Этапы создания системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей поэтапного создания системы менеджмента качества.
Задачи:
Изучить литературу по истории управления качеством;
Проанализировать вклад российских ученых в развитие науки управления качеством;
Изучить структуру создания системы менеджмента качества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
История развития науки управления качеством…………………………....4
Вклад российских ученых в развитие науки управления качеством……...9
Создание системы менеджмента качества…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….31
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

контр. работа.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

В работе «Экономические проблемы повышения качества промышленной продукции», вышедшей в 1969 г., ее авторы Д.С. Львов, Л.А. Долгих, И.А. Березанский и Ю.А. Зыков сформулировали основные положения, а также

особенности и проблемы определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции. В частности, они отмечали, что для ее определения используются те же экономические показатели, что и при расчетах экономической эффективности капитальных вложений: себестоимость или годовые эксплуатационные издержки, капитальные вложения, приведенные затраты [5, с.70].

Д.С. Львов, В.И. Седов и  В.И. Сиськов в работе «Стандарт  и качество» отмечают, что основным показателем улучшения качества продукции является народно-хозяйственный экономический эффект. В соответствии с данным подходом повышение качества продукции должно обеспечивать максимальный экономический эффект от использования каждой единицы трудовых, материальных и природных ресурсов общества.

В рамках экономической теории качества с середины 1960-х гг. в нашей стране повышенное внимание стало уделяться вопросам анализа затрат по функциям управления качеством. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли российские ученые А.В. Гличев, Л.Я. Шухгальтер, В.И. Сиськов, Б.Л. Бенцман, В.Н. Войтоловский, В.И. Седов, Я.Ш. Котликов, Л.Б. Сульповар, А.И. Улицкий, Е.С. Васильева, И.П. Цимбалов, В.И. Терещенко, А.С. Шерешевский, Е.М. Карлик, Д.С. Демиденко и др.

Одной из первых отечественных  попыток анализа затрат на качество стали исследования, проведенные  В.Н. Войтоловским. Автор выделяет три составляющие «стоимости качества»: «стоимость предупреждения», «стоимость оценки» и «убытки от брака». По мнению В.Н. Войтоловского, экономически допустимые границы увеличения расходов на контроль качества определяют размеры потерь от брака [5, с. 72].

В работах Е.М. Карлика  и В.М. Шкловского затраты по обеспечению  качества продукции подразделялись на затраты, связанные с обеспечением выпуска изделий планируемого качества и созданием изделий нового качества.

И.Г. Резник и О.В. Олешко все затраты классифицируют по трем категориям [5, с. 72]:

1) расходы, связанные с  выпуском продукции низкого качества;

2) расходы, связанные с  оценкой уровня качества и  контролем производства продукции;

3) расходы на управление  качеством выпускаемой продукции.

Большое внимание в рамках данного направления исследований уделялось совершенствованию системы учета в производстве, нормативной базы и методов определения и анализа затрат на качество.

Значительный вклад в  изучение проблемы резервов производства внесли такие российские ученые, как  Г.А. Пруденский, К.И. Клименко, Г.В. Теплов, О.Е. Каменицер, В.Н. Ганштак, П.А. Жуков, Л.Е. Стариков, Б.Л. Бенцман, В.М. Ларин, В.И. Сиськов и др.

Так, В.М. Ларин отмечал, что  особенности резервов качества продукции  состоят в том, что между использованием того или иного резерва и получением эффекта в народном хозяйстве  часто существует значительный разрыв во времени.

В рамках данного направления  широко разрабатывались методы выявления и использования резервов повышения качества продукции. С 1972 г. на предприятиях страны начинали разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством продукции  (КСУКП).  В 1970-х гг.  формировались отраслевые и территориальные системы качества,  и,  наконец,  в это же время были сформулированы принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП). Каждая из перечисленных систем внесла определенный вклад в развитие форм и методов УК не только в нашей стране, но и за ее пределами [6, с. 69].

Таким образом, рассмотренные  основные направления формирования и развития российской школы управления качеством позволяют сделать  следующие выводы.

Российская школа управления качеством является одной из сильнейших в мире в теоретико-методологическом и методическом подходах к исследуемой проблеме. Если 1920—1930-е гг. характеризуются развитием стандартизации, форм и методов научной организации труда, то конец 1960-х, а также 1970-е гг. по праву можно назвать периодом расцвета российской школы управления качеством. Именно в это время формируется целая плеяда выдающихся ученых, чьи научные взгляды на долгие годы определили подходы к управлению качеством, причем не только в нашей стране, но и в мировом сообществе.

В отличие от зарубежных подходов российская школа управления качеством включает разноплановые и многообразные направления, взаимообогащающие и дополняющие друг друга. Время показало необходимость существования и активного внедрения в практику основных положений всех этих направлений в рамках системного подхода к управлению качеством. Системный подход –  это концепция, определяющая необходимость и возможность рассмотрения любых объектов и процессов как систем.

Приоритет российских ученых в разработке и внедрении системного подхода к управлению качеством,  в формировании таких областей,  как квалиметрия,  экономико-статистическое исследование качества продукции, оценка эффективности повышения качества промышленной продукции неоспорим. 

 

  1. Создание системы менеджмента качества.

Для успешного функционирования любого предприятия необходимо формирование и поддержание эффективной системы  управления, составной частью которой  является менеджмент качества. В основу формирования системы менеджмента  качества могут быть положены МС ИСО серии 90001.

Деятельность по формированию и  внедрению систем менеджмента качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы [1, с. 197]:

I. Предпроектиый  анализ и обучение.

II. Разработка  политики и целей в области  качества.

III. Проектирование  системы менеджмента качества.

IV. Документирование  системы менеджмента качества  предприятия.

V. Внедрение  системы менеджмента качества  на предприятии.

VI. Подготовка  к сертификации системы менеджмента  качества.

I этап. Предпроектиый анализ и  обучение.

Включает анализ организационных  и технико-экономических условий  внедрения МС ИСО серии 9000 и проведение базового обучения в области менеджмента качества руководителей предприятия и ведущих специалистов.

Анализ  условий внедрения МС ИСО серии 9000 должен показать возможность и целесообразность применения на данном предприятии этих стандартов. Подобный анализ целесообразно проводить по следующим основным направлениям:

  • анализ действующей па предприятии нормативной и технической документации, устанавливающей требования к техническому уровню и уровню качества продукции, технологическим процессам ее производства и регламентирующей порядок проведения контроля качества и испытаний продукции;
  • анализ состояния технологических процессов производства, полноты и правильности проведения контроля и испытаний;
  • анализ состояния оборудования, технологической оснастки, инструментов, энергоносителей и других средств труда;
  • анализ состояния работы но метрологическому обеспечению па предприятии;
  • анализ состояния дисциплины поставок и качества, используемых в производстве сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • анализ укомплектованности предприятия кадрами и порядка подготовки и повышения квалификации; такой анализ проводится на основе данных обследования деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на качество продукции; при обследовании для получения информации используются нормативная, техническая, плановая и отчетная документация, статистические данные, а также непосредственные наблюдения и опрос специалистов предприятия.

На основании анализа организационных  и технических условий внедрения  МС ИСО серии 9000 составляется отчет, который в дальнейшем может послужить основой для определения руководством предприятия политики и целей в области качества. Кроме того, проведенный анализ способствует повышению эффективности обучения персонала в области качества. Обучение должно проводиться высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт практической работы в области формирования систем менеджмента качества на предприятиях. В дальнейшем эти специалисты могут оказать предприятию консалтинговую помощь при проектировании, внедрении и подготовке системы менеджмента качества к сертификации.

Следует отметить целесообразность приглашения  квалифицированных специалистов для оказания консультационных услуг при создании системы менеджмента качества: практика показывает, что, как правило, персонал предприятия не может справиться с этой сложной работой самостоятельно.

II этап. Разработка политики и  целей в области качества.

Существует достаточно много определений понятия «миссии». Миссию определяют как стратегическую цель, выражающую смысл существования и предназначение организации. Генеральная цель, смысл существования, предназначения, роль и философия – это список понятий, с которым связывают миссию организации.

Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и процессов и является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.

Цели должны быть конкретными, измеримыми и согласуемыми с Политикой в области качества, ориентированными во времени, обеспеченными ресурсами и не противоречащими внешним и внутренним факторам.

Формирование миссии, политики в области качества, целей в области качества -  это задача высшего руководства.

При разработке политики в области качества следует  учитывать:

  • перспективы дальнейших улучшений, необходимые для успешной деятельности организации;
  • ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребителей;
  • повышение квалификации персонала предприятия;
  • потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
  • ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований МС ИСО серии 9000;
  • потенциальный вклад поставщиков и партнеров.

III этап. Проектирование системы менеджмента качества.

Предприятие, исходя из политики и целей в области качества, определяет процессы и устанавливает основные виды деятельности в системе менеджмента качества, а также осуществляет распределение ответственности и полномочий руководства в системе.

Для результативного и эффективного функционирования организация должна осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Преимущество процессного подхода  состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на стыке  отдельных процессов, а также  при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента  качества такой подход подчеркивает: важность понимания и выполнения требований; необходимости рассмотрения процессов с точки зрения их значимости для успешной деятельности компании в целом; достижения результатов выполнения процессов и их результативности; постоянного улучшения процессов, основанного на объективной оценке и измерении.

При проектировании системы менеджмента  качества в соответствии с МС ИСО серии 9000-2000 организация должна:

а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента 
качества, и их применение во всей организации;

б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении 
этими процессами;

г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для 
поддержки этих процессов и их мониторинга;

д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных 
результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с  требованиями стандартов.

IV этап. Документирование системы менеджмента качества предприятия.

Одно из важнейших требований МС ИСО серии 9000 — обеспечение строго документального оформления порядка  выполнения всех работ в рамках создаваемой и функционирующей системы менеджмента качества. В связи с этим действия по разработке, утверждению, выпуску, изменению документов требуют особого внимания при формировании и функционировании системы.

В МС ИСО серии 9000 определены виды документов для оформления системы менеджмента качества на предприятии, которые схематично представлены.

Структура документации СМК  состоит из следующих уровней [8]:

Информация о работе Этапы создания системы менеджмента качества