Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:06, контрольная работа
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
1 – вносить вклад в
совершенствование
2 – на основе уважения
к человеку создавать
3 – создавать благоприятную
обстановку для проявления
Призыв журнала был
услышан и подхвачен. В мае 1962
г. зарегистрирован первый кружок качества
на заводе государственной телефонно-
Появление международных
стандартов ИСО серии 9000 на
системы качества явилось
С конца 80-х годов предприятия стран с рыночной экономикой стали заниматься разработкой. внедрением и сертификаций систем менеджмента качества. Сформировался системный подход к менеджменту качества.
Серьезное внимание стало уделяться не только качеству продукции, но и качеству предоставления услуг. Это обусловлено тем, что прошедшее десятилетие во многих странах с рыночной экономикой характеризуется бурным ростом сферы услуг. При этом предоставление услуг не противопоставляется производству продукции.
Пример. Клиент покупает машину. С одной стороны ему продают товар, а с другой – предоставляют услуги (информацию, послепродажное обслуживание и т. п.). Услуги и товары взаимосвязаны, хотя соотношение между ними может различаться.
Характер движения от товара к услуге можно представить в виде схемы (рис. 2.1).
Взаимосвязь товара и услуги. Предоставление услуг имеет ряд особенностей. Услуги не всегда являются вещественными. В этом случае невозможно подтвердить качество услуги.
Пример. Преподаватель ВУЗа дает дополнительную консультацию студенту. Качество этой услуги может оценить только студент при условии, что удовлетворен объяснениями.
При предоставлении услуг производство и потребление взаимосвязаны. Без активного сотрудничества сторон никакое производство невозможно. Так, преподаватель не может дать знания студенту без участия и желания последнего.
Качество услуг имеет различные измерения. Это можно пояснить на примере так называемой индустрии гостеприимства. В этой области качество – это то, что хочет каждый. Предприятие обслуживания должно гарантировать его. В США, да и в нашей стране нет такой рекламы, в которой бы не говорилось, что предлагаемые товары или услуги обладают самым высоким качеством. Никогда прежде предприятия обслуживания не были так озабочены вопросами качества товаров и услуг. Это обусловлено тем, что качество оказывает самое большое влияние на жизнеспособность предприятий обслуживания. История многих современных корпораций индустрии гостеприимства доказывает, что именно качество позволило достичь лидирующего положения в этой сфере.
Гарантирование качества – закрепление и поддержание системы обеспечения качества, включая доказательства того, что она соответствует современным условиям является главным итогом эволюции менеджмента качества. Общий менеджмент и менеджмент качества взаимосвязаны. Ниже прослеживается эта взаимосвязь. 1
рис 2.1
21. Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 2000
Осознание необходимости системного подхода к управлению качеством и накопленный опыт привели к тому, что в 60-70 годах в ряде промышленно развитых стран были разработаны стандарты на системы управления качеством. В США и Великобритании эти стандарты сначала применялись министерствами обороны при проверках поставщиков, когда заключались контракты на поставку военной техники, а затем стали использоваться во взаимоотношениях заказчиков с поставщиками гражданской продукции.
Эти стандарты были положены
в основу разработанных Техническим
комитетом (ТК) 176 «Управление качеством
и обеспечение качества»
Первая версия стандартов
касалась общего руководства качеством.
Следующая версия (1994 г.) была значительно
расширена за счет рекомендаций по
внедрению систем качества в организации.
В декабре 2000 г. была принята новая
версия стандартов, предусматривающая
принципиально отличные пути построения
системы управления качеством на
предприятии и наиболее полно
реализующая концепцию
Требования, содержащиеся в стандартах ISO 9000: 2000, являются универсальными и применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и конкретной отрасли.
Цель стандартов состоит
в обеспечении общего руководства
качеством и выработке
Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствовать работе организации излишним дублированием функций управления.
Стандарты ISO 9000 не являются
обязательными и степень
Область применения стандартов серии ISO 9000 достаточно широка и включает в себя:
Рис. 2 . Структура стандартов семейства ISO: 2000
9000:2000 - семейство стандартов, относящихся к качеству, опубликованных 15 декабря 2000 года и используемых в качестве официальных.
· ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - представляет собой введение в СМК, а также словарь терминов и определений.
· ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001) «Системы менеджмента качества. Требования» - устанавливает требования к системам менеджмента качества, определяет модель СМК, основанную на процессах, и применяется для целей сертификации и аудита
· ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004 -2001) «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» - содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий
· ISO 19011:2002 (ГОСТ Р ИСО 19011 - 2003) «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»
· ISO 17024:2002 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию лиц»
Основополагающими являются стандарты ISO 9001 и ISO 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно.
· ISO 10005 Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества
· ISO 10006 Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами
· ISO 10007 Рекомендации по менеджменту конфигурации системы менеджмента качества.
· ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
· ISO 10013 Рекомендации по документированию системы менеджмента качества.
· ISO 10014 Руководящие указания по управлению экономикой качества.
· ISO 10015 Управление качеством. Руководящие указания по обучению.
· ISO/TS 10017 Рекомендации по применению статистических методов при внедрении стандарта ISO 9000:2000.
· ISO 10018 Работа с жалобами. Руководящие указания для организаций.
· ISO 10019 Руководящие указания по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использования их услуг.
Отличие стандартов ISO 9000:2000 от предыдущей версии
1. На переднем плане находятся вопросы определения запросов потребителей и их удовлетворенности.
2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства.
3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.
4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ISO 14000).
5. Усилена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отраслевой принадлежности или видов выпускаемой продукции.
6. Появилось требование измерения удовлетворенности потребителей.
. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.
. Уточнена терминология.
Сертификация - важный фактор
обеспечения доверия при
Настоящий стандарт содержит
рекомендации по достижению устойчивого
успеха любой организации в сложной,
требовательной и постоянно меняющейся
среде путем использования
Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.
Настоящий стандарт поддерживает использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего ее руководство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, с целью выявления сильных и слабых сторон и возможностей для совершенствования и (или) использования инновационного подхода.
В настоящем стандарте
менеджмент качества рассматривается
более широко, чем в ИСО 9001; он
рассматривает потребности и
ожидания всех соответствующих
На рисунке 1 приведена развернутая модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, с включением элементов стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004.
Настоящий стандарт был разработан
для обеспечения