработки, приемы и методы обучения |
|
Общая оценка проекта; результаты профессионального обучения слушателей; оценка организации проекта; качественная оценка преподавательского состава; оценка методического и технического обеспечения обучения |
Конечно, справиться со сложными и объемными задачами, о которых речь шла в данном разделе, одному руководителю трудно, нужны специальные знания и соответствующий опыт.
Поэтому в организациях возрастает роль руководителей {менеджеров) и специалистов системы управления персоналом и, в частности, обучения персонала. Эти сотрудники должны быть разработчиками и идеологами программ внутрифирменного обучения.
Необходимым условием формирования профессиональной направленности в системе отношений «человек – человек» является способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Нормы поведения задаются той социальной ролью, которую выполняет участник взаимодействия.
Для того, чтобы возник диалог, необходимо в образ конкретной социальной роли включать модель коммуникативного поведения, которая включает значимость получаемой информации для собеседника, его психическое состояние, установку и т. д.
Высокая степень включенности в процесс общения эмоциональной сферы, умение управлять своим восприятием, смотреть на личность как на ценность, «считывать» изменения в лице, голосе, жесте, умение прогнозировать ход общения невозможно без самопознания, саморефлексии и саморегуляции – способности сравнивать, сопоставлять свое видение себя с оценками других участников взаимодействия.
Эмоциональная компетентность как интегральная характеристика позволяет прогнозировать успешность профессиональной карьеры личности в коммуникативной и социально-управленческой деятельности.
В сегодняшней ситуации это особенно актуально, так как во всех сферах деятельности присутствует компетентностный подход.
Структура эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности успешных сотрудников представляет собой единое, динамично функционирующее и гибкое, взаимосвязанное целое.
Структура эмоционального интеллекта неуспешных сотрудников является негибкой и взаимосвязи между отдельными параметрами эмоциональной компетентности у них недостаточно сформированы.
Эмоциональная компетентность и другие рассматриваемые в исследовании ресурсы личности, и в особенности степень их взаимосвязанности, можно рассматривать как личностный фактор эффективности профессиональной деятельности и, более того, как один из предикторов успешности освоения учебного материала.
Исследовательский дизайн, использованный в данной работе, не позволяет однозначно судить о том, являются ли нарушения в структуре эмоционального интеллекта причиной или следствием дезадаптации неуспешных сотрудников.
Однако полученные данные дают все основания утверждать, что они существенно снижают результативность профессиональной деятельности.
На основе полученных в ходе исследования данных, были предложены рекомендации по профессиональному самообразованию по психолого-педагогическому сопровождению сотрудников, испытывающих трудности в профессиональной деятельности, связанные с недостатками развития эмоционального интеллекта и саморегуляции.
1 Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Люсин Д. В.– Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3–22.
2 Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2009. - № 2. - с. 91–96.
3 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 2010. - с. 114.
4 Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. - 2008.- № 2. - с.157–159.
5 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 2010. - с. 114.
6 Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 2011, с. 29.
7 Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. - с. 109–125.
8 Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М: КСП+, 2008. - с.150.
9 Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М: КСП+, 2008. - с.150.
10 Кричевский P.JI. Если Вы руководитель . Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 2011. - с. 162.
11 Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2008. - с.150.
12 Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 2011. - с. 29.
Информация о работе Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя