Качество как фактор обеспечения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество. Это слово – «качество» - стало общим местом в программных речах руководителей всех рангов. Итак, что же такое качество? В советские времена качественным товаром можно было считать товар, соответствующий установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны и быстро устаревают. Такое понимание качества не годится в условиях рынка. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….2

1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе………………………………………………..….3


1.1. Понятие конкурентоспособности…………………………………3

1.2. Параметры конкурентоспособности продукции…………….…..4


1.3. Факторы (критерии), определяющие конкурентоспособность продукции………………………………………………………………6

2. Качество как основная категория оценки потребительских ценностей…………………………………………………………….…8


2.1. Показатели качества продукции……………………………….…8

2.2. Факторы влияющие на качество продукции……………………14


2.3. Управление качеством продукции……………………………....16

Заключение……………………………………………………………….….20


Список литературы…………………………………………………….…..21

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.52 Кб (Скачать файл)

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного исполнения, стабильность товарного вида (знаковость, оригинальность, соответствие стилю, соответствие моде, цветовое решение функционально-конструктивная обусловленность, эргономическая обусловленность организованность обьемно - пространственной структуры, тектоничность, пластичность, упорядоченность графических и изобразительных элементов, колорит и декоративность, цвет, яркость, фактура, текстура и др.). 
 
5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало - и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями. 
 
Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей. Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам. 
 
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (число реализованных в конструкции патентов, лицензий, ноу-хау, степень патентозащищенности). 
 
8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. (содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, уровень ПДК и т. д. 
 
9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами. 
 
10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

С увеличением количества показателей  качества трудоемкость оценки возрастает, а вот объективность возрастает несущественно, поэтому в состав оценочных показателей рекомендуется вводить только наиболее весомые показатели с точки зрения потребителя. В связи с этим на практике при оценке качества товаров принимают весьма скромную номенклатуру показателей.

Еще одна проблема оценки качества — это  объединение выбранного множества  показателей в один числовой показатель. Эта проблема обусловлена тем, что, во-первых, корректное сравнение альтернативных вариантов по одному единственному показателю практически невозможно, во-вторых, на практике очень редко встречаются ситуации, когда все показатели альтернативных вариантов упорядочение «выстраиваются» в ряд и по ним легко ранжировать сравниваемые изделия.

    1. Факторы влияющие на качество продукции.

 

Итак, какие же факторы определяют ценность продукции? Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих  продукцию.

 
         Высокое  качество изделий предопределяется  различными факторами, основными  из которых являются: 
 
-Факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т. д.); 
 
-Факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т. д.); 
 
-Факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т. д.). 
 
Факторы бывают внутренние и внешние. 
 
         К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические. 
 
      Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. 
 
           Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала. 
 
           Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. 
 
            Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. 
 
           Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т. е. покупателей, конкуренцию и т. д. 
 
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.

    1. Управление качеством продукции

 

Управление  качеством продукции это не просто контроль качественных параметров и  причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный  цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и  функционирования самой системы  управления качеством. Для обеспечения  стабильного качества любой компании необходима стратегия качества. Такая  стратегия предполагает внедрение  определенной философии. Ее основные элементы отображены в на следующем рисунке. 
 
          В центре стратегии качества, - конечно же, концентрация на клиентах и их потребностях, которые являются критерием качества. Концентрация в данном случае означает, что, принимая любое решение в управлении фирмой, мы должны принимать во внимание то, как оно отразится на удовлетворенности наших клиентов. 
 
          Для эффективного управления качеством принципиальное значение имеет концентрация на процессах. Как процесс можно рассматривать практически любую организационную деятельность. В ходе процесса некий «вход» (сырье, материал, полуфабрикат, информация и т. д.) преобразуется в некий «выход» (продукт) с конечной целью удовлетворить потребности клиента. Качество конечной продукции или услуг зависит от качества каждого отдельного процесса и их взаимоувязанности. Концентрация на процессах позволяет обеспечить прозрачность и управляемость производственной деятельности предприятия и работ по обслуживанию клиентов. 
 
         По данным исследователей, около 90% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 70% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке. При разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат - если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию - то уже в 100 раз больше, через две стадии - в 1000 раз и т. д. Концепция всеобщего менеджмента качества требует изменения подхода к разработке новой продукции, поскольку ставится вопрос не просто поддержания определенного, пусть и достаточно высокого, уровня качества, а удовлетворенность потребителя. 
 
          Большое внимание следует уделить повышению деловой культуры, которая необходима для общего подъема качества во всех звеньях, во многом касается технологий разработки и подготовки производства продукции. 
 
           Еще один важный элемент динамичной стратегии (или системы) качества - непрерывные улучшения. Деятельность по улучшению качества направлена на обеспечение максимального соответствия производимых продукции и услуг потребностям клиентов, а также на устранение выявленных недостатков в существующих процессах. Качество продукции и услуг зависит от качества управления, принятия решений. Решения, влияющие на качество должны приниматься на основе фактов и проверенных данных. 
 
             Описанный подход к обеспечению качества является универсальным и может быть использован практически каждым предприятием, в любой отрасли для обеспечения стабильного высокого качества продукции и услуг. Этот универсальный подход был законодательно закреплен стандартов ИСО 9000.

При внедрении систем качества по данным стандартам требуется, чтобы производитель  внедрял методы анализа проектных  решений, причем такому анализу должны подвергаться как входные данные проекта, так и выходные. Поэтому  предприятия, создающие или развивающие  системы качества, обязательно применяют  либо типовые технологии анализа (ФСА, FMEA, ФФА), либо используют собственные  технологии с аналогичными возможностями. Использование типовых технологий предпочтительно, поскольку результаты понятны не только производителю, но и потребителю, и в полной мере выполняют функцию доказательств  качества. 
 
             Ясно, что управлять качеством должны все, кто хочет сохранить конкурентоспособность на рынке. Вряд ли кто-то станет отрицать важность повышения качества для успеха на рынке. Другое дело - дорогостоящая процедура сертификации. 
 
             Сертификация по стандартам ИСО 9000 предполагает соответствие системы качества предприятия ряду как содержательных, так и формальных требований. Процесс приведения системы качества в соответствие этим требованиям может быть весьма трудоемким и, как правило, занимает много времени. Поэтому, прежде чем принять решение о подготовке системы качества к сертификации по ИСО 9000, руководство предприятия должно тщательно взвесить все «за» и «против», а также ясно определить зачем компании нужен сертификат на систему качества. 
 
            Даже за рубежом наличие сертификата ИСО 9000 (или аналогичных сертификатов) является обязательным лишь в отдельных отраслях, преимущественно, связанных с продукцией, от качества которой зависит жизнь и здоровье людей (военные и аэрокосмические отрасли, автомобилестроение и др.). Иногда наличие сертификации является требованиям системы качества самого заказчика. В остальных случаях сертификат ИСО 9000 не является обязательным, однако может обеспечить преимущество при выборе поставщика. 
 
                Если дело касается российских предприятий, то речь о сертификации по ИСО 9000 должна вестись в том случае, если компания работает на зарубежных рынках или намерена выходить на них, или же если клиенты компании требуют наличия у нее сертифицированной системы качества. Так, например, для предприятий легкой промышленности проблемы управления качеством и сертификации систем качества очень актуальны[2071]. Все больше отечественных швейных и текстильных производств выходят на зарубежные рынки. Наиболее распространенная схема выхода предприятий легкой промышленности на экспортные рынки - участие в производственной кооперации с зарубежными партнерами. Европейские производители одежды готовы сотрудничать с поставщиками и субподрядчиками из России, однако они требуют высокого и стабильного качества запрашиваемых производственных услуг. Конечно же, наличие документированной и сертифицированной системы качества может обеспечить большее доверие со стороны зарубежных партнеров.

 

Заключение

Данная  тема курсовой работы весьма интересна, обширна и неоднозначна. В условиях рыночной экономики перед предприятиями  постоянно стоит проблема обеспечения  конкурентоспособности продукции, от решения которой напрямую зависит  их успешная деятельность. 
 
         Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции, для достижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкая организация работ по управлению качеством. 
 
         Управление качеством прошло ряд этапов в своем развитии. 
 
          Качества продукции можно добиться разными методами, каждый из которых предприятие выбирает самостоятельно. Можно пойти по пути стандартизации и свести все производственные процессы к унифицированным, а можно найти какую-либо «изюминку» и выиграть в конкурентной борьбе за счет стиля и экстраординарности. Но, как показывает практика и исследования темы моей работы, качество продукции – это комплексная составляющая. Поэтому если упустить какую - либо составляющую в производстве продукции, съэкономить на сырье или на времени производства, можно потерять прибыль, потом имидж, а потом вообще стать банкротом. Отсюда такая важность изучения менеджмента качества, как главной составляющей конкурентоспособности продукции. Решающее значение в организации работ по качеству имеет позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству выпускаемой продукции и услуг. 
 

Список литературы

 

  1. Лифиц И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Окрепшюв В. В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998
  3. Голубков Е. Л. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999
  4. Фомин В. И. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. — М.: ЭК-МОС, 2000
  5. Дзахмишева И. III. Методика опенки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети. - М.: Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 3(4)
  6. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь. - 1999.

 


Информация о работе Качество как фактор обеспечения конкурентоспособности